Главная » Интервью, История, Лица » 04.07.2018, 09:00

Руководителями не рождаются


Быть хорошим руководителем непросто. Руководитель обязан сочетать в себе различные качества профессионального и личностного плана. Иметь опыт работы, быть компетентным в своей сфере деятельности, быть честным и ответственным, отзывчивым и уверенным в себе, проявлять интерес к людям, быть целеустремленным и уметь обучать других, а главное – уметь управлять людьми, вести их за собой, сообща добиваться поставленных целей. Всех этих правил придерживался Вадим Алексеевич Сергеев, руководитель с большим опытом, изобретатель и рационализатор, авиастроитель, инженер-механик отдела главного механика Арсеньевской авиационной компании "Прогресс", лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Вадим Алексеевич Сергеев родился 1 января 1948 года в поселке Бира Хабаровского края в многодетной семье. Спустя несколько лет его семья переехала в Приморье. Здесь же Вадим и окончил 11 классов. В школе был глубоко увлечен авиамоделизмом. Как-то в школу пришел ящик с ракетными двигателями для кружка, и юноша стал экспериментировать с ракетами. Сначала запустил одноступенчатую, потом – двухступенчатую, и неважно, что они иногда не выдерживали траекторию и улетали в сторону – начало в выборе профессии было положено. Увлёкшись космонавтикой и авиацией, изучал устройство самолетов, много читал про авиационных конструкторов и самого Сергея Королева. Внес свою лепту и родной дядя, окончивший Харьковский авиационный институт и много рассказывавший о своей профессии. И мальчишке захотелось в небо. "Ну не летать, так изобретать и конструировать", – подумал тогда он и поступил на факультет "Авиастроение" в Политехнический институт в Комсомольске-на-Амуре с конкурсом 9 человек на место. А будучи студентом, в Комсомольске-на-Амуре он повстречал и самого Юрия Алексеевича Гагарина.

"В институте я проектировал серьезные самолеты, над курсовыми работал ночами. А потом воплощение своих изобретений и идей увидел в самолете Як-38", – вспоминает Вадим Алексеевич. И благодаря хорошей успеваемости по окончании института по профессии "инженер-механик самолётостроения" был распределён на авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Но он отклонил предложение и попросил направление на Арсеньевский машиностроительный завод.

В 1971 году он прошел заводскую проходную и остался здесь навсегда. Принимая на работу молодого специалиста, Фен Загидович Абдулин направил его в цех окончательной сборки. Через три месяца Вадима призвали на срочную военную службу в ряды Советской армии, спустя год он вернулся на завод, где многое осталось незавершенным. Еще до армии он успел решить в цехе две трудные производственные задачи, одна из которых заключалась в точности регулировки хвостового винта. После службы в армии, будучи уже технологом, улучшая производственный процесс, он воплощал свои идеи на конструктивной доработке тогда еще только-только первой осваиваемой машины Ми-24.

"В самые интересные и сложные времена, когда проходила отработка первого боевого вертолета, работа кипела. Мне, молодому технологу, было интересно всё. Приходилось задерживаться до поздней ночи, но работу закончить было необходимо", – констатирует он.

Вскоре Вадима Алексеевича назначили ведущим инженером по отработке вертолёта, но ему хотелось большего – чертить, мыслить, конструировать. И в 1973 году он перешел в отдел главного конструктора. Здесь ему пришлось трудиться над большим проектом по освоению и сборке Ми-24, для этого пришлось ближе познакомиться с производством. Работая конструктором, Вадим Алексеевич Сергеев проявил способности к усовершенствованию систем спецоборудования, улучшению технологичности производства деталей и узлов машины. Заново был спроектирован и внедрён лентопротяжный тракт, обеспечивающий надежность и безотказность в эксплуатации систем вертолёта.

Через год его назначили начальником техбюро в цехе окончательной сборки. И здесь в первую очередь он внес свои изменения, оптимизировав структурное подразделение. Он назначил ответственных по направлениям и повысил оклады специалистам – работа стала вестись по-другому. 

"На протяжении всего времени приходилось что-то внедрять, изменять. Постоянно требовали выполнения плана в сжатые сроки", – продолжает Вадим Сергеев.

Через год, заметив его рвение в труде и оценив его организаторские способности и управленческие навыки, начальник цеха окончательной сборки Ю. С. Бодня назначил его своим заместителем по подготовке производства. Здесь было очень много вопросов – по гидростендам, электроножам, паяльникам и другим инструментам. Вадим Алексеевич ввел дополнительные рабочие места и организовал работу по ремонту инструмента и обслуживанию гидростендов – вопрос был решен. Без подачи рацпредложений и признания авторских прав изменил конструкцию электроножей, которые стало проще обслуживать, а в 1974 году внедрил новейшую разработку – лазерную пристрелку вертолета. Еще одним эффективным нововведением стало автоматическое печатание бирок (которые тысячами писались от руки), тем самым экономилось рабочее время и увеличивалась производительность. Данный автоматический станок был разработан и собран здесь же, в цехах завода, при непосредственном участии Вадима Сергеева. А вскоре на предприятии приобрели станок из-за границы, который еще больше облегчил труд.

В его компетенцию входила и работа по подготовке и повышению квалификации кадров. За качественное выполнение планов подготовки и повышения квалификации рабочих неоднократно поощрялся приказами руководства.

Вадим Алексеевич любит во всем порядок. В это же время под его руководством было изготовлено новое оборудование – стенды в виде шкафов для прозвонки электрических жгутов. Были внесены изменения и в ПРОСКе. Для упорядоченного хранения многотысячной номенклатуры он разработал специальную тару разных размеров. Тут же он заказал специальные баночки с крышками для использования и длительного хранения материала для герметизации и покраски. Кстати, его предложения и внедрения до сих пор действуют на предприятии, ими пользуются уже второе и третье поколение рабочих.

Чтобы черпать знания и идеи, он часто посещал техническую заводскую библиотеку. Читал научно-технические журналы, методическую литературу, учебные пособия, интересовался новейшими изобретениями и разработками. Оттуда и была позаимствована идея об изобретении и применении на производстве электроотвёртки.

"Я видел, как осуществляется технология вкручивания маленьких специ­фических винтов и болтов, которые очень трудно завернуть рукой. Это было чрезвычайно тяжело и трудоёмко. И тогда мне пришла идея усовершенствовать процесс и облегчить труд рабочих. Тем более что в кабине машины есть настолько узкие места, что рукой сложно подлезть. Я приспособил маленький цилиндрический двигатель в фланец и поставил насадку-отвёртку. Приспособление работало от электросети. Рабочие не сразу восприняли идею, но потом поняли, насколько это удобно, как ускоряется процесс, и пришлось заказать на завод партию электродвижков для сборочного производства вертолетов", – с гордостью рассказывает Вадим Алексеевич.

Вечерами, после работы, он посещал спортивную секцию по волейболу. Волейбольная команда цеха окончательной сборки в то время была одной из сильнейших команд, постоянно участвовала в соревнованиях.

Спустя пять лет работы заместителем начальника цеха по подготовке он стал заместителем по производству, а затем, в 1986 году, возглавил цех окончательной сборки. Ежедневно рабочий день начинался с совещания у него в кабинете в 8 часов утра – приходили все начальники цехов и руководители отделов по направлениям решать производственные задачи. В самое напряженное время, когда изготавливали большое количество машин для боевых действий в Афганистане, начальникам, как, впрочем, и рабочим, приходилось оставаться допоздна.

"Не всегда все было спокойно на производстве, приходилось решать срочные вопросы, организовывать работы по сборке и внедрению конструктивных изменений. И в один месяц – это был апрель 1987 года, мы выпустили 20 вертолетов вместо обычных 15-16 машин в месяц. Это для нас был рекорд. Но страна нуждалась в боевых машинах, и мы это понимали", – рассказывает Вадим Алексеевич.

Вскоре В. А. Сергеев, решив сменить направление своей деятельности и приблизиться к научной работе, подал на конкурсный отбор заявление на должность начальника отдела автоматизации и механизации. Пройдя отбор и став начальником отдела, он начал заниматься планами технического развития предприятия, подавал идеи и предложения в Министерство авиационной промышленности, согласовывал мероприятия, которые проводились на заводе. Лично не раз посещал Министерство с предложением о разработке и выпуске печатного станка для бирок, так как неэффективно было закупать расходные материалы за рубежом. К его предложению прислушались, разработали и выпустили для этих целей печатную машину, которая впоследствии принесла огромную пользу авиационной промышленности, прослужив не один десяток лет на предприятиях.

На протяжении шести лет, будучи начальником отдела, он организовывал посещение завода иностранными делегациями. Встречал, сопровождал, занимался сувенирной продукцией. Всевозможные презенты и сувениры изготавливались здесь же, на заводе, а его увлечение авиамоделизмом очень пригодилось. Модели самолетов и вертолетов, изготавливаемые из пластмассы и древесины на предприятии руками авиамоделистов, разъезжались с делегациями в Южную Корею, Китай, Японию, Америку и другие страны, представители которых за это время побывали на "Прогрессе". Туда же отправлялись и сувениры из дерева. В виде деревянных баночек с медом или "домиков" с дикоросами Приморья, которые изготавливались под чутким руководством Вадима Сергеева.

"Самой запоминающейся моделью был Як-55 – такой получился красивый и большой, что жалко было с ним расставаться. Так я его хотел оставить в музее завода, но пришлось отдать", – сожалеет автор работ.

Приобретя видеокамеру, в 1991 году Вадим Алексеевич снял первый полет Ка-50 "Черной акулы". Демонстрационные полеты, проводимые летчиком-испытателем, вдохновили и поразили его, что послужило толчком для дальнейшего сбора архивной съемки полетов самолетов Ан-6, Ан-16, принадлежавших авиаотряду завода "Прогресс".

Именно он стал основоположником традиции в праздничные дни для посетителей завода в здании музея выставлять телевизоры, тогда еще с видеомагнитофонами, и демонстрировать видео авиационной техники и её полетов, проходивших на различных мировых выставках. Просмотры видеофильмов пользовались большой популярностью у заводчан и гостей предприятия.

Уже тогда производством двигал научно-технический прогресс, Вадиму Алексеевичу была интересна деятельность в этом направлении, казалось бы, он занял своё место, ту нишу интеллектуального труда, где мог применить свои способности и талант изобретателя, предлагая главному технологу и главному металлургу предприятия внедрять новшества, модернизировать производство, приобретать новое оборудование. В то время ему пришла идея о приобретении раскроечных лазерных и гидроабразивных станков, но тут наступили 90-е годы…

На тот момент в отделе существовали два мощных конструкторских бюро – нестандартного оборудования и робототехники. Под руководством Вадима Сергеева сотрудники экспериментальной мастерской создали и внедрили много разной техники. Коллектив всячески усовершенствовал технологические процессы, разрабатывал и внедрял их в производство. Одной из таких работ было освоение пресс-экструдера для отжима масла из сои. И, спасая заводчан от голода, в начале 90-х, сделав опытные образцы, которые пользовались большим спросом, в дальнейшем реализовывали в близлежащие районы. А позже, когда спрос возрос, генеральный директор завода Виктор Иванович Манойленко дал команду наладить массовый выпуск пресс-экструдеров силами завода.

Позже, заинтересовавшись порошковой металлургией, Вадим Алексеевич в 1992 году решил создать небольшое самостоятельное производство, организовав участок порошковой металлургии со специальными прессами, которые позволяли выпускать до 45 штук деталей в минуту для стиральных машин "Приморье". Заключил договоры со сторонними организациями. Но ходу на работу со сторонними заказами не дали, так и ограничилось всё товарами народного потребления.

За идеи и заслуги, а также за пропагандистскую деятельность Вадим Алексеевич был премирован бесплатной путевкой в город Киев. Не теряя в отпуске времени зря, он занялся поиском предприятий, которые занимались аналогичным производством. Позже, будучи в командировках, он посетил авиационные предприятия Ростова, Казани, Ташкента, Комсомольска-на-Амуре. А спустя некоторое время он приехал в Киев во второй раз, побывал на КБ Антонова, где и перенимал в течение месяца опыт нового производства – составы, технологии.

Вскоре его участок объединили с цехом по выпуску товаров народного потребления, где Сергеев занял должность заместителя начальника цеха. Он по-прежнему улучшал производство и самостоятельно вносил рацпредложения. Создав мини-оборотную систему в процессе охлаждения печей при помощи двух огромных баков, наполненных водой, и маленького двигателя – тем самым исключив использование заводской сети, снизил большой расход воды и потребление электроэнергии. Вода из одного бака подавалась в другой и циркулировала в замкнутом пространстве, воду можно было использовать множество раз.

Группа под руководством Вадима Сергеева стала прародителем первых очистных бытовых фильтров для воды. Совместно с химиками из ДВПИ ими было разработано и освоено серийное производство бытового водоочистителя "Каскад", эти водоочистители впоследствии выпускали на заводе по нескольку сотен в год. Качество воды было значительно лучше, чем у других типов водоочистителей. Ассортимент продукции увеличивался, задачи возрастали, но с ними Вадим Алексеевич все так же успешно справлялся до самой ликвидации цеха.

Спокойный, степенный, но требовательный и настойчивый руководитель, который грамотно распределял людям поручения и обязанности, выполнял зачастую львиную долю работы, начинал работать раньше других и завершал день гораздо позднее своих сотрудников. Ответственный, пунктуальный, интеллигентный. За 47 лет производственного труда на руководящих должностях он заслужил непоколебимый авторитет и уважение в кругу коллег – как вышестоящих руководителей, так и подчиненных.

Сегодня Вадим Алексеевич работает в отделе главного механика в должности инженера по ремонту оборудования. Сейчас перед ним стоят новые задачи – проверка точности работы оборудования, планов по ремонту оборудования и многое другое.

Выполняя основную работу, он занимался и общественной деятельностью. Перед ним, как и перед каждым руководителем советских времен, стояли организационные задачи – направить людей в колхоз на сенокос, на уборку урожая или строительство объектов.

"Я был ответственным в селе Бельцово Яковлевского района за ремонтные работы на фермах, ну, и за помощь колхозам по уборке картофеля и т.д.", – вспоминает с улыбкой он.

Вадим Алексеевич был членом коммунистической партии, пропагандистом великого учения Ленина, читал политинформацию в цехе. За долгосрочный безупречный труд он неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями, удостоен Почетной грамоты губернатора Приморского края. Ветеран труда.

Со временем приоритеты сменились, авиамоделизм остался в прошлом. Сегодня Вадим Сергеев занимается дачей, любит водить машину. А его самая большая гордость – это построенный и оборудованный гараж. Он знает в округе все грибные места, иногда любит посидеть, уединившись с удочкой на берегу водоема.

На протяжении многих десятилетий рядом с ним находится его верная спутница жизни Людмила Ивановна Сергеева, которая до сих пор, вот уже почти пятьдесят лет, трудится на заводе. Сменив конструкторский кабинет заготовительно-штамповочного цеха, она продолжает работать в отделе промышленной безопасности, охраны труда и экологии.

Чета Сергеевых вырастила и воспитала двоих сыновей. Старший посвятил себя охране порядка, второй сын, Александр Сергеев, продолжает династию родителей и работает в цехе механической обработки крупных и средних деталей производственным мастером.

Сегодня смыслом жизни для Вадима Алексеевича Сергеева стал шестилетний внук Матвей, которому он посвящает все свободное время, передаёт опыт и делится всем тем, что накопил за 70 лет.

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2018 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ