Главная » Интервью, История, Лица » 22.06.2019, 04:10

Фронтовые дороги известных актёров


Кто из поколения 70-х прошлого века не помнит Анатолия Папанова в художественном фильме "Живые и мёртвые", снятого по одноимённому роману Константина Симонова? Вероятно, единицы. В то время Папанов был уже довольно известным актёром. 

Но мало кто знал, что он прошёл фронт, в 1942 году был тяжело ранен в ногу под Харьковом, и в 21 год стал инвалидом третьей группы. Начинал службу старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. Он и его товарищи, такие же необстрелянные юноши, попали в настоящий ад. Папанов позже вспоминал: "Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?" Его роль генерала Серпилина в "Живых и мёртвых" сыграна правдиво и точно. Так же правдиво он сыграл ветерана войны в другой киноленте – "Белорусский вокзал", в которой прозвучала песня тоже бывшего фронтовика Булата Окуджавы. "Холодное лето пятьдесят третьего" – последний фильм с участием Анатолия Дмитриевича Папанова. Впрочем, актёр, несмотря на свою серьёзную внешность, довольно часто приглашался режиссёрами на комедийные роли, которые тоже исполнял блестяще.

Несломленный Верещагин

Другой характерный актёр отечественного кинематографа, Павел Луспекаев, ушёл на фронт добровольцем в 1943 году в возрасте 15 лет от роду. Воевал в партизанской разведгруппе, в одной из операций получил тяжёлое ранение в руку разрывной пулей. Ему раздробило локтевой сустав. Павла отправили на лечение в саратовский военный госпиталь, где хирург приготовился ампутировать руку паренька. Луспекаев, придя в сознание, не позволил хирургу трогать свою руку, пока тот не поклялся, что ампутации не будет. И слово сдержал.

После госпиталя – снова фронт. В одном из разведывательных рейдов Павел был вынужден лежать в сугробе четыре часа. Он выполнил задание ценой обморожения обеих ног. Мучения начались в 1962 году. Ступни не слушались актёра. Он решился на ампутацию пальцев ног и преодолел наркотическую зависимость, полученную в период приёма обезболивающих медикаментозных средств.

Последним его фильмом-апофеозом стал фильм "Белое солнце пустыни", в котором он снимался без костылей, хотя режиссёр настаивал на обратном. Но нужно было знать Луспекаева. Он показал режиссёру чертёж специальных металлических упоров, которые вмонтировались в сапоги, и позволяли двигаться без опоры. И всё же, во время съёмок здоровье Павла Борисовича ухудшалось. Жена через каждые двадцать шагов усаживала его на специальный стул, сидя на котором, он делал передышку. Таким образом, съёмки в "Белом солнце пустыни" стали для Луспекаева не только кинематографическим, но и человеческим подвигом. Его дух не был сломлен. Начальник бывшей царской таможни Верещагин был сыгран блестяще. Зрители, естественно, ничего не знали о недуге актёра. Позже о нём рассказали журналисты. За роль Верещагина мужественный актёр-фронтовик в 1997 году посмертно получил звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации".

"Двадцать дней без войны"

Кто из нас мог знать, что комедийный актёр Юрий Никулин, с его классической фразой из "Кавказской пленницы" "бамбарбия киргуду", прошёл фронт и был на волосок от смерти? От души смеясь, мы и не могли представить его в обстановке боя. Однако Юрий Никулин прошёл вначале финскую, а затем и Великую Отечественную войны. В 1939-м он под Сестрорецком охранял воздушные подступы к Ленинграду в составе зенитной батареи. В 1941 году он снова оборонял город на Неве. Батарея вела огонь по фашистским самолётам, которые забрасывали Финский залив глубинными минами. Юрий дослужился до звания старшего сержанта и воевал до весны 1943 года. Дважды попадал в госпиталь. После лечения был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион. Юрий Владимирович вспоминал: "Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне было страшно. Всё дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики – они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно… Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову…".

Старший сержант Юрий Никулин демобилизовался в мае 1946 года, награждён медалями: "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.". Одна из последних его военных ролей – рядового Некрасова, жалующегося на "окопную болезнь" в фильме "Они сражались за Родину" по произведению Михаила Шолохова. Если на фронте он был молодым человеком, то в кино – умудрённый опытом солдат, скучающий по жене и детям. Впрочем, вовсе не случайно ему была доверена главная роль майора Лопатина в фильме "Двадцать дней без вой­ны", где его партнёршей стала Людмила Гурченко.

"Кто в артиллерию?…"

Кто бы мог подумать, что Леонид Гайдай, режиссёр многих комедийных фильмов – других он не снимал, тоже прошёл фронт. Его призвали в 1942 году. Вначале он служил в Монголии, где объезжал лошадей, которых готовили для фронтовой работы. Но Гайдай рвался на фронт, используя любой способ, чтобы покинуть монгольские степи. Так он всё же упросил военкома отправить его на войну. Офицер стоял пред строем и отбирал пополнение в действующую армию. Казалось, что на все вопросы отвечал только Леонид. "Кто в артиллерию?…" – "Я!" – "В кавалерию?" – "Я!" – "Во флот?" – "Я" – "В разведку?" – "Я!". Отвечая так, Гайдай даже разозлил начальника, который одёрнул парня: "Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список". Вспомнили эпизод из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"? Вот-вот, именно его вставил в картину режиссёр Леонид Гайдай спустя много лет после Победы.

Война закончилась для будущего режиссёра в 1943 году, когда, возвращаясь с задания, он подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провёл в госпиталях, перенёс пять операций. Когда ему предложили ампутировать ногу во избежание гангрены, он был категоричен, сказав: "Одноногих актёров не бывает".

После войны полностью раскрылось режиссёрское дарование Леонида Иовича Гайдая. Его фильмы до сих пор любимы и смотрятся зрителями на одном дыхании и словно в первый раз.

Продолжение следует



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2019 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ