Главная » Новости » 19.08.2009, 12:00

На базе ОАО "ААК "Прогресс" прошло выездное заседание комиссии по инновациям Приморского регионального отделения "СоюзМаш России"


На прошлой неделе ОАО ААК "Прогресс" встречала делегацию научных работников, прибывших на предприятие в рамках работы комиссии по инновационной политике, созданной в краевом отделении общественной организации "Союз машиностроителей России".

Возглавляли делегацию вице-президент Российской Инженерной Академии доктор технических наук, профессор Владимир Филаретов и первый заместитель председателя Приморского отделения "Союза машиностроителей России" Михаил Лысый. В состав делегации так же вошли специалисты по организации производства, энергосбережению, техническим вопросам.

Проблема

Владимир Филаретов так объяснил задачи, стоящие перед наукой:

— В настоящее время в России промышленное производство держится на разработках 80-х годов. Ничего нового нет, так как разрушена сама система прохождения какой-либо идеи к воплощению ее "в металле". В крупных западных компаниях имеются специальные научно-исследовательские группы, которые только и занимаются тем, что, глубоко изучая возникший вопрос, разрабатывают решение и внедряют это решение в производство. Фактически такие группы вовлечены в фундаментальные научные исследования, но, в отличие от обыкновенных научно-исследовательских институтов, эти группы работают на производство и ради производства. В России ничего подобного нет. Да, в нашей стране идут фундаментальные исследования в различных областях наук, но полностью отсутствует связь науки с производством. Да, мы можем разработать любой чудо-прибор, но почему-то не можем запустить его в производство. В свое время Петр Первый увидел определенный образовательный и технологический провал, собрал специалистов и вывез их за границу на учебу. Они вернулись и начали внедрять новые, по тем временам, технологии. Через 20 лет в России все заработало — строились корабли, было налажено литейное производство, появилась академия наук. Сейчас тоже нужен определенный перелом, который позволит изменить сложившиеся устои. Только объединив усилия, мы сможем сделать что-то полезное.

Как заявил Михаил Лысый, такая встреча науки и производства стала объективной необходимостью сегодняшнего дня.

— До этого мы проводили встречи за круглым столом между наукой и реальным сектором экономики, — рассказывает Михаил Лысый, — обсуждали данную тематику. При первых же встречах нам стало ясно — большинство представителей производства не до конца понимают, что такое инновационные процессы, и как их можно применить на практике. После нескольких малорезультативных встреч, мы решили приблизить науку к реальному производству. Выбор пал на авиакомпанию "Прогресс" — с одной стороны это одно из крупнейших производственных предприятий Приморского края, с другой стороны — предприятие, не смотря на финансовый кризис, проводит перевооружение своего парка станочного оборудования, пересматривает подходы в организации производства. Это как раз та благодатная почва, где должно взрасти внедрение инновационных процессов.

Экскурсия — как пища для размышлений

Делегация прошла по цехам предприятия. Заводчане старались показать, как можно больше, чтобы у участников встречи сложилось правильное понимание условий, в которых действует авиакомпания. Были показаны сборочные цеха, в которых собираются фюзеляжи вертолетов Ка-52 и Ка-62, а так же цех окончательной сборки, где в вертолеты устанавливается различное оборудование и летательные аппараты приобретают свой окончательный вид. Был показан новый цех, в котором в ближайшее время будут устанавливаться пятикоординатные токарно-фрезерные обрабатывающие центры, способные заменить работу нескольких цехов. Показали цех по производству изделий из неметаллов и автоклав "Шольц", а так же лазерный раскройный комплекс — гордость предприятия. После экскурсии научная делегация вновь собралась в кабинете управляющего директора — для продолжения встречи.

На встречу были приглашены молодые специалисты предприятия, которым в будущем предстоит осваивать новое оборудование, заниматься внедрением новых процессов, работать в формате новых технологий. Именно к ним обратился Михаил Лысый:

— Внедрение инновационных процессов на предприятии — дело серьезное. Каждый из вас будет вести конкретное направление, новизна которых очевидна. Каждый из вас на этих технологиях сможет защитить кандидатскую диссертацию, и в будущем стать специалистом высшего класса, способным в рамках своих задач, решать любые вопросы.

Кадровый вопрос

— Помощь науки конкретному предприятию я вижу в первую очередь через обучение специалистов, — говорит Владимир Филаретов. — Мы можем через курсовые и дипломные работы подготовить специалистов под определенные направления, причем, специалистов самого высокого уровня. Есть потребность в энергетиках — пожалуйста. Нужны экономисты — нет проблем. Только это будут энергетики, отлично понимающие энергетические вопросы именно "Прогресса", и экономисты, прекрасно ориентирующиеся в экономике именно "Прогресса". Такой подход применяется во всем мире, но почему-то не у нас. Наука готова к этому, и как я вижу, производство так же уже понимает, что нужно делать, чтобы иметь квалифицированных специалистов.

Далее на предприятии создается некая точка, вокруг которой начинает расти наука. Есть ответственный специалист, который начинает привлекать в работу других людей. Есть узкие места на предприятии, которые нужно расшивать (и под это готовить специалистов — авт.). Узкие места размыты до боли, нужно выстраивать последовательность проблем. Нужно спросить себя, является ли эта задача приоритетной? Готовить специалистов на местах в виде повышения квалификации.

Вопросы и ответы

Сейчас для выполнения работ по изготовлению деталей из композитных материалов на предприятии применяется большой автоклав фирмы "Шольц", загрузка которого не удовлетворяет запросы производственников. Рассчитанный на крупносерийное производство, автоклав работает не более чем на 10-15 процентов своей мощности. Остальная энергия расходуется в пустоту. Первый заместитель управляющего директора ОАО ААК "ПРОГРЕСС" Яким Янаков предложил делегации продумать вопрос изготовления для предприятия автоклава меньшего объема и запуска его в работу.

После короткого обсуждения, ученые выдали свое заключение: разрабатывать самостоятельно автоклав  уместно, если его нет на рынке. Технически запустить самостоятельно изготовленный автоклав можно, но практически невозможно будет пройти аттестацию в Ростехнадзоре — со всеми вытекающими последствиями. Если автоклав на рынке есть, то его будет проще купить. 

Участники делегации обратили внимание, что отопление огромных цехов налажено на предприятии не оптимально. Огромное количество энергии тратится буквально в пустоту. И за эту пустоту предприятие платит немалые деньги. Кандидат технических наук Алексей Кацурин, молодой ученый, тут же предложил использовать для обогрева помещений предприятия инфракрасные установки, которые излучением обогревают только поверхности, но не воздух. Этого вполне будет достаточно для обеспечения нормальных условий труда. При этом, как сказал Кацурин, огромное количество тепла на предприятии — это вентиляционные выбросы, охлаждение станков и т.д. Необходимо пересмотреть на предприятии политику энергосбережения. Так же было предложено наладить на предприятии производство товаров народного потребления там, где расход энергии происходит даже без использования основного оборудования — это позволит в какой-то мере компенсировать затраты на энергетику.

Так же поднимались вопросы пересмотра нормативов труда, изготовления лопастей воздушного винта на самолет Як-54, уменьшение цеховых затрат и еще ряд вопросов.

Итог

На самом деле подводить итоги пока рано. Ученые ознакомились с предприятием, работники присмотрелись к ученым, в общем, контакт был налажен. Теперь наступает период результативной работы по нескольким направлениям — организация производства, энергосбережение, нормирование труда. Участники встречи выразили надежду, что подобные встречи необходимы, и в первую очередь важны для самих производств.

Производственники в основном понимают свои потребности, понимают, как их решать. Тем не менее, необходимо дополнительное привлечение средств по локальным программам, необходимо создание автоматизированной системы производства, роботизированной доставки заготовок к обрабатывающим центрам. Всем этим в будущем и предстоит заниматься сотрудникам научно-исследовательских институтов.

Смотрите также

25.03.2020, 07:00
Весенняя акция
наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2020 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ