Главная » Интервью, История, Лица » 27.10.2018, 16:20

Важное звено большого производства


Продолжая цикл публикаций о цехах-юбилярах ПАО ААК "ПРОГРЕСС", лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, прикоснёмся к истории и узнаем, чем сегодня живет дружный и прославленный коллектив заготовительно-штамповочного цеха.

В приказе от 5 ноября 1938 года он значится как дюралевый цех – это первое его название. Но задача перед коллективом на протяжении 80 лет стояла одна – выпуск деталей для авиационной техники в срок и высокого качества.

"Цех был раскройно-заготовительным, оснащенным кривошипными и гидравлическими прессами. На раскройном участке проводился раскрой листовых материалов с помощью гильотинных ножниц. Цех осуществлял не только прямолинейный, но и криволинейный раскрой на станках радиально-фрезерной группы моделей РФК‑1. Выполнялись также работы по вырубке деталей на прессах, пробивке отверстий и окон, гибке, отбортовке, токарно-давильные работы и многое другое", – пишет в своей книге бывший главный технолог завода Николай Рыбак.

На протяжении всего периода работы цеха сменилось 18 начальников. Первым начальником дюралевого цеха был Иван Семенович Безюк (с 1939 по 1940 годы), с 1941 по 1942 годы цехом руководил Павел Васильевич Кузюткин, а с 1942 по 1945 годы его возглавлял Андрей Афанасьевич Курякин. Это были годы Великой Отечественной войны, когда на заводе было налажено производство самолета УТ‑2. В 1946 году цех возглавил Андрей Михайлович Фомичев, который руководил цехом до 1957 года. В. С Кузнецов и Е. Ф. Карпушин в разные периоды цех возглавляли дважды.

Шло время, менялись руководители, технологии, оборудование и выпускаемая продукция завода. Из всех цехов основного производства номенклатура заготовительно-штамповочного цеха была самой большой, номенклатура только одних нормализованных и стандартизованных деталей составляла более 2  500 наименований (шайбы, хомуты и т. д.).

Для организации изготовления стандартизованных деталей в цехе был создан специализированный участок по изготовлению нормалей. Для их хранения рядом с участком был организован склад нормалей. Для механизации работ по снятию заусенцев и закруглению острых кромок с мелких деталей в цехе был организован участок галтовочных барабанов. В связи с возросшими объемами и выпуском вертолетов Ми‑24, самолетов Як‑50 для вырубных работ по изготовлению разнообразных деталей в 1977 году был введен в эксплуатацию пресс-автомат ВРА‑75.

"На пресс-автомате производилась штамповка деталей габаритами до 150 х 200 мм из металлической ленты толщиной до 1,5 миллиметров. Число двойных ходов регулируется и колеблется от 120 до 600 возвратно-поступательных движений в минуту. Максимальная скорость подачи ленты до 70 метров в минуту", – дал характеристику оборудованию Н. Т. Рыбак.

Самое сложное и тяжелое время выпало на долю начальника цеха Александра Васильевича Белявского с 1989 по 1996 год. За это время он принимал участие в организации изготовления, оснастки деталей для новых изделий Ан‑74 и Ми‑34. Детали на эти изделия цехом были своевременно освоены, и Александру Васильевичу была объявлена благодарность за выполнение плана и значительное снижение количества нарушений трудовой дисциплины в цехе.

В цехе создался дружный работоспособный коллектив. Работа из-за огромной номенклатуры деталей была очень сложная, но все задачи, стоящие перед коллективом, выполнялись вовремя.

Наступили 90-е… Развал в стране, отсутствие заказов.

"Как и все, мы выживали тяжело. Из цеха численностью 250 человек осталось меньше ста работников. В результате реорганизации цеха стали объединять", – в одном из интервью рассказал Александр Васильевич.

В декабре 1996 года из-за недостаточной загрузки цех был объединен с соседним заготовительно-штамповочным цехом № 27 по изготовлению обшивок и деталей из листового материала, руководителем которого являлся Олег Григорьевич Гончаров. При объединении двух цехов численность нового коллектива составила 78 человек. Новым объединенным цехом стал руководить О. Г. Гончаров, который возглавлял заготовительно-штамповочный цех, с учетом прошлых лет, на протяжении 30 лет. Это поистине легендарная личность. Три десятка лет, как рулевой корабля, он вёл свой цех к выполнению намеченных планов и поставленных задач.

Долгий трудовой путь прошел Олег Григорьевич от электромонтера до руководителя. Его трудовая деятельность началась в 16 лет. Еще до армии он попробовал свои силы на заводе "Аскольд" электрослесарем. Но уже в 1969 году сам Николай Сазыкин подписал документ о принятии молодого специалиста на завод в штамповочно-заготовительно-раскроечный цех.

Много разных испытаний подкидывала судьба. Но за стойкость характера его уважали руководители и коллеги. Видимо, флотская закалка давала о себе знать. За нее же он и страдал: волевой и горячий юноша всегда стоял за правду и справедливость горой и недолюбливал лживых и ленивых людей. Начальство оценило его упорный труд и умение организовать вокруг себя сплоченный коллектив, и в 1979 году начался его рост по карьерной лестнице от мастера до начальника цеха. И, несмотря на столь юный возраст, он сумел наладить отношения с каждым рабочим на участке. А в 1983 году в возрасте 37 лет, Олег Григорьевич уже руководил цехом.

За культуру и дисциплину он радел всегда. За значительное снижение количества нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка в коллективе цеха ему объявлена благодарность.

"Самыми трудными периодами, – вспоминает Олег Григорьевич в одном из интервью, – был 90-й год, когда шло повальное сокращение. Жалко было терять людей, такие кадры, которые сами для себя воспитывали. Принимая руководство смежного цеха, не хотелось и своих оставлять за бортом. Кадровый вопрос всегда остро стоял на предприятии, и когда годами, а то и десятилетиями кого-то взращиваешь, потом тяжело расставаться. С уходом квалифицированных специалистов многие технологии были утрачены навсегда".

За безупречный труд и большой личный вклад в развитие авиационной промышленности он неоднократно награждался почетными грамотами, в том числе получал благодарности и от ОАО "Вертолетов России". Награжден орденом "Знак Почета". В 2004 и 2009 годах его портрет украшал аллею Трудовой славы.

Сегодня самым дисциплинированным коллективом заготовительно-штамповочного цеха руководит опытный и грамотный начальник Евгений Анатольевич Кузнецов. Немногословен, всегда сдержан и спокоен, умеет ответственно подходить к поставленным задачам. Его профессионализм и полученные навыки помогают принимать верные решения, что позволяет качественно и в срок получить отличный результат и высокие показатели в выполнении гособоронзаказа.

Без ложной скромности можно сказать, что боевой вертолет Ка‑52 на 48 % состоит из деталей, выпускаемых заготовительно-штамповочным цехом. Почти 19  000 позиций номенклатуры изготавливается только на одну машину.

"Мы шагаем в ногу со временем, на сегодняшний день у нас появилось современное оборудование, – начал свой рассказ начальник цеха Евгений Кузнецов. – Запущен новый обрабатывающий фрезерный центр для обработки оснастки при помощи цифровых технологий. Приобретены также два комплекса гидроабразивной резки, на которых очень быстро можно раскроить материал толщиной до 200 мм, совсем недавно запущен в эксплуатацию станок лазерного раскроя – это достаточно уникальное оборудование, которое сняло очень много проблем по кооперации между цехами.

В перспективе приобрести специализированное оборудование – посадочно-разводной станок. Также планируем для удобства работы закупить переносные крафтформеры для специалистов по изготовлению и доводке. У нас стоит задача максимально отойти от ручного труда".

Для хранения многочисленной оснастки заводом еще в советское время для цеха был приобретен механизированный штабелёр, в котором, кроме оснастки (штампов и шаблонов), хранились детали. Недавно в цехе модернизировали склад-штабелёр, который изначально работал в автоматизированном режиме за счет использования ПЭВМ "Электроника". На пульте управления набирали нужную ячейку, и манипулятор привозил поддон с оснасткой в определенное исходное положение. Но в таком режиме штабелер проработал недолго. Он стал работать при помощи оператора, который садился в кабину подъемника, подъезжал к нужной ячейке и за счет выдвижных направляющих поднимал поддон с оснасткой, выводил его из штабелера и приводил в исходное положение.

"На сегодняшний день работает совершенно новая система, – продолжает Евгений Анатольевич. – Краны оснащены компьютерной системой и управляются оператором по заданной программе, и одному оператору не составляет труда обслуживать три крана".

"Конечно, и в свое время я ходил, просил и требовал оснастить цех новым оборудованием, – вступил в разговор заслуженный ветеран производства Олег Григорьевич Гончаров, который уже находится на заслуженном отдыхе и с удовольствием пришел навестить родное производство. – И я с удовольствием наблюдаю, что появились положительные сдвиги и повысился технический уровень цеха".

Но каждый руководитель знает и помнит, что всё происходит благодаря людям – тем, кто добросовестно работал на протяжении десятков лет, воспитывал, учил, наставлял молодежь. Это так же важно, как осваивать новую технику, развивать науку и производство.

Нельзя не вспомнить добрым словом ветеранов труда, которые много лет отдали родному предприятию и цеху и уже находятся на заслуженном отдыхе. Преданно и беззаветно трудились на благо авиационной промышленности заместители начальника цеха С. Д. Туманов, В. Д. Атрощенко, М. А. Жуков, производственные мастера В. В. Столетний, А. А. Борзых, А. С. Лопин, выколотчики-доводчики С. В. Концедалова, А. Л. Слободской, В. А. Митрофанов, наладчик холодноштамповочного оборудования В. Н. Кириенко, а также начальник ПДБ Т. Г. Туртыгина, начальник техбюро О. А. Фомичева и начальник БТК А. С. Караваева – единственная в то время женщина среди начальников БТК.

Большую роль в управлении цехом играет общественная цеховая профсоюзная организация, которую на протяжении 10 лет возглавлял производственный мастер первого класса Ю. В. Алейник, удостоенный звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" и награжденный медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалью "100 лет Профсоюзу России". Он трудится на предприятии 45 лет, до сих пор оставаясь в строю и передавая свой бесценный опыт молодым.

Наряду с ним 35 лет в цехе работает инженер по организации и нормированию труда второй категории Ольга Кузьминична Адаменко, на протяжении всего времени она являлась секретарем цехового комитета, членом женсовета. Более 40 лет трудового стажа имеют ветеран труда инженер по инструменту третьей категории Любовь Евгеньевна Баканова; слесарь-инструментальщик Николай Александрович Горбатенко, в совершенстве овладевший своей профессией – в настоящее время это высококвалифицированный специалист шестого разряда, – который передает свой опыт ученикам и обучил профессии слесаря-инструментальщика 10 учеников; модельщик гипсовых моделей Анатолий Федорович Дрынгин, инициатор и организатор проведения турниров по шашкам и домино между производственными группами; ветеран труда оператор станков с ЧПУ пятого разряда Александр Николаевич Игнатьев, автор нескольких рационализаторских предложений, направленных на улучшение технологических процессов изготовления деталей, повышение качества и снижение трудоемкости. Успешно совмещая работу наладчика и оператора, работал на четырех станках одновременно. За большой вклад в разработку и создание вертолета Ка‑50 в 1998 году награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Ветеран труда выколотчик-доводчик Александр Михайлович Лесовой в короткий срок освоил профессию, получил пятый разряд. Работал мастером производственного участка, на сегодняшний день работает инструктором производственного обучения. Ветеран труда, инженер по организации и нормированию труда второй категории Татьяна Александровна Киселева в прошлом была членом цехового комитета, с 1998 по 2005 годы – заместителем председателя цехового комитета, председателем женсовета. Ветеран труда контрольный мастер Николай Александрович Фурасенко за личный вклад, внесенный в развитие авиационной техники, награжден медалью "300 лет Российскому флоту". Ветеран труда начальник бюро (БТЗ) Ирина Петровна Ященок является организатором производственно-технического обучения рабочих кадров в цехе.

За свой долголетний, безупречный труд и вклад, внесенный в развитие авиационной техники, они неоднократно награждались почетными грамотами и благодарностями, их портреты украшали аллею Трудовой славы. Многие из них за время работы освоили смежные профессии.

Сегодня многочисленный и дружный коллектив цеха активно принимает участие в общественной жизни предприятия. Молодежь состязается во всех видах спортивных соревнований. Но самые инициативные не хотят дожидаться заводских мероприятий и устраивают собственные цеховые турниры по настольному теннису и любимой игре – домино. А недавно коллектив цеха завоевал переходящий кубок по этому интеллектуальному виду спорта.

"Каждый день в обеденный перерыв проходят игры в домино. Накал страстей – как на Чемпионате мира", – шутит Евгений Анатольевич, который не против поддержать родной коллектив.

А сотрудницы ИРКА очень любят мастерить своими руками и постоянно участвуют в творческих конкурсах рукоделия, будь то вязание, плетение или новогодние поделки и стенгазеты.

Не менее активно в цехе проходят и мероприятия по повышению культуры производства и внедрению Системы 5С. В начале года мы упоминали о преображении пилотного участка ПРИН, и члены коллектива хотят пойти дальше и внедрить инструменты бережливого производства на территории всего цеха.

За 80-летнию историю коллектив цеха выдержал все испытания судьбы и остался слаженным, высококвалифицированным и трудоспособным, нацеленным на выполнение главной задачи – выпуск боевой техники, конкурентоспособной на мировом рынке.

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2018 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ