Главная » Интервью, История, Лица » 02.11.2018, 09:10

День народного единства


День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году и приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Государственная Дума Российской Федерации приняла одноврёменно в трёх чтениях поправки в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях России)". Одной из поправок было введение нового праздника – Дня народного единства – и фактического переноса выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

День народного единства отмечают на территории всей России митингами, шествиями, колокольным звоном церквей. Россияне вспоминают Минина и Пожарского, ополченцы под их командованием 4 ноября 1612 года изгнали из московского Китай-города польских интервентов, тем самым в стране был положен конец Смуте.

Минин и Пожарский

История и народное предание на века соединили имена Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Осенью 1611 года шведы и поляки хозяйничали в Москве, Новгороде. Когда не стало в Русском государстве власти и не было войска, из Троице-Сергиева монастыря пришла в Нижний Новгород грамота с призывом к русским людям объединиться ради спасения родной земли. Тогда-то к горожанам с горячим словом обратился посадский староста Кузьма Минин, по прозванию Сухорук, торговец скотом. Новгородцы тут же выбрали Минина за "старшого человека", а начальником ратной силы решили призвать князя Дмитрия Пожарского: тот ничем не запятнал себя в Смуту, храбро действовал в сражении против поляков, когда те вошли в Москву, был ранен. По инициативе Минина было решено отдавать пятую часть всего достояния каждой семьи, монастыря, церкви и прочего. И в других городах поступили так же. Весь народ участвовал в подготовке ополчения, и ратные люди стекались в Нижний Новгород.

Одновремённо Пожарский собирал вокруг себя Земскую Думу. Вёл переговоры со шведами, стоявшими под стенами Москвы. В августе 1612 года ополченцы подошли к Москве, заняли город и осадили Кремль. В октябре голодные поляки вынуждены были капитулировать. Минин и Пожарский торжественно ввели ополчение в Москву. Стали готовиться к избранию нового царя.

Кузьма Минин скончался в 1616 году. Дмитрий Пожарский при коронации Михаила Романова, в 1613 году, получил сан боярина, участвовал в продолжавшейся войне с поляками и скончался в 1642 году. В Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому, это скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Он является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Выполнен по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 году.

Памятник выполнен в стиле классицизма, что выражается в монументальности форм и плавности объёмов. Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818". Высота памятника (без террасы) составляет примерно 8,3 метра, по другим данным – 8,6 метра и 8,8 метра.

В 2018 году исполняется 200 лет с того дня, как был установлен памятник Минину и Пожарскому.

Подвиг патриарха Гермогена

Один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию во время Смуты, – это патриарх Гермоген (Ермоген, 1530–1612), третий патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол с 1606 по 1612 годы. В эпоху, когда большинство московских правительственных деятелей, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, Гермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо претворяли их в жизнь.

В 1605 году, когда после смерти последнего русского царя из рода Рюриковичей русский престол ненадолго занял Лжедмитрий I – обманщик, выдававший себя за царевича Дмитрия, Гермоген потребовал крещения польской любовницы Лжедмитрия Марины Мнишек прежде, чем "государь" на ней женится, за что впал в опалу.

В мае 1606 года высшая боярская знать под предводительством Василия Шуйского – потомка князей суздальских, последнего представителя царского рода Рюриковичей – организовала тайный заговор, задумав низложение с русского престола Лжедмитрия I и возведение на трон Василия Шуйского. Из всех столичных казематов выпустили заключенных, раздали им оружие, и ранним утром над Москвой разнесся тревожный набат, созывающий народ на Красную площадь. Уставшие от польского гнета русские люди толпой хлынули на улицы города, и бояре выдали им оружие. Пока народ расправлялся с поляками, заговорщики убили Лжедмитрия I. Шуйский занял российский престол при безоговорочной поддержке Русской православной церкви.

Одним из первых решений Шуйского было низложение патриарха Игнатия, польского ставленника, и возведение Гермогена – митрополита Казанского и Астраханского, в сан патриарха Всероссийского. И церковь одобрила царскую волю: честность и стойкость Гермогена были широко известны. Гермогену предстояло без малого пять лет патриаршества и около года мук в узилище…

Василий Шуйский, заключив договор со шведским королем, объединяет русские и шведские военные силы и выдворяет поляков с северо-запада России. Однако это соглашение послужило для польского короля Сигизмунда III поводом для открытого наступления на Россию. Осенью 1609 года польская армия подошла к Смоленску, рассчитывая на легкий захват города. Однако Смоленск мужественно и доблестно, почти два долгих года, противодействовал натиску поляков. Но происходит событие, повлекшее за собой катастрофу: умирает племянник Федора Шуйского, герой Скопин-Шуйский, командовавший армией под Смоленском. Следствием является полный разгром армии и выдвижение поляков к Москве.

В середине лета 1610 года бунтовщики, верившие в слух о чудесном спасении Дмитрия, низвергли последнего царя, принадлежавшего к древнейшему роду Рюриковичей, и насильно постригли его в монахи. Как считают историки, на этом период государственно-политической деятельности Гермогена заканчивается и начинается его истовое служение православию.

Власть в столице полностью захватили бояре. В этот период, названный Семибоярщиной, патриарх впадает в опалу. Правительство остается глухо ко всем требованиям, инициативам, советам и рекомендациям Гермогена. В то же время его призывы, которые звучат твердо и убедительно, оказываются понятны народу – это время начала пробуждения России от "дьявольского сна".

Встал важнейший вопрос – кого сделать новым русским царем. Бояре решили избрать сына польского правителя Сигизмунда III, царевича Владислава IV. Патриарх осознавал, насколько гибельным это будет для России. По наставлению патриарха во всех православных храмах творились молебны об избрании русского царя.

После согласия Семибоярщины на помазание королевича патриарх выдвинул несколько условий: Владислав не сможет стать русским царем без принятия им православной веры, крещение королевича должно произойти до прибытия того в Москву, венчаться Владислав должен будет только на русской девушке, прекратить все сношения с католическим Папой. Патриарх заявил, что в случае отказа королевича креститься никаких дальнейших переговоров о помазании его на царский престол быть не может.

К Сигизмунду отправляется посольство с четким наказом от патриарха настоятельно требовать от Владислава принятия православия. Гермоген благословил послов, дав наказ твердо стоять на этом требовании. 21 сентября, ночью, бояре предательски открыли столичные ворота польскому войску. Сигизмунд решил сам занять русский престол, присоединив Русь к Речи Посполитной. Немалое количество бояр пожелало присягнуть на верность польскому королю. В свою очередь российские послы твердо исполняли наказ патриарха, непоколебимо отстаивая интересы государства российского и православного христианства.

Гермоген держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского вой­ска в Москву. Он решительно отказал в своей подписи на грамоте с приказом Смоленску сдаться на королевскую волю. Отсутствие имени патриарха в грамоте, которая была отправлена к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор Гермоген стал открытым противником поляков, в устных проповедях и рассылаемых грамотах он увещевал народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Горячая, наполненная праведностью речь патриарха достигла своей цели, нашла отклик в душе русских людей.

Когда к Москве подошло ополчение, то поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Гермоген отказался, и в феврале 1611 года был подвергнут заключению в Чудовом монастыре, где его морили голодом и всячески унижали достоинство.

Владыка Гермоген принял мученическую смерть 17 января 1612 года. По одним свидетельствам, патриарх умер от голода, по другим – его намеренно отравили угарным газом или жестоко задушили.

Гермогена, которого канонизировали в 1913 году как священномученика, в православии называют камнем веры. Памятник патриарху Гермогену установлен на Красной площади в Москве.



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2018 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ