Главная » Интервью, История, Лица » 20.10.2020, 10:55

Самолеты «Прогресса» в кино


В сентябре в городе Арсеньеве открылась и будет работать до середины ноября выставка "Эхо войны" – совместный проект Музея истории города Арсеньева (филиал Музея истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева в городе Арсеньеве) и ООО "Авиационно-реставрационная группа" (г. Арсеньев), посвященный 75-летию Победы.

Энтузиасты ООО "АРГ" во главе со своим бессменным руководителем авиационным инженером Виктором Васильевичем Акимчуком восстанавливают исторические самолеты. Выставка рассказывает об их многолетней работе и восстановленных ими для истории авиации самолетах.

Так, в начале 2000-х годов группа восстановила легендарный самолет Ил‑4, обломки которого были найдены на территории Приморского края. Самолет восстанавливался для Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве (ныне – Музей Победы) и, между прочим, при участии Арсеньевской авиакомпании "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина.

Но среди многочисленных предметов на этой выставке есть один экспонат, который, казалось бы, выбивается из общей тематики. Это самодельный альбом, состоящий из ламинированных листов формата А3, на страницах которого рассказывается история создания советского художественного фильма "В бой идут одни "старики".

"Это мой самый любимый фильм, – рассказывает В. В. Акимчук. – Мой друг из Москвы для меня сделал вот такой альбом по истории съемок этого фильма. А вы знаете, что в этом фильме участвовали самолеты Як‑18, которые делал завод "Прогресс"?" С ответом на этот вопрос я и хочу познакомить читателей.

Оказалось, что на просторах интернета можно найти довольно много информации по истории создания фильма и о том, какую роль сыграли в нем самолеты Як‑18П. Однако никто не отмечает тот факт, что участвовавшие в съемках фильма самолеты Як‑18П в нашей стране, кроме "Прогресса", никто не производил, а потому мы смело можем говорить, что участвовали в съемках наши самолеты, "прогрессовские".

Но обо всем по порядку. Режиссер фильма Леонид Быков в молодости мечтал о небе, хотел стать лётчиком. В самый разгар Великой Отечественной, после нескольких неудачных попыток, он в 1943 году все же поступил в лётное училище, откуда спустя несколько недель его отчислили из-за невысокого роста.

Но Леонид Быков не отказался от своей мечты и воплотил ее в 1970‑х годах, решив снять фильм о военных летчиках. Он снял ставшую знаменитой и любимую миллионами советских граждан кинокартину "В бой идут одни "старики", в которой сам сыграл одну из главных ролей – летчика-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу "Маэстро".

Леонид Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. У героев фильма были реальные прототипы. И вообще его фильм – это синтез реальных историй реальных, но разных людей, собранных в картине в одну историю. Так, "поющая" эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, летавшем на самолетах Ла‑5.

Большой и неожиданной проблемой для Леонида Быкова стало полное отсутствие в СССР самолётов времен Второй мировой войны. Не сохранилось ни одного истребителя Ла‑5. Аналогичная ситуация была и с немецкими истребителями. Летающий По‑2 (так с 1944 года назывался У‑2) обнаружить удалось лишь в Польше.

И действительно, куда подевались уцелевшие после войны самолеты? Ответ на этот вопрос можно найти, исследовав эту тему глубже. Но, как говорится, это совсем другая история…

А тогда, в начале 1970-х гг., помочь Леониду Быкову смог маршал авиации, трижды Герой Советского Союза и в то время председатель Центрального комитета ДОСААФ Александр Иванович Покрышкин. Прочитав сценарий фильма буквально за одну ночь, прославленный ас, летчик-истребитель распорядился выделить для съемок сразу пять самолетов, эксплуатировавшихся в центральном авиаклубе ДОСААФ: четыре спортивно-пилотажных самолёта Як‑18П и чехословацкий спортивный Zlin Z‑326 "Акробат", внешне похожий на немецкий Ме‑109. Однако роль догорающего немецкого истребителя, сбитого Кузнечиком, "сыграл" планер КАИ‑12 "Приморец", опять же выпускавшийся только на "Прогрессе".

Самолеты Як‑18П доставили на киевский аэродром "Чайка", где их перекрасили и придали им вид истребителей Ла‑5, на которых в действительности летали летчики 5-го гвардейского авиаполка, ставшие прототипами героев фильма. Способный летать самолет По‑2 (та самая "этажерка" из женского полка ночных бомбардировщиков) в нарушение всех инструкций, на свой страх и риск предоставил маршал авиации Сергей Руденко – начальник Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, при которой был создан музей-выставка авиационной техники ВВС (ныне – Центральный музей Воздушно-космических сил Российской Федерации).

Авиакомпания "Прогресс" была единственным предприятием в СССР, выпускавшим спортивно-пилотажные самолеты Як‑18П. Два года (1961 и 1962) выпускал завод самолеты этой модификации. Всего было изготовлено 125 этих машин. И вот четыре из них пригодились для съемок в кино. Очевидно, что эти самолеты были подобраны по разным параметрам, и внешнее сходство тоже было важным – киношникам пришлось меньше переделывать. Из внешних параметров важно, что самолет Як‑18П был одноместным, так как Ла‑5, требуемые для фильма, как и все истребители времен Великой Отечественной войны, были одноместные.

Но переделывать все равно пришлось: у самолетов Як‑18П сняли переднюю стойку шасси и приделали хвостовое колесо, потому что у фронтового аналога не было носового колеса. Для создания задней центровки фюзеляж загрузили балластом – мешками с песком.

Так что машинами, снимавшимися в роли самолета Ла‑5, были одноместные пилотажные самолёты Як‑18П. Прежде советские спортсмены выступали на них на спортивных соревнованиях, в том числе на международных.

Съемки фильма начались в мае 1973 года в павильоне киностудии им. А. Довженко в декорациях. После чего переместились на натуру, где начались съемки сцен воздушных боев. Оператор фильма Виталий Кондратьев придумал особое устройство, которое размещалось между первой и второй кабинами самолета Як‑18 (это двухместный учебный самолет, который также участвовал в съемках) и позволяло брать кадр крупным планом прямо в полете. Пилот, сидящий в передней кабине самолета, выписывал в небе "бочки" и "мертвые петли", а сидящий во второй кабине артист Леонид Быков включал камеру, давил на гашетку якобы пулеметов и пушек и кричал в объектив: "Серега, прикрой! Атакую!" Так создавалось впечатление, что именно он ведет бой в одноместном боевом самолете.

Леонид Быков не любил, когда его дублировали, и все трюки старался делать сам. За время съемок он неплохо освоил управление спортивным самолетом, хотя в воздух самостоятельно не поднимался, но двигатель запускал и даже рулил по аэродрому!

Про планер КАИ‑12 "Приморец", который "сыграл" роль догорающего немецкого истребителя Ме‑109, сбитого Кузнечиком, тоже можно сказать несколько слов: авиакомпания "Прогресс" в 1957-1959 годах выпустила их серийно в количестве 630 штук.

Фильм снимался менее чем через 30 лет после окончания Великой Оте­чественной войны, и тогда уже нельзя было найти воевавшие машины. А что говорить про последующее время? Вот так приходит понимание того, какую важную работу выполняют энтузиасты, восстанавливающие технику времен Великой Отечественной, порой вытаскивая ее по частям из непролазной тайги на своей спине.

Приходите на выставку "Эхо вой­ны" в Музей истории города Арсеньева и вы узнаете многое о том, как из пролежавших десятки лет в тайге подлинных военных машин реставраторы воссоздают оружие Победы, чтобы мы помнили!



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2020 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ