Главная » Интервью, История, Лица » 01.11.2018, 09:00

Не расстанусь с комсомолом…


Люди, знающие и помнящие эту песню, наверняка захотят добавить следующую строчку "…буду вечно молодым". А ведь и правда: комсомольцы тех времён до сих пор полны энергии и молоды душой, несмотря на свой уже преклонный возраст. Ведь для многих людей с этой организацией связаны теплые, порой даже самые лучшие воспоминания. Кого-то с комсомолом объединяла работа, кто-то был активным членом организации, участвуя во всевозможных мероприятиях, а кого-то комсомол познакомил, связав узами брака.

29 октября Всероссийский Ленинский коммунистический союз молодёжи отмечает свой 100-летний юбилей. Коммунистический союз молодёжи, сокращённо – комсомол, как политическая молодёжная организация новой послереволюционной страны был создан на I Всероссийском съезде Союза рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября 1918 года. Теперь об этой организации мало кто знает. ВЛКСМ – это была крупная молодежная организация Советского Союза. За 73 года существования через её ряды прошло более 160 миллионов человек всех наций и народностей СССР в возрасте от 14 до 28 лет.

Через комсомольские организации осуществлялось идеологическое воспитание молодёжи и реализовались политические и социальные проекты. Например, студенческие строительные отряды трудились на стройках, убирали урожай, работали пионервожатыми в летних лагерях. Многие комсомольцы, побывавшие в стройотрядах, с теплотой вспоминают неповторимую атмосферу – костры, песни под гитару. Но прежде всего это был ударный труд.

Обязательными были ежемесячные комсомольские собрания, на которых подводились различные итоги, намечались планы, разбирались персональные дела отдельных комсомольцев.

Не перечесть всех имен комсомольцев, ставших героями Гражданской и Великой Отечественной войн. Они и сегодня – пример мужества и стойкости. По комсомольским путевкам ехали комсомольцы-добровольцы из всех республик СССР в Приморье, здесь возводили заводы, строили города, бороздили Тихий океан.

С началом строительства завода № 116 на стройку в село стала прибывать молодежь со всей страны. По архивным данным, с осени 1938 года по 1940 год на стройку и в цеха приняли 600 демобилизованных воинов из рядов Красной Армии. Тогда, в далеком 1938 году, и образовалась комсомольская организация при поддержке областной комиссии Уссурийского обкома ВЛКСМ, которая в эти дни отмечает своё 80-летие.

О трудовых подвигах и заслугах комсомольцев, строивших и поднимавших завод, можно писать многотомные книги. В разные годы движения были обязательства, взятые при строительстве заводских цехов, ТЭЦ, шефство над выпуском спортивных самолетов ОКБ Яковлева, над строительством заводского Дворца культуры. Позже, в 70-х годах, комитет комсомола завода "Прогресс" под руководством секретаря Виктора Пономарева взял шефство над освоением и выпуском боевых вертолетов Ми‑24.

Во главе славных дел комсомольской организации авиакомпании всегда стояли активные общественники, передовики производства, среди них был и секретарь комсомольской организации авиакомпании "Прогресс" с 1985 по 1989 годы, делегат XXI съезда ВЛКСМ Сергей Ягодин.

В момент его руководства численность членов ВЛКСМ составляла 2 011 человек. В музее истории и трудовой славы ПАО ААК "ПРОГРЕСС", сегодняшнего лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, членам комсомольского движения посвящена часть экспозиции, где собраны материалы об их ударном труде, награды, фотографии. Сохранилась и Книга Почета, в которую внесены трудовые достижения комсомольцев 70–80-х годов, ударников, победителей социалистических соревнований, чей беззаветный и добросовестный труд на благо авиационной промышленности дал ощутимые результаты.

К 50-летию комсомольской организации ААПО городская газета "Восход" от 24 октября 1987 года писала об истории предприятия: "В годы своего становления комсомольская организация самолетостроителей завоевала авторитет конкретными делами. Молодым поручались наиболее ответственные участки – строительство теплоэлектростанции, возведение жилья, объектов соцкультбыта. Высочайшие темпы работ – вот характерная черта того периода. Сооружение пионерского лагеря было начато 25 марта 1939 года, а в середине июня он уже встречал детей. Первый кирпич в фундамент столовой был заложен 3 сентября 1940 года, а спустя два месяца, 4 ноября, её сдали в эксплуатацию". Вот в такие рекордные сроки был построен пионерский лагерь "Салют".

А спустя сорок лет комсомольцы "Прогресса" активно приняли участие и в его реконструкции.

"Утром на одном из совещаний, которое вел генеральный директор завода "Прогресс" В. Ф. Луценко, прозвучала фраза о реконструкции лагеря к 50-летию завода, до празднования которого оставалось несколько месяцев. Предложили заняться этим комсомолу. Комсомол ответил: "Есть!", и уже к вечеру этого же дня были разобраны четыре старых корпуса силами молодежно-комсомольской бригады, куда входили почти все комсорги и активисты подразделений. Работа шла круглосуточно, и первые корпуса к юбилею завода стояли. Работа была выполнена за три месяца", – вспоминает Сергей Ягодин.

Неизгладимый след в истории комсомольской организации предприятия оставили годы Великой Отечественной войны.

"В годы войны комсомольцы, как и все рабочие, горели одним стремлением – укрепить мощь армии, – писала газета "Восход". – 17 августа 1941 года на Всесоюзном комсомольско-молодежном воскреснике молодежь завода и учащиеся ФЗУ заработали и перечислили в Фонд обороны более девяти тысяч рублей. 35 тысяч рублей на строительство танков для Красной Армии заработали на воскреснике 23 ноября. Комсомольско-молодежные коллективы выполнили задание более чем на 130 %".

Другие, организовав комсомольскую команду, в которую входило 23 рабочих и служащих самолетостроительного завода, ушли добровольцами на фронт. Многие из них погибли, и только имена, высеченные на обелиске возле авиационной компании "Прогресс", напоминают об их подвиге.

Комсомольцы – прежде всего, энтузиасты, это они "били" рекорды и с воодушевлением брались за любые начинания, включаясь в активную работу делом, словом, поступком. В нашей памяти навсегда останутся имена тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей Родины, кто защищал ее интересы, кто строил наш завод и кто ударным трудом поднимал экономику Арсеньевской авиационной компании.

К 50-летию завода было решено создать музей под открытым небом, по всей стране собирались образцы техники, выпускавшейся заводом в разное время. Не хватало только самолёта УТ‑2, и было принято решение изготовить его заново. Согласились немногие – работать предполагалось вечерами и в выходные дни. Молодежный коллектив из четырех человек приступил к работе 19 марта 1987 года. Позже в коллективе появились новые люди, и работа пошла быстрее. Работы выполнялись исключительно по чертежам 1941–1945 годов, в конструкции ничего не менялось. Ребята вели "Бортовой журнал", по которому можно отследить всю историю работ. А в августе ко Дню Воздушного флота СССР макет-копия самолета УТ‑2 на долгие годы занял свое постоянное место в строю крылатых изделий предприятия.

Будучи самой многочисленной, самой сильной, активной комсомольской организацией Приморского края, в разные годы комсомольская организация Арсеньевского авиационного производственного объединения неоднократно удостаивалась высоких наград центрального, краевого и городского комитетов ВЛКСМ. Среди них – Почетная грамота ЦК ВЛКСМ, Почетное знамя Горкома комсомола, которые до сих пор хранятся в музее предприятия.

Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) перестал существовать, не дожив всего один месяц до своего 73 дня рождения. Решение о самороспуске Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи было принято 27–28 сентября 1991 года на последнем XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ.

В истории нет других примеров молодёжного движения, которое за годы своего существования охватило бы миллионы человек и могло бы похвастаться реальными достижениями. Гражданская война, трудовые пятилетки, героизм в годы Великой Отечественной, целина, комсомольские ударные стройки – всё это и есть комсомол.



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2018 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ