Главная » Интервью, История, Лица » 29.10.2018, 16:35

Анастасия Самсоновна Караваева: страницы жизни


В рамках празднования 80-летнего юбилея со дня образования Приморского края прошел краеведческий конкурс "Мы – приморцы!". Организаторами мероприятия выступила Приморская краевая публичная библиотека им. А. М. Горького и Приморская краевая детская библиотека. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию рассказ о судьбе человека, который живет рядом с нами. Этот очерк принял участие в номинации "Портрет земляка" и был удостоен диплома.

Об этой удивительной женщине можно писать многотомный роман. Ведь каждое её дело – это новая страница истории её жизни, страница истории города Арсеньева. Приморская поэтесса, Почетный житель города Арсеньева, член Географического общества по изучению Приамурского и Приморского края, ветеран труда Анастасия Самсоновна Караваева – ровесница авиационного завода "Прогресс", чья судьба тесно переплелась с его историей.

Великий труд этой женщины оценен по достоинству. Она известна во многих кругах литераторов и историков. Её познания в этих областях огромны, а её светлому уму остается только позавидовать. Судьба этой женщины интересна и уникальна.

Родилась Анастасия Караваева, в девичестве Кулеба, 3 апреля 1936 года. В 1941 году большая и дружная семья приехала в Приморский край, в село Телянза, ныне село Рисовое Анучинского района. Анастасии на тот момент было 5 лет. Мама Марфа Михайловна работала в колхозе, и, чтобы девочку куда-то пристроить, записали ее в школу в 6 лет. Она оказалась умным, смышленым ребенком. Учеба давалась легко и непринужденно, школу она закончила без троек, активно участвовала в школьной самодеятельности. Была самая грамотная в селе, всем писала заявления и письма. В доме собиралось много женщин, которым Настя читала книги и даже Библию.

После семилетки встал вопрос дальнейшего выбора. В восьмой класс надо было ходить в соседнее село или учиться в Арсеньеве и жить в квартире. Но юной выпускнице помочь было некому, жили очень бедно, еле сводили концы с концами.

Так в 14 лет Настя стала студенткой Приморского авиационного техникума. После его окончания, в 1954 году в составе группы ее направили на авиационный завод в Комсомольск-на-Амуре. Но это уже был не первый трудовой опыт молодого специалиста Анастасии Кулеба. Еще будучи студенткой техникума, она каждое лето работала на авиационном предприятии "Прогресс", обеспечивая себя на будущий учебный год.

"А вообще, первая моя зарплата – это полмешка сахара и мешок зерна, – вспоминает Анастасия Самсоновна. – В колхозе "Заря тайги" выращивали сахарную свёклу, и, кроме других колхозных работ, на каждую семью дополнительно давали земельные наделы земли по 50 соток. Никто не спрашивал, когда их было обрабатывать, а урожай обязаны сдать. Пока учились в младших классах, пололи и рвали сорняки на колхозных полях до глубокой осени. Все эти тяготы пришлись на военные и послевоенные годы, когда работали за трудо­дни, за которые ничего не получали".

Началась трудовая деятельность 18-летней Анастасии в должности контролера, а потом и производственного мастера в агрегатно-сборочном цехе Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина. Но, несмотря на столь юный возраст, она была единственная женщина – производственный мастер, и это не помешало ей вывести группу в лидеры и первыми на заводе получить звание "Производственная группа коммунистического труда". Параллельно с работой Анастасия занималась различными видами спорта: лыжами, волейболом, баскетболом, греблей. Активно участвовала в соревнованиях и имела спортивные разряды. Но творческая натура, любовь к песне и музыке привели ее в оркестр народных инструментов, где она стала играть на гитаре. Все это совмещалось и с общественной комсомольской работой. Ее кандидатуру – секретаря комсомольской организации цеха и внештатного комсорга завода, за хорошую работу на производстве и участие в общественной жизни молодых работников избрали кандидатом для поездки на XIII Съезд Ленинского комсомола. Но в это же время сборная команда Хабаровского края и Дальнего Востока, в которую входила Анастасия, готовилась к спартакиаде народов РСФСР. Встал вопрос – ехать на съезд или защищать спортивную честь Дальнего Востока. Она выбрала спорт и поехала на первенство России по лыжным гонкам, где выполнила норматив мастера спорта. Это была увлекательная и интересная поездка в Свердловск, а потом в Москву. Знакомство со многими олимпийскими чемпионами и известными спортсменами оставили незабываемый след в душе девушки.

Позже последовало замужество и переезд в Брянск. Уже там она целиком и полностью занялась спортом, работая инструктором РСВСО "Локомотив" Брянского отделения Московской железной дороги. Тренировала мужскую сборную команду по лыжным гонкам. Эта хрупкая, нежная женщина легко управлялась со спортсменами, а ведь некоторые были старше ее, имели спортивные разряды и даже были мастерами спорта со стажем. А вскоре в семье Караваевых родилась дочь.

В 1964 году Анастасия вернулась в город юности. В январе 1965 года пришла на завод "Прогресс" в заготовительно-штамповочный цех в качестве контрольного мастера. Без отрыва от производства окончила ДВПИ им. В. В. Куйбышева в г. Владивостоке, а позже стала и начальником БТК, проработав на одном месте без малого 27 лет.

Здесь же, на предприятии, она вступила в партию, избиралась парторгом цеха, членом парткома завода, членом заводской комиссии по качеству и культуре производства. По итогам социалистического соревнования ее бюро по качеству часто выходило победителем. Казалось бы, что там контроль? А эта служба очень важная и, если пропускать детали на сборку с дефектами, – это может привести к серьезным происшествиям. Вот и вели они тщательный контроль всей продукции. За что и была отмечена наша героиня Министерством авиационной промышленности, первой из начальников БТК была награждена значком "Отличника качества МАП". В 1989 году ее делегировали на первый отраслевой слет отличников качества МАП в г. Москву, где от Дальнего Востока было всего два человека – она и токарь-карусельщик В. А. Лихошерст.

"Тогда поездка оказалась очень продуктивной и интересной, – вспоминает Анастасия Самсоновна. – Мы знакомились и делились опытом работы. Побывали на многих фирмах авиационной промышленности, где я воочию видела, как собираются машины знаменитых конструкторов: Миля, Сухова, Ильюшина. Потом нас повезли в Жуковский на РКК "Энергия", там производятся космические корабли "Союз". Я даже побывала в кабине космического корабля".

Ее жизнь на долгие годы тесно переплелась с заводом и общественной деятельностью. Это она заражала всех вокруг своим энтузиазмом и задором. Ее творческая натура и здесь нашла себе применение. В цехе Анастасия Самсоновна руководила художественной самодеятельностью. Сама писала сценарии, стихи, поздравления. Она первая ввела традицию поздравлений на заводском радио, а потом эту эстафету подхватили остальные цеха. О каждом ей хотелось сказать доброе слово, каждого поздравить индивидуально.

И уже спустя много лет работники заготовительно-штамповочного цеха помнят своего лидера, организатора и просто душевного человека, такого близкого и родного, приглашают Анастасию Самсоновну на всевозможные торжественные мероприятия, на юбилей цеха и дни рождения сотрудников.

Именно она собирала по крупицам историю Арсеньевской авиационной компании "Прогресс", стояла у истоков создания заводского музея. В 1986 году к 50-летнему юбилею завода было построено новое двухэтажное здание музея. Оставалось очень мало времени до праздничных мероприятий и приуроченного к этому события – открытия музея. Анастасия Караваева была назначена руководителем исторической группы, а по сути – ответственной за своевременное открытие музея. Работа предстояла огромная: в сжатые сроки необходимо было проработать имеющиеся материалы, собрать новые факты по цехам и службам. Все это перенести на готовые планшеты и подиумы, скомпоновать и выстроить экспозиции по залам. Она приходила на работу в 7 часов утра, а уходила ближе к полуночи. Каждый экспонат, каждый планшет и каждая буква прошли через ее руки и сердце. Работа была проведена масштабная и ответственная. Накануне открытия музея была проведена первая отчетная экскурсия для министра авиационной промышленности А. С. Сысцова и других официальных лиц. На следующий день музей широко открыл свои двери для заводчан, жителей и гостей города. Многие годы Анастасия Самсоновна Караваева была членом Совета содействия музею истории города Арсеньева, во всем помогая его работе.

Как человек любознательный и эрудированный, Анастасия Самсоновна всегда интересовалась историей, и не только древних времен, а вот этим периодом, близким к настоящему, находившимся где-то рядом и в то же время забытым поколениями. В далеком 1973 году в городе Арсеньеве открылся филиал Бюро путешествий и экскурсий. Анастасия Самсоновна решила принять участие в этой работе, пополнить знания и познакомить дочь с историческими местами края. Совмещая с работой на заводе, окончила методические курсы экскурсоводов. Итогом краеведческих исследований стал реферат о Гражданской войне. Работа затянулась на многие годы. За это время она неоднократно встречалась с бывшими партизанами, красноармейцами, вела обширную переписку с их семьями. Материал получился интересный и большой. Позже многое из собранного материала вошло в одну из книг, написанных ею.

Отметив её активное участие и приобретённый опыт, Анастасию Самсоновну пригласили стать участницей Всесоюзной творческой конференции, посвященной 80-летию А. А. Фадеева, на которую съехались 120 писателей, критиков и литературоведов со всей страны. Мероприятие состоялось в селе Чугуевка, где был заложен камень на месте будущего памятника и открыт новый литературно-мемориальный музей и А. А. Фадеева.

А здесь уже другая история…

"Перебирая старые конверты и письма, я нашла письмо от ректора ДВПИ с просьбой помочь организовать музей в стенах института во Владивостоке. Однажды меня вызывает директор завода Валерий Федорович Луценко. У него в кабинете сидит мой начальник, заместитель главного контролера Петр Платонович Лугинец и дает мне это письмо. А там сказано, что просят выделить людей, которые внесли большой вклад в развитие завода и подготовить разработки и макеты для создания экспозиции в музей ДВПИ. А в то время почти все руководители на заводе были выпускниками этой инженерной школы. И еще необходимо было сделать уклон на профориентацию, так как абитуриенты, посещая музей института, могли бы уже в будущем сориентироваться для дальнейшей работы на одном из предприятий края. И, конечно же, наш завод заинтересован в молодых специалистах. В связи с этим мне поручили Арсеньевское авиационное производственное объединение представить в лучшем свете.

Мы провели очень большую работу. Стенды получились отличные. На них были представлены шесть человек, которые в истории предприятия сыграли значительную роль. И опять после работы приходилось оставаться. Пришлось привлекать людей, договариваться, просить. И ведь никто не отказывал, все с пониманием относились к этому делу.

Готовые стенды и модели самолетов, которые были точной копией авиатехники, выпускаемой на заводе, я повезла в институт. Установили, все красиво оформили, я провела, показала, рассказала. Ну, думаю: "Все, закрыла еще одно дело". И уехала.

Опять приходит письмо от ректора с просьбой провести экскурсию в музее ДВПИ. Эту поездку приурочили к визиту в воинскую часть с целью агитации военнослужащих, у которых подходил срок демобилизации, для дальнейшей работы на заводе, этакий рекрутский набор. Такие поездки стояли в плане работы предприятия. Сотрудники завода выезжали даже на Сахалин и Камчатку. После таких визитов, и правда, ребята приезжали на завод и трудоустраивались.

Экскурсию я тогда провела для преподавателей, студентов, абитуриентов. А позже ректор института решил меня поставить в график, чтобы я регулярно проводила экскурсии, но я отказалась. Уже спустя некоторое время на имя директора ААПО В. Ф. Луценко пришло от руководства ДВПИ Благодарственное письмо в мой адрес", – поведала Анастасия Самсоновна.

Эти забытые факты дают еще одну картинку в калейдоскопе событий жизни нашей героини.

В 1991 году Анастасия Самсоновна приняла участие в краевом конкурсе краеведов, посвященном 250-летию открытия Аляски. Отвечая на вопросы и готовя материалы по заданным темам, она стала победителем и была награждена медалью и ценными подарками. За заслуги и вклад, внесенный в развитие историко-географического направления в Приморском крае, была награждена значком "Ветеран путешествий и экскурсий".

За безупречный и добросовестный труд она не раз отмечалась всевозможными знаками отличия. Первая ее награда получена еще в техникуме – это значки ГТО I, II, III степени по выполнению нормативов. Значок I разряда по лыжам. Судья республиканской категории III степени по спорту. Ну, а правительственные награды были уже позже: медаль "За доблестный труд" (1970 год); нагрудный знак "Отличник качества МАП" (1979 год); знак "Победитель социалистического соревнования" (1981 год); звание "Лучший работник БТК" (1983 год); Медаль "Ветеран труда" (1984 год); медаль "Заслуженный ветеран труда" (1986 год); знак "Лауреат II Всесоюзного фестиваля народного творчества РСФСР" (1987 год); Почетная грамота Думы города (2007 год).

За большой личный вклад в экономическое, социальное, культурное и общественное развитие города решением Думы АГО Анастасии Самсоновне присвоено звание "Почетный житель Арсеньевского городского округа". Имя А. С. Караваевой занесено в городскую Книгу Почета в 2009 году.

Но самодеятельностью и спортом ее общественная жизнь не ограничивалась. В 1959 году участвовала в переписи населения, за что имеет значок участника. Одновременно с этим на протяжении 15 лет руководила городским клубом любителей романса "Гори, гори, моя звезда". К слову сказать, это она автор песни "А без нас не взлетят самолеты" композитора Н. Д. Курочкиной, написанной к 50-летнему юбилею "Прогресса" и исполненной хором на празднике. И это лишь малая толика ее заслуг.

Чем сейчас живет этот замечательный человек? На протяжении многих лет руководит литературным объединением "Синегорье", и уже выпущено шесть альманахов со стихами с одноименным названием, также издан биографический диск "Не спешу в судьбе поставить точку…", посвящённый её творчеству. На полочке стоят ее первая книга "Я расскажу Вам о любви", сборники стихов "Костры" и "Родника струи чистые", изданные ею за последние годы. Здесь собраны и стихи, и ноты песен А. С. Караваевой, а также музыкальные произведения на стихи многих известных поэтов. Книга получилась добрая, чистая, светлая.

Анастасия Самсоновна жизнерадостна и гостеприимна. Двери её дома всегда открыты. Каждый день она нанизывает жемчужины на ожерелье своего творчества: сочиняет стихи, пишет песни, исполняет их.

А в конце 2016 года подарила жителям города свое новое произведение, написанное в прозе, – "Времён связующая нить". В течение пяти лет она скрупулезно работала над архивными документами, краеведческими изданиями, тщательно собирала и записывала воспоминания очевидцев.

В основу повествования биографической книги легла жизнь семьи Анастасии Самсоновны Караваевой. Воспоминания автора уходят в далекие переселенческие годы, начиная с 1941 года, с того времени, когда семья приехала в маленькое таежное село. Главная особенность произведения заключается в том, что читатель видит широкую панораму жизни, слышит живой голос времени, в этой книге – биография целого региона. Биография, сложенная из сотен судеб города Арсеньева, из судеб разных поколений России. Родной завод "Прогресс", сегодня – лидирующее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, ставший для неё настоящей трудовой семьёй, проходит "красной нитью" в описании жизни и развития города. Главными героями книги стали работники завода, люди, поднявшие завод, во главе с легендарным директором предприятия Героем Социалистического Труда Н. И. Сазыкиным.

Выход в свет книги "Времен связующая нить" – это огромный вклад в Приморское краеведение, это ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее. Анастасия Самсоновна этой книгой доказала, что рядом со всеми делами судьба России – её судьба, и это есть жизненное кредо маленькой женщины с большим сердцем.

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2018 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ