Главная » Интервью, История, Лица » 18.11.2011, 03:30

Инженерная школа: вчера, сегодня, завтра


Политехнический институт, Технический университет, Инженерная школа ДВФУ... За всеми терминами одного и того же учебного заведения кроется единая суть — это кузница инженерных кадров. Дальневосточная "альма матер" ("мать кормящая" — лат.) все годы своего существования растила и воспитывала техническую элиту региона. Прославленный орденоносный вуз пережил все непростые этапы своего развития. Сегодня выпускники ДВПИ-ДВГТУ трудятся на инженерных и других должностях практических во всех сферах народного хозяйства.

Теперь бывший "политен" стал Школой. Не простой — Инженерной. О новом статусе и многом другом нашему корреспонденту рассказал заместитель директора по учебной и воспитательной работе Инженерной школы ДВФУ Владимир Григорьевич Цуприк.

— Летом 2011 года Инженерная школа впервые сделала набор в составе ДВФУ. Насколько успешной оказалась кампания для инженерных специальностей по сравнению с предыдущим годом?

— Общеизвестно, что ситуация с набором в нашей стране (я полагаю — пока!) определяется в первую очередь не статусом учебного заведения, а двумя "главными" в данном вопросе показателями: уровнем производства и демографической ситуацией.

Спад промышленного производства за последние 20 лет оказался серьезным — причины очевидны. Если говорить о демографии — она ухудшалась также два последних десятилетия, и здесь также причины очевидны. Но вот две "оценочные" цифры: из семи тысяч абитуриентов, написавших заявления в ДВФУ, четыре тысячи указали в своих заявлениях инженерные профессии. И это при том, что мы отовсюду слышим, что в этом году наше общество находится где-то "на дне демографической ямы". Таким образом — мы полностью набрали из пришедших к нам абитуриентов контингент студентов, заполнили все бюджетные места.

— Теперь немного о качественной составляющей студентов. Вам довелось увидеть не один набор — каков сегодняшний студент, завтрашний инженер?

— Могу уверенно сказать, что "качественный студент" — тот из абитуриентов, который шел на выбранную специальность осознанно и целенаправленно. И здесь нужно понимать, что гарантий правильной мотивации по выбору специальности абитуриентами во все годы было недостаточно: поступать надо сегодня, а искать работу — через годы. В годы моей молодости (я абитуриент 1967 года) процент "целеустремленных" студентов достигал уровней 85-95%, а вот сегодня соотношение числа тех, кто знает, для чего он пришел на эту специальность, и тех, кто поступил, но так еще и не определился — примерно 50 на 50.

— В этом году произошла смена: одних выпустили — других набрали. Насколько востребованы молодые инженеры? Как складываются судьбы выпускников?

— У нас имеется договор на подготовку специалистов для представителя Союза машиностроителей России ОАО "Завод "Варяг" — технология машиностроения, автоматизация, материаловедение. Каждый год два-три человека идут к ним и зачастую их судьбы складываются удачно. Были случаи, когда молодой специалист приходит на предприятие и получал ссуду на квартиру (которую он выплачивает в течение ряда лет). И при этом действительно быстро становился ведущим специалистом. Но приведенные примеры, увы, не являются нормой, поскольку очень затратны. И все же те предприятия, что остро нуждаются в специалистах идут на подобные расходы. К примеру, регулярно несколько человек идут на локомотиворемонтный завод в г. Уссурийск, где им создают неплохие условия, это и такие "союзмашевцы", как "Дальприбор", арсеньевские "Прогресс" и "Аскольд".

Достаточно заказчиков и в других отраслях. В энергетике — Дальневосточная энергетическая компания, Дальневосточная региональная электросетевая компания и дочерние компании этих концернов "Дальэнргосбыт", "Амурэнергосбыт" и "Камчатэнергосбыт". Несмотря на то что в Комсомольске-на-Амуре есть свой политехнический институт, заводы Хабаровского края охотно заказывают наших специалистов. Недавно побывала в ДВФУ большая команда от компании "Росстрой", которая очень заинтересована в электроэнергетиках, так как реализует большие энергетические проекты на Дальнем Востоке...

— Если говорить непосредственно об учебе — будут ли каким-то образом меняться программы в связи с изменением статуса университета — на "автономный" и "федеральный" и вообще с изменениями в технологиях?

— Да, программы однозначно будут меняться. Но нужно понимать, что система образования, как одна из самых консервативных социально — технологических систем во всем мире, меняется не быстро. Необходимо учитывать и то, что в современном инженерном образовании изменения должны достаточно оперативно отображать динамику развития науки и техники. Иначе инженеры, подготовленные по устаревшим методикам, не будут востребованы быстро реагирующей на новшества науки и техники современной промышленностью. Именно поэтому мы считаем, что двухуровневая подготовка специалиста в инженерном деле (бакалавр-инженер или бакалавр-магистр) по ряду отраслей может дать возможность инженерным кадрам периодически проходить перепрофилизацию на базе имеющейся подготовки на уровне бакалавра.

Но даже с учетом всего этого по ряду направлений подготовки мы все же продолжаем обучение студентов "специальности" со сроком обучения 5 лет и получением квалификации "инженер" (до апреля этого года писали "специалист"). Есть такие отрасли, где технологии и специализации достаточно консервативны и связаны с высокой ответственностью инженерно-технических работников. Например, "горное дело", "строительство уникальных сооружений", "техносферная безопасность" и ряд других. Так вот, в инженерной школе мирно сосуществуют и "бакалавры", и "специалисты".

— Как вы оцениваете перспективы промышленности? И, как следствие, востребованность подготовленных Инженерной школой специалистов?

— Моя оценка, возможно, субъективная: "Перспективы впечатляют!" Не только по моему мнению, но и по оценкам всех экспертов, и российских и зарубежных, опережающими темпами будет развиваться освоение богатств шельфов наших дальневосточных морей, включая шельфы с тяжелыми ледовыми условиями, а также включая прибрежную зону и ту часть полосы материка, которая прилегает к морю. Конечно же, в первую очередь это освоение нефтяных и газовых пластов, в частности, на Сахалине, в Магаданской области, на Камчатке.

Очевидны перспективы развития нефте— и газоперерабатывающей промышленности: уже работает нефтепровод "Восточная Сибирь — Приморье", практически закончено строительство газопровода "Сахалин-Владивосток". Начато строительство нефтеперерабатывающего завода во Врангеле, скоро развернется строительство на конце газовой трубы на юге Приморья завода сжиженного природного газа.

Эти стройки и эксплуатация построенных объектов требуют и будут требовать большого количества специалистов инженерных специальностей, открывается серьезный рынок труда.

Необходимо упомянуть и об автомобилестроении, о котором в Приморье еще 2 года назад нельзя было даже предполагать. А сегодня на "Соллерсе" совместно с компаниями Южной Кореи уже выпущены десятки тысяч автомашин. Со следующего года здесь же, во Владивостоке, начинает выпускаться "Тойота Прадо" — в перспективе до 50 тысяч машин в год. Это предприятие развивается и уже сегодня требует не просто рабочих рук сборщиков, но и специалистов, подготовленных к работе по новым технологиям — на станках с числовым программным управлением. А это профиль именно Инженерной школы.

Энергетика. Ничто не может развиваться без энергетики, и в первую очередь потребуются специалисты по уже имеющемуся сетевому хозяйству. Но вспомним, что наряду с этим строятся ЛЭП 500, несколько достаточно крупных электроподстанций, завод по производству электрофурнитуры (то же с корейской компанией), второе дыхание получил проект по строительству Уссурийской ТЭЦ, в следующем году планируется начать строительство второй очереди Бурейской ГЭС.

Наметился явный рост спроса на направление "Кораблестроение". Причины подъема здесь очевидны, так как приняты важные государственные решения на самом высоком законодательном уровне: о развитии в стране отрасли судостроения, об образовании государственной судостроительной корпорации, о создании мощнейшего судостроительного кластера на базе Большекаменского и Комсомольского-на-Амуре судоремонтного и судостроительного заводов, где помимо ремонта АПЛ будут строиться конструкции для добычи нефти и газа на шельфе Сахалина и Камчатки.

И это уже не просто "планы Правительства", это уже их воплощение в "живых деньгах", в строительных проектах и инженерных изысканиях. А вы представляете, как "подпрыгнет" престиж инженера-кораблестроителя, когда первое построенное судно, первая гигантская сваренная на дальневосточных стапелях буровая платформа "плюхнутся" в воду!.. Уже подписаны договора о сотрудничестве с предприятиями на подготовку специалистов-корабелов новой, современной волны.

Второе рождение получат наши уникальные месторождения, в частности районы "Восток-2", Кавалерова и Дальнегорска, поскольку потребность промышленности в высокопрочных металлах постоянно повышается, новые химические технологии должны получить свои исходные продукты. Во многих районах Приморья будут введены в строй строящиеся заводы по деревообработке, как уже введены в Тернее, например.

И все это — новые рабочие места, в первую очередь для специалистов, получивших образование в Инженерной школе ДВФУ. Так что ожидаемая востребованность наших выпускников — полная!


Интервью провел Вадим Лавров

Смотрите также

20.03.2020, 09:00
Керчь
наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2020 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ