Главная » Интервью, История, Лица » 10.07.2020, 08:30

Каждому времени – свои специалисты


Учебный центр ПАО ААК "Прогресс" ведет свою современную историю с 1995 года, когда в связи со структурными преобразованиями на предприятии был создан в новой форме и под новым названием. Квалифицированные кадры для предприятия – вот главный результат деятельности учебного центра и его предшественников, история которых уходит корнями в конец 1930-х годов.

Кадры для строительства завода 

На строительство завода № 116, будущего "Прогресса", сегодняшнего лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, начиная с 1937 года, приезжали завербованные рабочие из разных частей нашей страны. Стройке были нужны сильные рабочие руки, знание рабочими подходящей строительной специальности было жизненно необходимым. Но как писал начальник строительства и директор завода Н. С. Новиков: "Завербованные кадры прибывали, не имея строительных специальностей, и для обеспечения строительными профессиями был организован отдел подготовки кадров завода. Из числа молодежи и комсомольцев бесперебойно обучали нужным специальностям и в короткие строки выпускали на производство строительных рабочих". А строительство завода продолжалось и после официальной даты вступления завода в строй в 1940 году. И хотя завод продолжал достраиваться, ему теперь нужны были не только строители, но и специалисты в основное производство, чтобы ремонтировать боевые самолеты и их двигатели. С переходом с самого начала 1941 года на строительство учебно-тренировочного самолета УТ‑2 заводу потребовались и авиастроительные специальности. Для подготовки квалифицированных кадров в нашей стране с 1920 по 1940 год при предприятиях создавались школы ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества). В середине июля 1940 года в заводской газете "Сталинец" появилось объявление о первом наборе в такую школу ФЗУ при заводе № 116. На 1940–1941 учебный год приглашались ученики в возрасте от 15 до 18 лет по специальностям – токарь, слесарь, столяр, маляр и другим. Чуть позже, в октябре 1940 года, вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о государственных трудовых резервах СССР, которым ВС СССР постановил, что необходимо ежегодно готовить для промышленности государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн чел. путем их обучения в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения (ФЗО). Так по стране большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища.

ФЗО № 4 

И вот уже на страницах газеты "Сталинец" от 23 ноября 1940 года появляется статья под заголовком "Молодежь с большим желанием идет в школы ФЗО". Цитата из статьи: "О большом желании молодежи поступить … говорят и такие факты, что на 55 мест в школу ФЗО № 4, было подано более 400 заявлений". Симачев Д. К., упомянутый в воспоминаниях Новикова Н. С., с 1937 по 1940 год работал начальником отдела кадров завода, а в 1940 году был переведен директором школы ФЗО. Он в своей статье в том же номере газеты о подготовке школы к учебному году сообщает, что "производственной базой для школы ФЗО, в основном будет служить местное предприятие (имеется в виду завод № 116, который в то время нельзя было называть прямо – прим. автора), и кроме того оборудована хорошая мастерская, в которой имеется целый ряд станков, как-то, 9 токарных, 2 строгальных и 1 сверлильный. Сделано 8 верстаков, на которых установлено 22 параллельных и горизонтальных тисков. Заготовлено много слесарного и токарного инструмента – молотки, ключи, циркули, пилы, ручные тисочки и т. д. Для обучения учащихся, дирекция школы наняла трех инструкторов и кроме этого местное предприятие выделяет хорошо квалифицированных рабочих и мастеров". С 1 декабря 1940 года школа ФЗО приступила к подготовке кадров для завода. Надо отметить, что производственной базой для школы ФЗО служил наш завод, где и должны были трудоустроиться будущие квалифицированные кадры. Но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы: началась вой­на и завод, согласно правительственному указу перешел на производство учебно-тренировочного самолета УТ‑2. Программа выпуска самолетов с каждым военным годом росла. Часть рабочих ушла на фронт, местных источников трудовых ресурсов не было. Те, кто работал на заводе порой сутками не выходили с него. Переквалификация или обучение в школе ФЗО требовало время в несколько месяцев. А заводу срочно нужны были готовые кадры, людей просто не хватало. И вот после клича, кинутого по стране, в Семеновку приехали в первой партии около тысячи человек из Нижнего Тагила, Свердловска, Новосибирска. Там тоже действовали школы ФЗО и там понимали кадровые затруднения приморцев, но часть своих учеников они смогли прислать в Семеновку. Так число рабочих на нашем заводе прирастало вплоть до конца войны. Завод уже во втором году войны вышел на повышенную программу выпуска самолетов и работал ритмично. При этом большая часть рабочих завода была укомплектована молодежью, в том числе несовершеннолетней. Во время войны, выпускники школы ФЗО вливались в трудовой коллектив. Продолжали свое, но уже производственное обучение, получая навыки прямо на производстве. За вчерашними учениками школы ФЗО спустя время, за самыми достойными, ставшими стахановцами, закреплялись свои ученики. Рабочие передавали им свои знания и опыт работы, чтобы вскоре они сами стали хорошими передовыми рабочими.

Техническое обучение

Как писал в 1944 году начальник отдела подготовки кадров Е. Дайчман: "Техническое обучение является органической необходимостью производственного процесса, должно идти в ногу с развитием техники. Великая Отечественная война ставит перед нами новые задачи – давать для страны и фронта продукцию в увеличенном количестве и безотказную в действии. В условиях, когда состав рабочих кадров значительно изменился за счет вовлечения в производство молодежи, подростков и женщин, когда мастера, как правило, выдвинуты из среды рабочих и имеют небольшой стаж практической работы в новой должности, – систематическое техническое обучение, повышение квалификации становится решающим фактором". Инженеры и техники, руководители цехов также должны были следить за своим постоянным техническим развитием, не отставать за растущей и развивающейся техникой. И об этом заботились сотрудники отдела подготовки кадров. Для новых кадров использовался метод бригадно-индивидуального ученичества, для уже работающих организовывали курсы техминимума, стахановские школы. С целью освоения новых видов продукции и нового оборудования, при переходе на новый технологический процесс создавались курсы целевого назначения. Более того, начальник ОПК Дайчман Е. призывал, чтобы "результаты работы цехов и отделов завода в области технического образования, должны рассматриваться наравне с основными показателями их деятельности и решительно влияли на определение итогов в социалистическом соревновании". Тогда в условиях войны, обучаясь новым профессиям, осваивая порой не одну профессию, и становясь многосотниками (перевыполняющими план на сотни процентов), молодые ребята, мальчики и девочки, знали, что они, таким образом оказывают помощь своим отцам и братьям, сражающимся на фронтах с немецкими захватчиками. 

Приморский авиатехникум 

Важное событие произошло в 1944 году в Семеновке – открылся Приморский авиатехникум, в котором должны были готовить специалистов по специальностям "производство самолетов" и "обработка металлов резанием". Он был создан при заводе и его возглавил также специалист завода, главный механик Ефим Маркович Фефер.

Политехническое обучения в средней школе В 1952 году 19 съезд КПСС выдвинул задачу: приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе. К этому времени, в нашем только 24 декабря 1952 года ставшем городом, Арсеньеве, только одна школа была средней, остальные семилетние и начальные. Но работа в этом направлении в Арсеньеве началась. Под руководством заведующего гороно Н. А. Храпатого, при участии директоров школ № 1 и № 9 Т. Р. Лапуцкого и Г. И. Шелкового в 1950-е гг. были построены школьные мастерские на территории этих школ. Большую помощь в оборудовании мастерских станками оказал директор завода № 116 Н. С. Новиков в то время являвшийся членом комиссии по народному образованию городского Совета. Так началось создание материальной базы для осуществления политехнического обучения в средней школе города Арсеньева и опять не без участия авиационного завода.

С конца 1950-х годов, вводимое в школьные учебные планы производственное обучение, предполагало овладение каждым учащимся определённой профессией. Но в стране не хватало необходимой материальной базы, и квалифицированных учительских кадров. А потому производственное обучение сохранялось только в тех школах, которые имели соответствующие условия. В Арсеньеве, городе с двумя градообразующими предприятиями, условия были. С конца 1960-х годов школьные программы производственного обучения преследовали две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. Трудовое обучение организовывалось не только в условиях школы, но и на базе учебных цехов предприятий.

Учебно-производственный цех завода 

В 1968 году директор завода "Прогресс" Н. И. Сазыкин своим приказом создал при отделе технического обучения (ОТО) учебно-производственный цех на базе производственных площадей одного из цехов предприятия, расположенного по улице 9 мая. Учебный цех оборудовали, организовали учебные классы со стульями и столами. Для него специально было изготовлено оборудование – верстаки, классные доски. А отделу кадров было поручено организовать прием учеников по специальности: токарь, фрезеровщик, слесарь, жестянщик, клепальщик. В эксплуатацию цех вступил в начале 1969 года. Первым его начальником стал Калединский А. В. На базе организованного учебного цеха сначала обучали своих заводских рабочих, а потом и учащихся подшефных школ города. Первой школой в этом списке стала школа № 8. В этом же цехе производственную практику проходили и учащиеся авиатехникума. В 1983 году учебный цех переехал в здание бывшей заводской столовой на площадь Ленина. А сама столовая переехала в новое здание комбината питания. Примерно года через два и отдел технического обучения переехал в здание к учебному цеху. Позже они объединились с самостоятельное подразделение – Учебный центр.

Профессиональное самоопределение Профподготовка в школе коснулась многих из нас. У меня, например, есть удостоверение оператора ЭВМ. Получать эту начальную профессиональную подготовку во второй половине 1980-х годов, я как раз ходила в здание нынешнего учебного центра авиакомпании. Нас учили составлять программы на настоящих компьютерах с мониторами марки "Ямаха" с черно-желтым двуцветным экраном. Это было здорово! А у руководителя занятий был цветной монитор! Только глядя в его экран и стоя рядом было ощущение причастности чему-то суперсовременному. Мальчишки из моего класса тоже занимались в этом здании, на участке со станками. Во время перерывов они толпились в дверях нашего компьютерного класса. Завидовали, наверное. Полученные навыки в профессии оператора ЭВМ пригодились в моей будущей работе. И после окончания школы я даже захотела стать инженером-программистом, понимая, что за компьютерами – будущее. Думаю, как и многие мои ровесники, своим собственным примером я показала, что трудовое обучение в школе – это не только "один из основных элементов системы подготовки школьников к труду", но и "важное средство их профессионального самоопределения". К этому нужно только добавить, что материально-техническая база, предоставляемая нам, школьникам, для обучения по определенным профессиям, принадлежала заводу. Учебный центр авиакомпании "Прогресс" имеет большую историю, по протяженности равную истории самого предприятия. На протяжении всей этой истории заводу были нужны квалифицированные кадры, и для этого завод сам себе организовывал подготовку кадров. Не смотря на создание и развитие средних и высших учебных заведений в городе, предприятие не отказалось от сохранения своей учебной базы. Главное, чтобы кто-то из мальчишек и девчонок, закончив школу, выбрал себе правильный и достойный путь в жизни, продолжил обучение, пошел в вуз и позже, пополнил ряды нужных заводу специалистов, а пока обучаться азам своего дела можно здесь – в учебном центре.



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2020 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ