Главная » Новости » 18.05.2012, 04:50

Как меняют планшет на янтарь


Российский бизнес стимулирует китайское машиностроение, а китайский идет на российский запад

Так вышло, что живу я сейчас в самом западном российском городе — Калининграде. Оставаясь по-прежнему верным представителем Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, обращаю внимание на все, что имеет отношение к Дальнему Востоку и нашей многострадальной отрасли. И вот какая интересная картина наблюдается: западные российские регионы в экономическом смысле все теснее сближаются с Дальним Востоком, но, увы, не российским, а китайским, если можно так выразиться.

Начну с частного случая. Как-то рыская по всемирной паутине в поисках навигатора, я набрел на калининградский интернет-магазин, где в разделе "руководство" значились имя и фамилия моего старинного знакомого из Владивостока, чей бизнес издавна был связан с продажей различных электронных устройств и всевозможных гаджетов. Я позвонил по указанному на сайте телефону. Оказалось, действительно он. Обрадовался, пригласил к себе в офис поговорить о житье-бытье.

— Да, старина. Я уж два года здесь, зарегистрировал свой бренд и продаю под ним планшетные компьютеры и навигаторы, — сообщил мне Вадим (назовем его так), когда я оказался под сводами его вполне скромного кабинета, арендованного в одном из зданий а-ля Дом профсоюзов во Владивостоке.

— А производишь где? — наивно спросил я.

— А произвожу в Китае, — ответил он, потягивая литовское пиво, сдобренное закуской из сушеной мойвы и баварскими колбасками, — и дал мне краткий обзор калининградского областного рынка технической продукции широкого потребления.

"Made in China" — это выгодно

Оказывается, многие реализуемые здесь (в Северо-Западном регионе России) под отечественными брендами товары: автомототехника, стройматериалы, двери, мебель, компьютеры и даже янтарные украшения (казалось бы, лицо Калининградской области!) — сработаны на легальных предприятиях нашего дальневосточного соседа. Лидирует в этом списке, пожалуй, продукция хай-тек — многочисленные электронные устройства типа навигаторов, смартфонов, планшетных компьютеров и тому подобное. Для многих приморцев уже давно не секрет, что в промышленных зонах Шеньжень и Гуанчжоу на юге Китая, а также в Гонконге развернуто мощное приборостроительное производство, не уступающее по масштабу (а может, и превосходящее) знаменитую "Силиконовую  долину" в США. Вполне логично, что мегатехномонстр, удовлетворяющий запросы в высоких технологиях всей Европы, не сделал исключения и для "нашей Европы".

Да что там Европа, разнокалиберные компании со всего мира — от межнациональных гигантов типа Аpple и Samsung до крошечных фирмочек Южной Африки — делают в Китае свой машиностроительный или хай-тек продукт. Ибо выгодно: огромная по численности, квалифицированная, но при этом дешевая рабочая сила, низкие энергозатраты, узкая специализация на уровне предприятий, высокая производительность труда, несущественные организационные расходы, сравнительно небольшие транспортные издержки. По данным китайско-российской компании "Экспорт Консалтинг", при размещении производства в Гуанчжоу, например, себестоимость продукции может оказаться вполовину дешевле, чем при изготовлении аналогичных товаров в России. Речь идет прежде всего о компаниях, чей бизнес сосредоточен в сферах информационных технологий, электроники, приборостроения, машиностроения и легкой промышленности. 

В Китае — ищи партнера…

Как же происходит завязывание отношение с Китаем, по какому алгоритму их следует строить, коли вы, уважаемые наши читатели-бизнесмены, будучи на Дальнем Востоке или северо-западе России, вдруг решили взять Поднебесную на аутсорсинг?

Для начала, — поведал мне Вадим, — необходимо определиться с группой товаров, которые бизнесмен полагает целесообразным производить в Китае. Например, это могут быть электрические лампочки.

Следующий шаг — поиск партнера в Китае. И здесь надо быть осторожным: с высокой степенью вероятности вы можете нарваться на тех, кто при знакомстве представятся производителями (manufactures), на деле таковыми не являясь. Они всего лишь посредники, агенты, сидящие на комиссионных. Эти люди по завышенной цене могут обеспечить на первых порах требуемый товар, но совсем не того качества, которое вам нужно. А когда выявится явный брак при реализации целой партии в России и вы обратитесь к ним за разъяснениями, то "партнеры" попросту не выйдут с вами на связь…

Отличный способ найти надежного партнера — посещать тамошние промышленные выставки. Например, в Гонконге два раза в год — весной и осенью — проходят машиностроительные экспозиции. Во время посещения можно, что называется, своими руками потрогать продукт, глаза в глаза пообщаться с представителями фирмы-производителя, познакомиться с руководством компании, посетить их заводы, посмотреть на условия производства…

Если нет возможности съездить в Китай — можно искать партнеров с помощью интернета. Как самому, так и привлекая специализирующиеся на такого рода поисках фирмы. Это могут быть как китайские, так и российские специалисты, продолжительное время ведущие бизнес на территории КНР.

После представления информации о потенциальном партнере — нелишне проверить ее на подлинность (вдруг это подставная фирма-однодневка). Для этого опять же можно обратиться к услугам специалистов. Они по вашей заявке съездят на предприятие, проверят все учредительные документы, сертификаты, сфотографируют для вас ключевые моменты производственной деятельности и т.д.

Пароходом — лучше, но не всегда…

Гораздо проще привезти из Китая целый продукт, нежели комплектующие для его сборки в России. Потому что в последнем случае придется при ввозе сертифицировать по линии Ростехнадзора каждую из ввозимых деталей. Поэтому лучше искать одного главного партнера, который сразу будет выпускать изделие целиком по вашему заданию, взяв на себя заботу по поиску местных производителей и поставщиков комплектующих (так называемая аутсорсинговая схема CEM — Contract Equipment Manufacturing). 

Доставку продукции из Китая в Россию следует обеспечить воздушным или морским путем. Второй способ, разумеется, дешевле. Железная дорога или автомобильный транспорт не подходят: весьма медленно и затратно.

При выборе между морским и авиатранспортом следует учитывать количество единиц товара в партии и скорость оборота. Например, при доставке 1000 планшетных компьютеров лучше выбрать воздушный транспорт, а при партии в 5000 штук — морской, разместив их в 20— или 40-футовом контейнере на зафрахтованном судне. Вообще, чем больше партия, тем в итоге дешевле обходится ввоз каждой единицы товара. Потому что все таможенные и накладные расходы, в сущности, одни и те же — везешь ты 30 компьютеров или 1000, к примеру.

Оптом дешевле, что называется.

Доставка морем длится примерно 5 недель. Потом еще неделя-две уходят на "растаможку". Только после этого продукция  отгружается на склад. Самолетом — гораздо быстрее: продукция окажется на складе уже где-то через неделю после отправки. Значит, и оборот средств от реализации будет выше и позволит быстрее компенсировать затраты на перевозку.

Учитывая, что компьютерные технологии стремительно развиваются и новая по сегодняшним меркам модель уже через полгода станет устаревшей, не очень новые модели гаджетов лучше доставлять воздушным путем, но опять же с поправкой на количество единиц в партии.
А вот, например, мопеды, каждый из которых тяжелее планшетника раз в 200 (1 кг доставки любого груза обходится в 5,5-6,5 доллара США) — очевидно, выгоднее транспортировать морем… И устаревают они не так быстро.

Социализм в Китае никто не отменял

— Но если так все хорошо в Китае с рабочей силой, с энергозатратами и производительностью труда, то почему российские бизнесмены не регистрируют там свои предприятия, а делают это на Родине? — спросил я своего знакомого.

— Дело в том, — ответил Вадим, что Китай — социалистическое государство, частная собственность на средства производства там запрещена. Любое предприятие, зарегистрированное на его территории, автоматически уступает 51% своих активов в собственность государства. По сути — это потеря контроля над своим предприятием. Поэтому российские бизнесмены и не регистрируют в Поднебесной свои компании, а ограничиваются партнерскими отношениями с местными производителями. 

Калининград далеко, но зато там СЭЗ!

Но не только бизнесмены из европейской части России идут в Китай. Китай тоже идет к ним. И даже — может статься — охотнее, чем в наше родное Приморье, непосредственно граничащее с Поднебесной. Так, за последние два с половиной года товаро-оборот Калининградской области с провинциями Китая вырос более чем в два раза и сегодня превышает 1 млрд долларов США. Для сравнения, Приморье (по площади превосходит Калининградскую область в 12 раз), ведущее активную приграничную торговлю с Китаем уже пятнадцать лет, только приблизило свой годовой товарооборот с этой страной к отметке 2 млрд долларов США. Среди крупных стран-импортеров для Калининградской области Китай занимает третье место после Польши и Германии.

Основу калининградского экспорта в Китай составляют пластмассы, спирт и оптические аппараты. Основа импорта из Китая в 2010 году — товары широкого потребления, продукция машиностроения, электронные блоки, комплектующие для сборки LCD телевизоров, компьютеры, текстиль, комплектующие для сборки велосипедов. На территории области успешно работает совместное российско-китайское СП — ООО "Роскон", современный рыбоконсервный завод, расположенный на побережье Балтийского моря.
Калининградская область, где действует режим экономической зоны со всеми вытекающими налоговыми и пошлинными послаблениями, интересует китайцев прежде всего как ворота в Европу. Крупный китайский бизнес готов инвестировать в областную промышленность, транспортную логистику и сельское хозяйство, туризм.

Таким образом, Китай, который многие приморцы уже привыкли воспринимать как неотъемлемую часть своей повседневной дальневосточной жизни — в своей деловой активности стремительно продвигается не только на восток, но и на крайний запад нашей страны. Торговые развалы, до боли напоминающие улицу Спортивную во Владивостоке, с их улыбчивыми и щебечущими "кунями" и "корефанами" за прилавками — в Калининграде пока редкость, но уже есть. Лиха беда начало, как говорится…


Эдуард Попов

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2021 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ