Главная » Интервью, История, Лица » 24.08.2011, 11:55

Николай Федоров: Народная программа – руководство к действию


Глава Института социально-экономических и политических исследований Николай Федоров рассказал ER.RU о работе над Народной программой Программу, которую готовит для "Единой России" и Общероссийского народного фронта Институт социально-экономических и политических исследований давно стали называть Народной. С этим названием согласился лидер "Единой России", премьер-министр РФ Владимир Путин, заявив, что Народная программа ляжет в основу решений и действий Партии на следующие пять лет. Сегодня доработка Народной программы идет практически в круглосуточном режиме. Ее каждое положение будет предельно конкретным и явится реальным руководством к действию, заявил во вторник, 23 августа, в интервью ER.RU руководитель ИСЭПИ Николай Федоров.
— Николай Васильевич, на встрече с лидером "Единой России", премьер-министром РФ Владимиром Путиным Вы сказали, что в обсуждении Народной программы приняло участие более миллиона россиян. Каково общее число предложений, поступивших в программу, и какой их процент учтен при ее разработке?

— Действительно, к созданию Народной программы причастны более миллиона граждан нашей страны, выдвинувших свои способы решения волнующих всех нас проблем, это можно сказать без преувеличения. В Институт поступило свыше 15 тысяч конкретно сформулированных предложений. Процент предложений, включенных в программу, очень высок. Даже после детального обсуждения и проработки разделов с профильными членами федерального Координационного совета порядка 80-90 процентов поступивших идей остаются в Программе.

— В Народную программу поступали предложения из разных уголков страны. Какой регион стал лидером по числу внесенных инициатив?

— За два месяца серьезная работа была проведена во всех 83 субъектах. Наибольшую активность показал Центральный федеральный округ. Это обусловлено, помимо прочего, и высокой численностью населения — 38,5 млн человек. Но я бы не стал выделять "победителей" по числу предложений. Тем более, количество не всегда переходит в качество: у каждого региона есть свои особенности, определяющие характер и круг наиболее острых проблем, а также то, как они воспринимаются населением. В первую очередь, наши эксперты обращали внимание на содержательность идеи, а полезные и актуальные предложения приходили из разных точек Российской Федерации — от Чукотки и Камчатки до Калининграда.

— Организации, не вошедшие в ОНФ, принимали участие в обсуждении Программы?

— Участники ОНФ внесли более половины из поступивших предложений. Но, естественно, учитывались также мнения и рекомендации всех жителей России, пожелавших внести свой вклад в работу над Программой. Мы прислушиваемся и к советам простых граждан, и к пожеланиям авторитетных экспертов, анализируем присланные нам материалы вузов, институтов Российской Академии Наук, многих других научных учреждений. В частности, Института экономики РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Достаточно плотно сотрудничаем и с экспертными группами, которые занимаются совершенствованием Стратегии — 2020.

— Сбор предложений в Народную программу вели в регионах и доверенные лица ОНФ. Их поездки оказались результативными?

Наши коллеги по Народному фронту провели без малого 10 тысяч встреч с представителями общественных организаций и профессиональных сообществ. Все наработки и предложения были тщательно изучены, часть из них использована при подготовке Программы. Мы работаем в таком формате и с профсоюзом шахтеров, и с объединением педагогов, и с союзом пенсионеров.

Я считаю работу в регионах весьма эффективным способом поиска решений. Зачастую высокопоставленные чиновники, пребывая в тиши и комфорте московских кабинетов, теряют связь с реальной жизнью, с людьми и их проблемами. Не зря лидер Партии Владимир Путин большую часть времени проводит в поездках по стране. Рекомендовал бы всем брать с него пример! А если классиков литературы вспомнить, то еще Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" советовал: "Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней проездиться самому".

Мы провели много региональных мероприятий: в Брянске и Кирове, Ярославле и Екатеринбурге, Пскове и Ставрополе, Красноярске и Иркутске — это далеко не полный перечень регионов, где проходили конференции и круглые столы по наиболее острым и актуальным темам развития России. За три месяца работы руководство и ведущие эксперты Института не только принимали участие в заседаниях региональных Координационных советов ОНФ, но активно встречались с представителями властей, общественных организаций, с простыми гражданами. В ходе живого, иногда очень эмоционального общения рождалось много идей и конкретных предложений, которые жители самых разных регионов могли высказать и обсудить напрямую, без посредников — со своим губернатором, мэром, с экспертами Института. Очень многое по результатам этих дискуссий потом легло в Программу. И до тех пор, пока работа над документом не окончена, подобные встречи необходимы.

— Все предложения в Народную программу аккумулируют специалисты Вашего Института. По какому принципу обрабатываются и распределяются поступающие идеи?

— С Институтом работают более 200 экспертов федерального уровня и 400 — из всех регионов России. От них мы получаем рекомендации по решению проблем в сфере их профессиональной компетенции. Кроме того, пришедшие к нам предложения были систематизированы и по отраслевому признаку — все они основательно обсуждались в соответствующих рабочих группах. Разделы Программы, сформированные по итогам глубокого анализа поступивших предложений, рассматривались с членами федерального Координационного совета Народного фронта и ключевыми экспертами в соответствующих областях, после чего еще дорабатывались. Хочу отметить, что мы опирались, в том числе, и на положительный опыт некоторых регионов России, а также других стран. Сегодня предложения продолжают поступать. Доработка Программы идет практически в круглосуточном режиме: процесс не останавливается ни на минуту. Как говорили римляне, nulla dies sine linea. Ни дня без строчки.

— На Ваш взгляд, Народная программа — это документ рекомендательного характера или реальное руководство к действию? Каким образом будут выполняться ее положения?

— Народная программа призвана ответить на наболевшие вопросы, которые сегодня волнуют миллионы людей: это нехватка детских садов, качество дорог, образование и медицинское обслуживание, проблема алкоголизации населения и многое другое. Мы предлагаем конкретные способы решения насущных проблем, исходя из того, что каждое предложение должно быть содержательным, а главное — реализуемым. Ничего абстрактного и декларативного. Идеи и ключевые инициативы, заложенные в документе, нашли понимание и поддержку экспертов, лидеров общественных организаций, членов федерального Координационного совета ОНФ.

Более того, сегодня наш Институт приступил к подготовке плана действий по воплощению в жизнь положений Народной программы.

Но самое важное — все согласованные решения должны стать обязательными для исполнения депутатами от "Единой России" и ОНФ. По сути, это руководство для законопроектной работы Государственной Думы нового созыва. Поэтому пустых обещаний в Народной программе не будет.

— Вы перечислили часть проблем, которые больше всего волнуют россиян. Что еще они хотят изменить?

— В работе над Программой мы постоянно обращались к данным актуальных социологических исследований, а также к результатам опросов населения, проводимых Общероссийским народным фронтом и "Единой Россией". Эти сведения позволяли нам живо чувствовать круг проблем, которые большинство россиян считает наиболее важными для себя и страны в целом. В этом рейтинге лидируют, как ни грустно об этом говорить, алкоголизм и наркомания, инфляция и рост цен на товары и услуги. Далее следуют безработица, уровень доходов населения, коррупция и бюрократизм. Высокую значимость имеют ситуация в сфере ЖКХ, а также вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, положение молодежи. Кстати, на сайте Института в разделе "О Народной программе" размещена подробная справка, в которой не только перечислены наиболее острые проблемы России с точки зрения ее граждан, но и представлен анализ ситуации в разрезе социальных групп.

— Кто будет реализовывать Народную программу в регионах, муниципалитетах? Может для этого понадобиться создание дополнительных ведомств?

— Институт разработал методические рекомендации по подготовке во всех регионах, муниципалитетах, селах планов первоочередных действий по обустройству жизни. В них речь пойдет о том, как навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве, сделать лучше дороги, больницы, школы, благоустроить улицы — словом, реализовать все, что важно для жителей России.

Сегодня практические все муниципалитеты страны подготовили такие планы. На очереди — аналогичные документы региональных властей.

В итоге каждый человек, где бы он ни жил, будет иметь возможность контролировать процесс решения своей конкретной проблемы — будь то школа, детский сад, строительство дороги или завышенные тарифы на коммунальные услуги. Каждый россиянин будет видеть не только то, что делает федеральный центр на своем уровне, но и сможет строго спросить с представителей местных властей за неисполнение их прямых обязанностей.

Мы считаем возможным ввести дополнительные механизмы общественного, по сути — народного — контроля, чтобы избиратели имели возможность влиять на власть, в том числе на депутатов, которые будут избраны от ОНФ. В этом заключается одна из идей создания Народного фронта.

Реализовывать Народную программу будут избранные депутаты и представители исполнительной власти. Мы не считаем правильным и целесообразным создание новых ведомств: плодить чиновников ни к чему. Им, как и всем нам, нужно каждодневно, неустанно и плодотворно работать на благо родной страны.

— Означает ли разработка и утверждение Народной программы то, что "Единая Россия" уходит от принципа партийных проектов? Или они будут существовать одновременно?

— Народная программа — основополагающий документ, который будет определять план действий на следующие пять лет — в рамках конституционных полномочий всех ветвей власти. В то же время, одним из возможных механизмов решения проблем страны являются партийные проекты. Поэтому, если они эффективны, то их обязательно нужно продолжать. Кроме того, самые интересные идеи и инициативы, которые нашли отражение в некоторых проектах партии "Единая Россия", мы включили в Народную программу.

— В рамках ОНФ прошло обсуждение Народного трехлетнего бюджета. Как Народная программа коррелирует с Народным бюджетом?

— Народный бюджет — один из механизмов реализации Народной программы. Ведь каждое ее положение необходимо воплощать в жизнь — а это вопрос, в том числе, и финансирования. И на площадке Народного фронта министры и рядовые граждане вместе определяли приоритеты расходов государственного бюджета. Эффективность такой формы работы стала очевидной практически с первых заседаний, когда под натиском аргументов участников — членов Народного фронта суммы на те или иные жизненно важные для страны проекты пересматривались и иногда вырастали в разы.

— Как сумма, выделенная Минфином на решение проблемы нехватки детских садов, увеличенная под натиском ОНФ почти в 10 раз?

— Да, это действительно яркий пример того, как институты гражданского общества могут воздействовать на власть. Дефицит детских садов — очень болезненная тема практически для всех регионов. В стране не хватает 1 миллиона 700 тысяч мест в дошкольных учреждениях. Страдают не только дети, но и родители. Учитывая остроту и масштабность проблемы, выделение 10 миллиардов рублей только из федерального бюджета на строительство и реконструкцию в основном муниципальных детских садов выглядит логичным решением. Или еще один факт: в интересах людей с ограниченными возможностями федеральный Координационный совет отстаивает увеличение финансирования программы "Доступная среда". Это, в том числе, адаптация городских улиц и всех публичных организаций для нужд инвалидов.

— Работа над Народной программой идет параллельно с праймериз ОНФ. Многие кандидаты признавались, что тоже собирали предложения жителей. Делились ли они полученными мнениями с Институтом?

— Да, к нам приходит немало предложений от участников праймериз. Это и обобщенная информация, полученная в ходе предварительного голосования, непосредственного общения с людьми, и личные рекомендации кандидатов. Неудивительно, что такой формат работы оказался востребованным. Достойно представлять интересы граждан в Государственной Думе или региональном Законодательном Собрании — значит досконально знать, как и чем живут люди в городах и селах, понимать существующие проблемы и оперативно решать их.

— На встрече с Владимиром Путиным Вы отметили, что ряд тем, нашедших отражение в предвыборной программе "Единой России" и ОНФ, следует вынести на более широкое, общенародное обсуждение. В частности это повышение до 21 года возраста, с которого допускается продажа алкогольной продукции. Какие еще темы, нуждающиеся в дискуссии, стоит выделить?

— Помимо этого, мы предлагаем ряд мер для формирования более приемлемой и справедливой тарифной политики в сфере ЖКХ: ввести социальную норму потребления коммунальных ресурсов, в пределах которой "заморозить" рост тарифов на уровне инфляции.

Полагаю, что весьма важной инициативой в сфере охраны здоровья граждан, представленной ОНФ на суд жителей России, властей и экспертного сообщества, является предложение о всеобщей диспансеризации населения. Это обеспечит своевременное выявление и более эффективное лечение заболеваний, а также может быть установлено в качестве одного из факторов, влияющих на индивидуальные для гражданина условия обязательного медицинского страхования.

Для водителей интересным будет предложение о мерах по ликвидации так называемой "презумпции виновности", когда показания сотрудников ГИБДД, составивших административные протоколы, не ставятся судами под сомнение.

И еще очень важная инициатива: в такой огромной стране как Россия должно стать правилом, а не исключением "пилотирование" реформ — проверка социально значимых нововведений на примере отдельных регионов с последующим внедрением в масштабах всей страны лишь после подтверждения результативности. Это помогло бы предотвратить принятие многих поспешных решений, таких, например, как монетизация льгот и платная любительская рыбалка.

Также мы продолжим обсуждение законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан": он вызвал немало нареканий со стороны медицинских работников. В частности, против форсированного принятия нормативного правового акта, который мог породить дополнительные проблемы, как для медиков, так и для их пациентов, активно выступал член Общероссийского народного фронта, известный врач и общественный деятель Леонид Рошаль. Уверен, что Министерство здравоохранения и социального развития и представители российского медицинского сообщества выработают компромиссное решение.

В средствах массовой информации уже идет живое обсуждение некоторых из наших инициатив. Мы открыты для дискуссий, в том числе и для обоснованной критики. Ждем также и экспертных оценок. И до тех пор, пока работа над Программой продолжается, мы ожидаем от граждан России активного участия, новых идей и мнений по всем темам и вопросам, которые стоят сегодня наиболее остро перед обществом.

 

 

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2020 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ