>Винтами по воде ОСК написали новую стратегию
«Ъ» стали известны детали новой стратегии развития государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) до 2030 года. Она предполагает кардинальное изменение структуры ОСК: мощности Балтзавода и «Адмиралтейских верфей» закроют или перенесут, а действующие предприятия распределят по производственным дивизионам вместо региональных субхолдингов. Инвестпрограмма ОСК до 2030 года оценена в 1 трлн руб., 20% из которых должно выделить государство при этом сама корпорация должна будет зарабатывать 500 млрд руб. в год.
Завтра на заседании Морской коллегии при правительстве, которая теперь координирует развитие гражданского судостроения, рассмотрят новую стратегию развития ОСК до 2030 года. Владимир Путин в мае поручил ее разработку новому главе ОСК Владимиру Шмакову, в подготовке участвовали также Минпромторг и подведомственный ему Крыловский государственный научный центр (КГНЦ).
В стратегии, c которой удалось ознакомиться «Ъ», говорится о «серьезных трудностях» в деятельности ОСК: большинство предприятий «планово убыточны», годовой чистый убыток многих из них превышает 500 млн руб. Основные мощности сильно изношены и медленно обновляются, а структура производственной и проектно-конструкторской базы «не позволяет создавать широкий ряд гражданской продукции». Основными проблемами ОСК названы низкое качество и высокая себестоимость строительства — в 1,2-1,5 раза выше, чем за рубежом. Сроки создания техники ОСК превышают зарубежные в 1,5-2 раза. В «мировом рейтинге судостроительных компаний» ОСК находится лишь на 82-м месте.
В документе обсуждаются четыре варианта стратегии развития ОСК — «выживание», «сжатие», «рост» и «диверсификация» (см. схему). Наиболее предпочтительным признан «рост», в рамках которого предполагается господдержка «при умеренном спросе» на продукцию ОСК. Корпорации в этом случае до 2030 года потребуется около 1 трлн руб. инвестиций (20% за счет бюджета). Деньги пойдут на усиление научно-технического потенциала и «развитие и реструктуризацию мощностей». Каждый вариант стратегии предусматривает четыре возможных сценария. При «умеренно-оптимистическом» сценарии «роста» до 2030 года бюджет должен дать ОСК 227 млрд руб., большую часть (125 млрд руб.) в рамках оборонной ФЦП. К 2030 году выручка ОСК должна составлять около 500 млрд руб. в год (в 2012 году — около 160 млрд руб.).
Структура управления ОСК тоже должна измениться. Предлагается отказаться от региональных субхолдингов, за исключением Дальневосточного центра, который достанется консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка. Зато предложено создать пять «продуктовых дивизионов», в том числе три военных (надводного и подводного кораблестроения и сервиса) и два гражданских («стратегический» и «рыночный»). Источники «Ъ» поясняют, что «стратегический дивизион» должен сосредоточиться на арктическом судостроении и крупных шельфовых проектах, тогда как «рыночный» будет больше специализироваться на речных судах и менее крупных заказах.
Эта модель серьезно отличается от предыдущей версии стратегии ОСК, разработанной еще при экс-президенте Андрее Дьячкове. Там ставка делалась на «децентрализацию» и передачу полномочий субхолдингам, предлагалось активно инвестировать в новые верфи и модернизацию. В новой стратегии, напротив, речь идет об «оптимизации». Предлагается перевести почти все производство со старых Балтзавода и «Адмиралтейских верфей» на новые площадки. Строительство подлодок может быть отдано северодвинскому «Севмашу», а среднетоннажной гражданской техники — петербургской «Северной верфи» или калининградскому «Янтарю». Строительство атомных ледоколов могут передать с Балтзавода на «Северную верфь» либо «новому заводу».
Но источники «Ъ» подчеркивают, что в стратегии в первую очередь отражен взгляд Минпромторга и КГНЦ: «Большое внимание уделяется ледокольным и шельфовым компетенциям, а также развитию научного потенциала в кооперации с КГНЦ». Источники «Ъ» отмечают, что с рядом идей может не согласиться вице-премьер Дмитрий Рогозин (возглавляет Морскую коллегию), который традиционно выступает за развитие новых мощностей. Собеседники «Ъ» говорят, что на коллегии будет представлен и доклад по развитию судостроения и ОСК, сделанный экспертным советом при Военно-промышленной комиссии. В нем подчеркивается, что нужны новые верфи, поэтому «необходимо перераспределить финансирование» госпрограммы «Развитие судостроения» «от науки в сторону производства». Источники «Ъ» говорят, что коллегия может также настоять на том, чтобы стратегия ОСК предусматривала большую господдержку.
Егор Ъ-Попов
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2305137