Главная » Интервью, История, Лица » 01.02.2019, 15:05

Прерванные полёты шаттлов


Развитие космонавтики знает не только триумфальные полёты, но и беспрецедентные случаи катастроф. После полёта в космос первого советского космонавта Юрия Гагарина, о чём редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах, изумлённые американцы бросились догонять СССР в этой области. Им многое удалось, но в конце прошлого и начале нового столетия две крупные трагедии потрясли мир.

"Колумбия"

После атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году взрывы случились и на американской земле. 16 лет назад 1 февраля 2003 года произошла катастрофа шаттла "Колумбия" до окончания его 28-го полёта (миссия STS‑107). Последний полёт космического челнока "Колумбия" начался 16 января 2003 года.

Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю. NASA потеряло связь с кораблём примерно в 14.00 GMT (09.00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП № 33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде – она должна была состояться в 14.16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 километра в секунду. Все семь членов экипажа погибли.

В течение нескольких месяцев после трагедии проводилось расследование катастрофы. Специально созданная Комиссия по расследованию катастрофы шаттла "Колумбия" пришла к выводу, что причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы проникли внутрь, что привело к перегреву пневматики левой стойки шасси, его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла. Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System (MADS)), установленной только на "Колумбии" как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для записи показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было важно в первых испытательных полётах. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, чудом уцелел, выполнив роль "чёрного ящика". Все найденные обломки челнока в настоящее время хранятся в Космическом центре им. Джона Кеннеди.

Экипаж челнока "Колумбия" состоял из семи человек. Его состав был таким. Командир экипажа – 45-летний Ричард "Рик" Д. Хасбанд (англ. Richard "Rick" D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До "Колумбии" был командиром челнока STS‑96 "Discovery". Второй пилот – 41-летний Уильям "Уилли" К. МакКул (англ. William "Willie" C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут. Бортинженер – 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты. Специалист по полезной нагрузке – 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут. Специалист по зоологии – 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут. Научный специалист (врач) – 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут. Научный специалист – 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

"Челленджер"

Катастрофа шаттла "Челленджер" произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок "Челленджер" в самом начале миссии STS‑51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семи членов экипажа. Катастрофа произошла в 11.39 EST (16.39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Разрушение летательного аппарата, по мнению специалистов, было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга. Разрушение внешнего топливного бака привело к возгоранию компонентов топлива. Вопреки распространённому заблуждению, шаттл не взорвался, а разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок. Мгновенного взрыва всего топлива также не произошло: горение компонентов топлива продолжалось ещё некоторое время после полного разрушения бака и самого челнока. Боковые ускорители уцелели и продолжали неуправляемый полёт, пока не были аварийно уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, герметичная и более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, возможно, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты многие фрагменты челнока, в том числе и кабина экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что три его члена (Майкл Дж. Смит, Эллисон С. Онидзука и Джудит А. Резник) пережили разрушение шаттла и были в сознании – ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж мог потерять сознание. Шаттлы тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было. Следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы – она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полёте. Астронавты не могли выжить при ударе жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километра в час, когда перегрузка достигла 200 g.

После катастрофы программа "шаттлов" была свёрнута на 32 месяца. Для расследования крушения президентом США Рональдом Рейганом была назначена специальная комиссия под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса (англ. William Pierce Rogers). Спустя несколько месяцев расследования комиссия пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA. Руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твёрдотопливных ускорителей, поставляемых подрядчиком "Morton Thiokol", однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра и не доложили вышестоящему начальству об этих опасениях. Комиссия Роджерса выдала NASA девять рекомендаций, которые необходимо было выполнить для возобновления полётов шаттлов.

Стоит сказать, что за запуском наблюдало множество зрителей, ведь среди экипажа на корабле находилась Криста Маколифф, первая участница проекта "Учитель в космосе". Средства массовой информации освещали катастрофу с небывалым масштабом: одно из исследований показало, что 85 % опрошенных американцев узнали о крушении в течение часа после него. Катастрофа стала предметом множества обсуждений в области безопасности полётов и порядочности на производстве. На основе произошедших событий в 1990 году был снят телефильм "Челленджер" c Карен Аллен и Питером Бойлом в главных ролях, а в 2013 вышел телефильм "Катастрофа Челленджера".



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2019 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ