Главная » Новости » 20.01.2012, 16:25

Винтокрылая мощь России


Российские вертолетостроители продолжают успешно увеличивать выпуск своей продукции — как военной, так и гражданской, поставляя ее на внутренний и зарубежный рынки. Если в 2010 году, по официальным данным, в России было выпущено 214 вертолетов самых разных типов и классов, то 2011 год, по предварительным подсчетам, дал 260 винтокрылых машин.

Обзор лучше всего начать с машины, которая в прошлом году отметила свой полувековой юбилей, но продолжает оставаться в строю, имея самые радужные перспективы — это знаменитый вертолет Ми-8. Вертолет настолько популярен в мире, что, пожалуй, нет на земном шаре такого места, куда бы не забиралась старая добрая "восьмерка". В честь этого вертолета даже слагали песни — известный военный бард Николай Анисимов так и назвал свою песню — "Я — Ми-8".

...Не участвую в парадах,
Что мне думать о наградах
На пределе... на износе...
Я — Ми-восемь...

Первый полет этого уникального вертолета состоялся 9 июля 1961 года. За прошедшие 50 лет создано более 130 модификаций этой машины, выпущено более 12 тысяч вертолетов! В прошлом году (нонсенс!) этот вертолет в варианте Ми-17В-5 поступил на вооружение... сухопутных войск США, дислоцированных в Афганистане. Всего по договору планируется поставить заказчику 21 вертолет этого типа, после чего российская сторона окажет услуги по материально-техническому обеспечению, поставит запасные части и средства наземного обслуживания. Весьма символично, что Ми-8 стал своеобразным рубиконом в военно-техническом сотрудничестве России и США. Контракт был подписан, несмотря на сильное противодействие военно-промышленного лобби США. Американские военные тем не менее настойчиво доказывали, что в сложившейся ситуации лучшего вертолета не найти.

Ми-8 давно зарекомендовал себя простым и надежным вертолетом, безотказно работающим в различных географических и климатических условиях. При этом диапазон его возможностей превосходит всех мировых конкурентов данного класса. В настоявшее время МВЗ им. М.Л. Миля и Улан-Удэнский авиационный завод, входящие в вертолетостроительный холдинг "Вертолеты России", ведут работы по глубокой модернизации вертолета Ми-8. Ставка сделана на базовую машину Ми-171. После завершения всех работ будет создана гражданская версия — вертолет Ми-171А2. Запланирована ее сертификация по отечественным и международным нормам летной годности. Вертолет будет оснащен новым оборудованием, стеклянной кабиной, планируется модернизация основных систем и агрегатов. Экипаж будет состоять из двух человек. Определенным образом будут перекомпонованы органы управления различными системами в кабине экипажа, они будут более удобными для летчиков. Бортовой техник останется в составе экипажа, но его участие в контуре управления вертолетом будет исключено. В конструкции вертолета предполагается использование композиционных материалов. Они делают машину гораздо легче и позволяют улучшить летно-технические характеристики или использовать образовавшийся резерв по весу для решения других задач. Улучшится внутренняя компоновка пассажирского (грузового) отсека. Задняя часть фюзеляжа прорабатывается в двух вариантах. Один — в традиционном виде с округлыми грузовыми створками. Другой — с рампой, как на Ми-8МТВ-5 или Ми-8АМТШ — военных версиях этой машины.

Во время проведения испытания несущего и Х-образного рулевого винтов для вертолета Ми-38 на летающей лаборатории Ми-8 зафиксирован прирост тяги и увеличение скорости полета — на 20-25 км/ч. Это позволяет увеличить массу перевозимых грузов на внешней подвеске до 5000 кг. Одна из целей модернизации — снижение стоимости летного часа эксплуатации вертолета. Сейчас на один час полета требуется обслуживание до 20 человеко-часов. Этот параметр планируется довести до 8-10.

Реализация запланированных более 80 различных нововведений не только изменит облик "восьмерки", но и позволит ей оставаться в ряду машин, отвечающих всем современным мировым требованиям. По плану проведение опытно-конструкторских работ и испытания Ми-171А2 завершатся до конца 2013 года. По предварительному графику серийное производство новой модификации вертолета начнется на ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" с 2014 года.
Армейская авиация Сухопутных войск в 2003 году вошла в состав Военно-воздушных сил России. Ее авиационный парк находился в плачевном состоянии. Летчики армейской авиации выполняли боевые задачи на Северном Кавказе на машинах Ми-8 и Ми-24, которые по возрасту были их ровесникам, что уж говорить об исправности.

Усилиями командования ВВС и при поддержке руководства страны состояние дел в армейской авиации за последнее время кардинально изменилось. И если поначалу проводился капитальный ремонт измотанных до предела машин, то сейчас речь уже идет о закупках новых вертолетов. Одновременно с этим происходит списание машин, выслуживших установленные сроки и выработавших свои ресурсы.

Уже не первый год в войсках идет переоснащение на новые и модернизированные вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник", Ми-26Т, Ка-52 "Аллигатор", Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5, "Ансат-У". В прошлом году армейская авиация ВВС России получила свыше ста новых вертолетов, в том числе ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М.

При этом продолжается интенсивный ремонт эксплуатируемого вертолетного парка. На авиабазы ВВС из ремонтных предприятий "оборонки" поставлено более 70 вертолетов.

В Сызранский филиал Военного учебного научного центра ВВС в 2011 году поставлены учебные вертолеты "Ансат-У", изготовленные Казанским авиапредприятием, на которых будет обучаться новое поколение вертолетчиков.

По оценке экспертов, в предыдущие годы по перевооружению армейской авиации приоритет был у объединения ВВС и ПВО Южного военного округа. Всего в 2011 году в рамках гособоронзаказа армейская авиация ЮВО получила свыше двух десятков новых и модернизированных вертолетов. Теперь основные поставки винтокрылых машин будут осуществляться также и в другие военные округа. В частности, 8 вертолетов Ка-52 "Аллигатор", изготовленные Арсеньевской авиационной компанией "Прогресс", входящей в состав ПРО ООО "Союз машиностроителей России", в мае 2011 года были переданы на вооружение авиационной базы в приморской Черниговке, чуть позже на эту базу поступили новейшие военно-транспортные машины Ми-8АМТШ и Ми-26Т.

Летный и инженерно-технический состав авиабаз армейской авиации проходит переучивание на новые вертолеты в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжок и фактически готовы к эксплуатации современной вертолетной техники.

Во многом итогом проведенной работы стало успешное участие летных экипажей армейской авиации ВВС в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях Вооруженных Сил России, в том числе и совместно с вооруженными силами других государств. Так, с высоким качеством выполнены задачи в совместном учении с боевой стрельбой "Боевое содружество-2011", совместном оперативном учении "Щит Союза-2011", стратегическом учении "Центр-2011".

В 2012 году в воинские части ВВС начнут поступать тренажеры новейших образцов авиационной техники, в том числе вертолетов Ка-52 "Аллигатор", Ми-28Н "Ночной охотник".

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2021 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ