Главная » Интервью, История, Лица » 03.08.2011, 11:40

Люди - наш основной капитал


Роман ТИТКОВ — типичный представитель "новой волны" приморских менеджеров, один из тех, кто принял бразды правления предприятием у отца (сегодня ОАО "Приморнефтепродукт" возглавляет сын Владимира МАСЛОВСКОГО Дмитрий, ОАО "Находкинский СРЗ" — сын Евгения ЧИЖА Андрей, ГК "Славда" — сын Юрия СЕРЕБРЯКОВА Павел).

 

Возглавив ОАО "Дальприбор" в 2008 году, выпускник Дальневосточного государственного технического университета и Академии народного хозяйства поставил задачу диверсифицировать "портфель" заказов предприятия, увеличив долю доходов от выпуска гражданской продукции до 50%, сохранив военный заказ на прежнем уровне.

— Роман Владимирович, тяжело руководить коллективом, который еще не успел забыть требования вашего отца?

— Владимир Федорович ТИТКОВ сейчас занимает позицию, близкую к председателю совета директоров. Стратегию развития предприятия представляю я как гендиректор, решение принимает совет директоров. Реализация стратегии опять же на мне, в том числе новые проекты. Конечно, нужно иметь смелость принять на себя решение. Сегодня это удается. Большой плюс, что менеджеры предприятия легко находят общий язык и с Владимиром Федоровичем, и с другими акционерами. Хотя часто приходится что-то доказывать и убеждать. Но это нормальный рабочий процесс.

— Оборонные предприятия Приморья раньше представляли целый пул. Как сегодня?

— Мы так и остались в одном пуле оборонных компаний, плюс к этому нас всех объединил Союз машиностроителей, региональное отделение которого возглавляет гендиректор ААК "Прогресс" Юрий ДЕНИСЕНКО. Конечно, нынешние предприятия уже далеко не те монстры, которые обеспечивали большую долю экономического потенциала Приморья. Проблем хватает у всех, поэтому директора в последнее время очень плотно общаются. Делить нам сегодня нечего. Если у кого-то появляется новая разработка или технология, мы стараемся ею поделиться. Вот и на открытии светодиодного направления соберутся топ-менеджеры практически всех предприятий, входящих в Союз машиностроителей. Раньше это было вообще нормой. Я даже помню времена, когда "Дальприбор" арендовал с "Варяга" специалистов. И сегодня мы возвращаемся к конструктивному диалогу.

— Но руководители этих предприятий, как правило, люди другого поколения. Вам удается находить с ними общий язык?

— Вполне нормальные, хорошие деловые отношения. Я не считаю, что возраст мешает мне общаться с коллегами.

Досье "ЗР"

Начавшее в 1967 году свою производственную деятельность, ОАО "Дальприбор" было построено как предприятие, составляющее основу оборонно-промышленного комплекса Приморского края. С 1991 года предприятие, ориентированное на внедрение и производство гидроакустического вооружения ВМФ, оказалось единственным в России изготовителем авиационных сбрасываемых средств поиска, так как аналогичные предприятия и научно-исследовательские институты остались в ближнем зарубежье. Сегодня в рамках государственного оборонного заказа производится продукция, разработанная исключительно собственным конструкторским бюро.

— 2 августа вы открываете на "Дальприборе" производство светодиодных (LED) ламп во взаимодействии с Роснано. Как это стало возможно?

— Все очень просто. В разговоре с одним из директоров была затронута тема, что в Китае эта тема актуальна и один из центральных городов у соседей уже давно освещен при помощи светодиодных ламп. Мы решили попробовать, закупили такие лампы, поставили у себя на предприятии и поняли, что это действительно эффективно. Экономия по наружному освещению предприятия в 10 раз! Почти полтора года мы изучали рынок и способы производства. Изначально мы не хотели выходить на рынок просто перепродавцами, хотя на данном этапе это и выгодно. Но мы видим перспективу именно производства, от разработки проекта до его осуществления и гарантии.

От идеи до исполнения прошло ровно два года.

— В чем вы видите конкурентные преимущества продукции "made in Primorye"?

— Сегодня проводится много конкурсов и аукционов, главным требованием которых является производство подобных ламп в России. Плюс мы готовы давать трехлетнюю гарантию на продукцию, а это стоит делать только тогда, когда ты сам ее произвел и уверен в качестве. Мы рассматривали разные варианты для производства, и на сегодняшний день у нас три мощных партнера — это промышленный южнокитайский район Шеньжень, подразделение фирмы LG "Орникс" и две компании в Санкт-Петербурге под патронажем Роснано и группы "Онэксим", с которыми у нас лицензионное соглашения. Во Владивостоке мы организовываем промышленную сборку ламп, сертификацию, продажу и установку с гарантией. То есть предлагаем клиентам весь комплекс этих услуг. Это установка ламп, тестовый режим, гарантийные обязательства.

Мы контактируем активно с Роснано в части инвестиций по изготовлению самих светодиодов. Но это следующий шаг, он требует значительных финансовых вливаний и возможен лишь при наличии хорошего рынка сбыта, когда обеспечены объемные продажи. Сегодня нами заинтересовался Внешэкономбанк — мы говорим об инвестициях в 2 млрд рублей.

Под новый проект уже выделено помещение на территории "Дальприбора", отвечающее всем требованиям при столь высокотехнологичном производстве. Не побоюсь сказать, почти как операционная в медицинской клинике. Мы посылали учиться наших специалистов в разные города России, они были уже в Китае, в Корею сейчас собираются. Очень долго изучали производственную "кухню". Хотя, казалось бы, чего проще — привези комплектующие, собери, продай. Но со светодиодами несколько сложнее — это очень наукоемкая тематика. И сегодня ее представить можно только с одним преимуществом — качество. Есть перепродавцы, есть те, кто перепродает под своим брендом, все это хорошо, должна быть конкуренция. Но мы выбрали свой путь, и, уверен, у него есть будущее.

— Как планируете обеспечить привлекательную для тендеров цену, не теряя в качестве?

— В тендерах сегодня красной строкой идет: производство России. Не просто — привез и на месте получил сертификат, а именно — произвел в России. Чем "Дальприбор" отличается от маленького ООО? Малый бизнес подвержен колебаниям и живет за счет доходов от одного направления. У нас есть военное направление, гражданское и сдача недвижимости в аренду. Временный спад в одном направлении мы можем перекрыть за счет другого. Сегодня, например, мы много вкладываемся в светодиоды, деньги на это берем из других источников. Мы — отечественный производитель, а это одно из основных требований аукционов. Мы — предприятие ВПК и будем стараться зайти с новой продукцией к военным. Для того чтобы поставлять подобную технику военным, нужно много регламентирующих позиций, требований ГОСТов, военной приемки, конструкторских нововведений и испытаний, а мы с этим всегда жили и работали, нам это знакомо и понятно, и качество и надежность мы обеспечиваем на высоком системном уровне. Здесь мы тоже видим рынок для развития.

Подчеркну, мы не стоим на месте и выбираем лучшие комплектующие. В том же Китае громадный выбор светодиодов. Есть одного качества и цена у них одна, есть другого качества, цена уже другая. Мы будем выпускать целую линейку продукции, предлагая потребителю выбор. Мы не гонимся за сиюминутными продажами. Наши потенциальные покупатели — это предприятия и бюджетные структуры. Мы работаем по всем направлениям, где есть потребность. А эту потребность мы постоянно изучаем.

Сегодня гражданский выпуск — светодиодные лампы мы пока не берем — занимает порядка 10% в доходности. Остальные 90% мы зарабатываем на военных заказах. Это ненадежно, и поэтому мы ставим себе план в ближайшие три года вывести гражданское направление на более высокую цифру. Мы хотим, чтобы пропорция была 50х50, причем не за счет уменьшения военных заказов, а за счет увеличения гражданских. Поэтому в последнее время мы постоянно в поиске разных направлений развития.

— Вы уже озвучили идею, что региону нужно свое Сколково. Поясните, что это означает на практике?

— Сегодня нам крайне требуются "земные", применимые проекты, которые необходимо делать уже сейчас на основе перспективных технологий. Слияние существующих университетов на базе ДВФУ очень интересно тем, что выведет обучение специалистов на новый уровень, даст возможность обучаться на новом оборудовании. Студенты, как я полагаю, будут участвовать в практических проектах. Проблему кадров мы не раз поднимали в Союзе машиностроителей, на совместных совещаниях в ДВФУ, во власти. Владимир Федорович Титков внес это предложение, и сегодня оно активно обсуждается даже на уровне администрации края.

Кроме того, что всем нужны кадры, нам нужны свои разработки. Если, например, не совершенствовать технический процесс по обработке детали, то мы будем работать по старинке, портить инструмент, давать брак. И усовершенствование процессов крайне необходимо предприятиям в самых разных областях — по гидроакустике, электрике, электронике, робототехнике. Предприятия, смотрящие в будущее, активно покупают новые разработки, и мы покупаем, потратили в прошлом году серьезную сумму на закупку нового оборудования, сегодня у нас оно очень современное. Но покупкой одних технологий не ограничишься — нужна наука, нужны разработки, которые бы улучшали производство, удешевляли выпуск готовой продукции. При том, что на Дальнем Востоке сложные условия для производства, электроэнергия дорогая, теплоэнергия — крайне дорогая, доставка материалов тоже обходится дорого, людям, наконец, надо платить много. В то же время, чтобы твоя продукция была востребована, она по цене должна быть оптимальна.

Разработки — это продвижение вперед. То Сколково, которое под Москвой, решает свои задачи. А обращаться туда нашим предприятиям будет, скорее всего, либо невозможно, либо очень дорого. Должно быть свое! Именно школа обучения и база по разработкам.

— Вопрос с кадрами, наверное, самый острый. Такое технологичное предприятие, как ваше, наверное, требует особой подготовки специалистов?

— Я очень часто слышу от людей, не сталкивающихся с промышленностью: "А вы еще живы? Да вы же все там в аренду сдали! Какое там у вас производство?". Это мнение бытует с перестроечных времен, когда все производители в стране и многие предприятия оборонки имели огромные проблемы с заказами, с выплатами зарплат, и многие из них не смогли выжить. Сегодня "Дальприбор" работает в усиленном режиме. Активно выполняется гособоронзаказ. Закупается новейшее оборудование. Реконструируются основные фонды.

"Дальприбор" одновременно и разрабатывает, и производит, что сегодня редко кто может делать, и в производственной области процесс идет от идеи до непосредственно выпуска продукции. При этом в процесс разработки включены инженеры-разработчики, электронщики, механики, технологи и т.д. На все этапы требуются как люди с высшим образованием, так и рабочие, которые стоят непосредственно у станка. Увы, но в образовании в последние годы по всем направлениям, кроме, наверное, юристов и продавцов, идет провал. Сегодня мы подошли к тому, что найти грамотного инженера — большая проблема! Конечно, мы привлекаем молодых специалистов, воспитываем их, обучаем системе работы на заводе, документообороту, системе менеджмента, выпуску изделий и т.д. Но тех, кто хочет научиться предлагаемым специальностям, единицы. Многим просто не нравится система. С другой стороны, те, кто у нас остаются, растут. Как в профессиональном, так и в бытовом и финансовом планах. Мы думаем, как давать им кредит на жилье, поднимать заработную плату, повышать квалификацию, улучшать бытовые условия.

Молодых кадров пока мало, но они идут! Они сейчас составляют треть коллектива. Сегодня востребованы все направления — от токарей до инженеров. Для токарей мы с весны увеличили заработную плату. Сегодня они получают от 23 до 40 тыс. рублей в зависимости от опыта, разряда и стажа, плюс премии за профмастерство и интенсивность работы. У инженеров зарплата доходит до 50-60 тыс. рублей. Конечно, я не считаю эти цифры высокими, и как гендиректор хочу платить специалистам больше. Увы, но мы пока ограничены объемом заказов, а значит, и доходностью. С другой стороны, мы уже выровнялись по сравнению с другими промышленными предприятиями, и на данный момент зарплаты на "Дальприборе" соответствуют тем, которые есть на других подобных предприятиях. Плюс мы стараемся развивать социальные программы, на которые выделены значительные средства. Люди — это очень большая ценность, наш основной капитал.

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2020 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ