Главная » Интервью, История, Лица » 04.02.2019, 09:00

По страницам «вахтенного журнала»


О ежемесячном печатном издании, журнале Военно-Морского Флота "Морской сборник", являющимся лицом ВМФ России.

Напомним, 2018 год был годом 170-летия журнала, в редакционную коллегию которого всегда входили знаменитые мореплаватели – служащие в должности от капитана до адмирала, авторами выступали известные флотскому читателю авторы. У журнала, как и прежде, есть свое, узнаваемое лицо. Рубрики "Морского сборника" отличаются разнообразием. В числе обязательных разделов – "Официальный отдел", где рассказывается о жизни всех флотов России, в том числе и о буднях военных моряков Тихоокеанского флота (ТОФ); "Время и флот", который повествует о празднованиях в контексте времени, выдающихся людях, оставивших свой след в истории ВМФ, изобретениях; "Вооружение и техника", описывающий перспективные направления разработок в военной технике; "По иностранным флотам" – раздел, в котором представлены зарубежные изобретения, а также иностранная военно-морская хроника; "Страницы истории", благодаря которым читатель может окунуться в прошлое; "Критика и библиография", повествующий о литературных и публицистических произведениях; "Гость и журнала", представляющий героя номера. Кроме того, в журнале традиционными являются фоторепортажи, представленные на полноцветных вставках.

Так, в августовском номере журнала за 2018 год заметен фоторепортаж Н. Литковца о 75-м выпуске офицеров ТОВВМУ им. С. О. Макарова, а в № 10 – фоторепортаж И. Гилязутдинова о владивостокском хоккейном клубе "Адмирал".

Публикация "Главный военно-морской парад – возрождение традиций российского флота" капитана 1-го ранга, помощника Главнокомандующего ВМФ по работе с личным составом С. Павлова рассказывает о традиции проведения парадов в новой России, начало которой было положено в 2017 году. Во времена правления царя-флотоводца Петра Первого эти славные мероприятия стали проводиться в ознаменование морских викторий и юбилейных дат. Однако после его смерти торжественность парадов по случаю юбилейных дат уходят на второй план, и парады становятся проверкой готовности сил флота. Исключением стал морской парад по случаю столетия основания Петербурга. А в 1872 году Россия торжественно отметила двухсотлетие со дня рождения Петра Великого. В конце XIX – начале XX века смотры стали обычной практикой. "В 10 часов 19 октября был назначен обход эскадры командующим Морскими Силами Тихого океана генерал-адъютантом Е. И. Алексеевым, – описывает смотр кораблей эскадры Тихого океана после завершения осенних маневров 1901 году С. Павлов. – Для этого корабли были заранее выстроены на рейде Порт-Артура в пять линий в соответствии с объявленной диспозицией. В назначенное время командующий Морскими Силами вышел из порта на контрминоносце “Сом” и обошел корабли, здороваясь с командами. После обхода генерал-адъютант Е. И. Алексеев прибыл на флагманский крейсер “Адмирал Корнилов”, куда к полудню собрались приглашенные на завтрак адмиралы, командиры кораблей и начальники сухопутных соединений и частей, принимавших участие в совместных с флотом маневрах".

А с 1920 года в Петрограде стали отмечать День Красного Флота. После Великой Отечественной вой­ны морские парады стали организовывать в День Военно-Морского Флота, установленный Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года.

В наше время парады ВМФ – это яркие события, демонстрирующие величие российского флота и говорящие о подвиге наших моряков во все времена. Это масштабные события, объединяющие народы России и поднимающие самосознание граждан.

В том же номере в разделе "Время и флот" опубликована статья капитана 1-го ранга, лауреата Международной литературной премии им. В. Пикуля В. Шигина "К 90-летию Валентина Пикуля". Путь в литературу для сына морпеха Саввы Михайловича Пикуля – героя, погибшего в боях за Сталинград, был долгим. Валентин Пикуль, эвакуированный из блокадного Ленинграда весной 1942 года, едва оправившись от дистрофии, сбежал из дома в школу юнг – чтобы стать настоящим моряком. После окончания школы юнг 15-летний Валентин отправился на эскадренный миноносец "Грозный" Северного флота, где прослужил до конца войны.

"По его воспоминаниям, – пишет автор, – однажды ему в руки попалась книга о подвигах советских моряков в годы войны. Когда он ее прочитал, то был поражен, как неинтересно и скучно пишет автор, который, судя по всему, вообще слабо представлял себе, что такое военно-морская служба". Именно тогда Пикуль решает писать, в первую очередь, о моряках, и писать захватывающе.

В 1954 году вышел в свет роман "Океанский патруль", который принес Пикулю признание. Благодаря этому раннему произведению В. Пикуль был принят в Союз писателей СССР. После этого романа вышел еще ряд произведений писателя, посвященных морской тематике, в числе которых "Моонзунд", "Реквием каравану PQ‑17", "Три возраста Окини-сан", "Крейсера".

"Крейсера" – потрясающее произведение писателя, знающего не понаслышке и Владивосток, и флотскую жизнь, и войну. С той лишь разницей, что сам он воевал в Великой Отечественной, в романе же – Русско-японская… В которой нашлось место беспримерному героизму наших моряков. Приморцы с замиранием в сердце читают строки романа "Крейсера", где описаны общественные места и закоулки старого Владивостока, а строки о самоотверженности военных моряков – с горечью от осознания глубины постигшей наш флот беды и тяжести потерь наших земляков в той нелепой войне. Жителям Приморья, которые в большей или меньшей степени имеют отношение к морской службе, бесконечно жаль владивостокский отряд крейсеров "Россия", "Рюрик", "Громобой", "Богатырь", жаль приданных ему "собачек"-миноносцев, описанных в произведении Валентина Пикуля. В подтверждение признания приморцами заслуг моряков того времени, а также таланта писателя на сцене Приморского краевого академического драматического театра им. М. Горького вот уже много лет с успехом проходит спектакль по мотивам этого романа. К слову, сама постановка тоже хорошо предает эмоционально-чувственное напряжение событий тех времен, достойна признания и игра актеров.

За роман "Крейсера" В. Пикуль получил Государственную премию РСФСР, которую он бескорыстно передал пострадавшим от землетрясения в Армении. Впрочем, другую премию – литературную премию Министерства обороны СССР за роман "Из тупика" – он отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-афганцы, а гонорар за роман "Фаворит" внес в Латвийский фонд мира.

"Возьмите в руки его книги, вчитайтесь в хронику далеких событий, ощутите аромат прошедших эпох, услышьте звон сабель, плеск волны и пение натянутых парусов. Это наша с вами история!" – призывает В. Шигин.



Смотрите также

16.04.2019, 09:25
Мяч над сеткой
наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2019 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ