Главная » СМИ о машиностроении » 26.10.2018, 16:30

Завершено производство отечественных реактивных установок для ледоколов нового поколения


ПАО "ЗиО-Подольск" (входит в машиностроительный дивизион "Росатома" – "Атомэнергомаш") отправил в Санкт-Петербург второй реактор реакторной установки (РУ) "РИТМ‑200" для ледокола нового поколения "Урал". Первый реактор уже отгружен в адрес заказчика. Таким образом, машиностроительный дивизион "Росатома" – АО "Атомэнергомаш" полностью выполнил свои обязательства по изготовлению реакторных установок для универсальных атомных ледоколов ЛК‑60Я проекта 22220, внеся существенный вклад в развитие и обновление атомного ледокольного флота России.

Всего предприятиями дивизиона было изготовлено три реакторных установки, каждая из которых включает в себя два реактора "РИТМ‑200". В 2016 году состоялась отгрузка для головного ледокола "Арктика", в 2017 году – для первого серийного ледокола "Сибирь".

"Разработка и освоение производства данных реакторных установок крайне важны не только для развития ледокольного флота, но и в целом для атомной энергетики, освоения арктического шельфа, а также расширения экспортного потенциала страны в сфере высоких технологий. Мы рассматриваем "РИТМ‑200" и ее модификации как основу при создании атомных станций малой мощности морского и наземного исполнения, которые позволят быстро, эффективно и без ущерба для экологии решать вопросы энергоснабжения удаленных территорий. Также своевременное завершение контракта по "РИТМ‑200" позволяет нам рассчитывать на участие в строительстве атомных ледоколов "Лидер", которые должны будут обеспечить круглогодичное функционирование Севморпути. В настоящее время для данного типа судов создан эскизный проект реакторной установки "РИТМ‑400", идет разработка технического проекта", – отметил генеральный директор АО "Атомэнергомаш" Андрей Никипелов.

Как сообщает пресс-служба Союза машиностроителей России, "РИТМ‑200" – новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в машиностроительном дивизионе ГК "Росатом" – АО "Атомэнергомаш". Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Основное преимущество новой силовой установки – в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и почти в два раза мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т. д. Одна топливная загрузка для РУ "РИТМ‑200" эквивалентна 540 тысячам тонн арктического дизельного топлива, для перевозки которых потребовалось бы три супертанкера класса VLCC. Перезагрузка топлива происходит один раз в семь лет.

Предприятия АО "Атомэнергомаш" обеспечили полную производственную цепочку создания реакторных установок – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Разработчиком, а также изготовителем крышки реактора и внутрикорпусных устройств является нижегородское конструкторскою бюро "ОКБМ Африкантов". Корпус реактора и окончательная сборка выполняются в Подмосковье на заводе "ЗиО-Подольск". Производственный цикл изготовления составляет 27 месяцев и включает 682 производственные операции. Вес реактора 147,5 тонн, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 метра. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн.

РУ "РИТМ‑200" стала первой судовой реакторной установкой, полностью изготовленной в контуре АЭМ – ранее предприятия дивизиона отвечали только за проектирование и конструкторскую разработку судовых РУ. За время изготовления реакторов были разработаны уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Так, например, были освоены новые технологические процессы сварки, новые способы резки и механической обработки металла. Уникальной операцией стала контрольная сборка реактора, в процессе которой многотонные элементы реактора нужно состыковать с допуском в пределах сотых долей миллиметра.

Три универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК‑60Я проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров.

Смотрите также

наши координаты:
8(423)2 32 83 30
© 2018 "Союз Машиностроителей России Приморское Региональное отделение".
Вся информация на сайте защищена законом об авторском праве. Копирование информации разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.

Размещение рекламы  Контакты

Разработка сайта — ЦРТ