Главная » Интервью, История, Лица » 12.04.2019, 07:40

12 апреля – День космонавтики


Поколение шестидесятых, независимо от возраста, хорошо помнит, как большая страна ликовала после сообщения диктора о том, что первым человеком на планете Земля, покорившим космос, стал советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Помнится реакция западных, как их тогда называли, буржуазных стран, буквально оглушённых эти событием: сначала штиль, а следом – всеобщий восторг. Даже радиостанция "Голос Америки", выходящая в эфир на русском языке, оценила это как событие эпохального значения. Газеты и журналы печатали на своих страницах броские заголовки и фотографии по-доброму улыбающегося человека. Эта улыбка, по свидетельству многих, объединила народы разных стран и континентов.

Весь мир, скажем без преувеличения, влюбился в первого космонавта, он вошёл в каждую семью, и не только советскую. Пожалуй, тот полёт стал сродни Победе в Великой Отечественной войне, которая была достоянием всего народа. И вот новая победа – многолетний упорный труд конструкторов, учёных, инженеров, рабочих, лётчиков-испытателей увенчался небывалым успехом. Несмотря на то что следом за Гагариным небесные выси покорили многие советские, российские космонавты, всё же Юрий Алексеевич Гагарин – на все времена первый.

Вспоминается, с каким трепетом ожидали ребята нашего двора почтальона, который принёс журнал "Огонёк" с цветной фотографией первого космонавта на обложке. Его портрет словно заряжал позитивной энергетикой, о нём хотелось узнать больше и, конечно, быть на него похожим во всём. Число желающих стать космонавтами тогда увеличилось многократно.

Да, время было незабываемое, пожалуй, можно назвать его счастливым ещё и потому, что наше поколение благодаря Юрию Гагарину стремилось ввысь, ставило перед собой реальные задачи, желая познать другие миры, о которых писали фантасты, снимали фильмы кинематографисты, сочиняли песни композиторы. У всех на устах были тогда слова: "Он сказал “Поехали!” Он взмахнул рукой".

Сегодня воспоминания о первом космонавте и его полёте не столько навевают ностальгию, сколько вселяют надежду на будущее, задают оптимистический тон и побуждают к прогрессивному поступательному движению.

12 апреля 1961 года трехступенчатая ракета-носитель доставила на околоземную орбиту космический корабль "Восток", на борту которого находился гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Корабль был запущен с космодрома Байконур в 9 часов 07 минут по московскому времени и, совершив один оборот по орбите, приземлился в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области. Высота перигея орбиты составила 181 километр, высота апогея – 327 километров.

После приземления первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин немало рассказывал о своём первом космическом полете. Понятно, что он был воспитан той системой, той страной, которая называлась СССР. И то, что идеологические установки были именно такими, – исторический факт, без которого, возможно, не удалось бы осуществить запуск человека в космос. Поэтому первый космонавт говорил так, как требовало время. Вот его слова: "Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой уходят в небесные дали космические корабли.

К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий. Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много разнообразных вопросов: и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек.

Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют физической подготовке космонавтов.

Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге, испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков с парашютом.

Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам. Нелегко пришлось и нашим наставникам – ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная аппаратура, позволяющая контролировать состояние космонавта в полете. Наконец, это они вселили в нас уверенность в успех.

…Среда, 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи. Навсегда останутся в моей памяти и этот день, и эта степь. И – самое большое, самое главное: сознание того, что мне, рядовому гражданину советской страны, молодому коммунисту, доверена огромная честь – быть первым в космосе.

Минуты прощания с Землей. Сосредоточенные, одухотворенные лица главного конструктора и теоретика космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера – Германа Титова. Короткие слова прощания, и вот уже лифт поднимает меня в кабину “Востока”. Летит время. Наконец, долгожданная команда: “Подъем!”

…Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений, как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие ответы.

Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь минут.

Сразу же на выходе на орбиту наступила невесомость – состояние, необычное для жителей Земли. Сначала мне все казалось непривычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость – это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах.

Двадцать восемь тысяч километров в час – вот скорость, с которой “Восток” проносился над океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и Землей была установлена связь, которая работала безотказно.

Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны.

В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам – как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за работой оборудования корабля, принимал пищу, воду.

Земля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы, береговая линия, острова.

Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли перегрузки.

Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои атмосферы. Наконец Земля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым.

Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями “Восток‑2”, “Восток‑3” и “Восток‑4”, на которых совершили свои полеты Герман Степанович Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг Земли сделали советские космонавты. Американцы – пока только 12. Счет 130 : 12. Счет внушительный…"



Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2019 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ