>В ААК «Прогресс» стартовало обучение в рамках нацпрограммы «Производительность труда»

Арсеньевская авиакомпания «Прогресс»  вступила в национальный проект «Производительность труда», разработанный для повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг путём создания культуры высокой производительности и эффективности среди работников организаций в каждом регионе России. И уже сегодня, при содействии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в ААК «Прогресс» стартовало обучение первого потока специалистов.

О том, что входит в программу обучения, на какой срок оно рассчитано и какой эффект для предприятия принесёт, мы поговорили с тренером Федерального центра компетенций Алексеем Синицыным.

– Алексей, расскажите о себе, своём образовании, опыте работы.

– Образование у меня высшее техническое, опыт работы в сфере бережливого производства – более 12 лет. Начинал в автомобильном концерне «Тойота Мотор» в родном Санкт-Петербурге, после работал в Hyundai Motor Group, затем в отечественном производстве – на «ОДК-Климов» и в «Объединённой судостроительной корпорации». Последние 2,5 года являюсь тренером Федерального центра компетенций, работаю с предприятиями по всей стране. Это уже сто пятая моя командировка по России и 11-я – в Приморский край.

– Можно подробнее о Федеральном центре компетенций: когда и для чего он был создан?

– Автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» была создана в 2017 году по решению президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Миссия центра состоит в повышении качества товаров и услуг и росте конкурентоспособности российской экономики путём создания культуры высокой производительности и эффективности среди сотрудников организаций в каждом регионе России. Адресная поддержка оказывается непосредственно на предприятии, где создаются индивидуальные решения по росту производительности труда за счёт устранения всех видов потерь. Реализация проекта в таком формате направлена на формирование новой культуры производительности труда и постоянное совершенствование системы производства предприятия.

Иными словами, Федеральный центр компетенций – это современный аналог советского Центрального института труда. В него тоже входили консультанты, которые посещали предприятия по всей стране и показывали, как правильно строить, как создавать конкурентоспособную продукцию, как эффективно выстраивать производственные процессы, и это давало ощутимые результаты в виде развитой экономики. Такой подход актуален и в наше время, тем более что корни бережливого производства идут именно из Советского Союза, а не из Японии, как многие ошибочно полагают.

– То есть бережливое производство для нашей страны – это не новое, а некогда забытое старое?

– Совершенно верно. Своим слушателям и всем, кто интересуется этой темой, я всегда советую почитать книги руководителя Центрального института труда Алексея Капитоновича Гастева, такие как «Трудовые установки», «100 советов руководителю», «Как надо работать». В них ясно видно, откуда берёт свое начало бережливое производство и большая часть его инструментов. Например, если взять японский инструмент 5С – это не что иное, как создание безопасного и эффективного рабочего места у Гастева, а популярный сейчас кайдзен – аналог нашего советского рацпредложения. Когда я начинаю рассказывать об этом слушателям, особенно возрастным, у них, как правило, просыпается чувство гордости, уходят возражения, негатив и они становятся более лояльными и открытыми. Ведь одно дело – прививать что-то незнакомое, чужеродное, и совсем другое – напомнить о собственных истоках.

– Приобщение к культуре бережливого производства – ваша основная задача в рамках визита на наше предприятие?

– На «Прогресс» я приглашён для того, чтобы обучить сотрудников завода формированию культуры бережливого производства. Несмотря на то что на предприятии создан отдел развития производственной системы, который уже проделал видимую работу в этом направлении и достиг достаточно неплохих результатов, совершенству, как говорится, нет предела. Есть потенциал роста производительности, есть резервы, которые можно открыть, поэтому работа в рамках обучения предстоит серьёзная.

– Кто входит в состав группы слушателей?

– В общей сложности обучение на данный момент проходят 19 человек. Значительную часть рабочей группы составляют сотрудники отдела развития производственной системы, оставшаяся часть – это специалисты цехов и отделов, принимающих непосредственное участие в производственном процессе, а также линейные руководители. Хочу отметить, что группа достаточно сплочённая, видна заинтересованность и желание развиваться. Программу стараюсь выстраивать таким образом, чтобы помимо стандартной теории была возможность выхода на производственные площадки, так как практика всегда воспринимается лучше. Даю много примеров с других предприятий. И конечно, работаем над сплочённостью, взаимопониманием, взаимовыручкой, умением работать в команде. Потому что только так можно сформировать культуру производства и культуру кооперации.

– Какие темы входят в курс обучения?

– Программа обучения включает в себя два модуля. В базовый блок входит ознакомление с бережливым производством, реализация проектов по улучшению, производственный анализ, а также изучение таких инструментов, как 5С и картирование. Помимо этого в рамках первого модуля на предприятии будет создан пилотный поток, на примере которого группа слушателей получит навыки формирования карты потока создания ценности, что позволит им научиться раскладывать операции на мелкие составляющие для поиска резерва производительности.

Второй, дополнительный, модуль включает в себя работу по созданию стандартов операционных процедур, чтобы сотрудники чётко понимали перечень и спектр своей работы и могли её сбалансировать. Далее будет организовано обучение быстрой переналадке оборудования, которая позволяет оперативно переналадить станок с одной детали на другую. И конечно, затронем тему автономного обслуживания оборудования, чтобы каждый сотрудник понимал, что, работая за станком, он несёт ответственность за содержание его в чистоте и исправном состоянии.

После второго модуля специалисты уже будут обладать достаточным инструментарием, который позволит им работать эффективнее и налаживать свои производственные процессы таким образом, чтобы минимизировать простои и потери, и выполнять только ту работу, которая добавляет ценность конечному продукту.

Кроме того, по результатам пройденного обучения из числа сотрудников, входящих в рабочую группу, будут отобраны внутренние тренеры, которые пройдут углублённое обучение и сертификацию в Федеральном центре компетенций. В дальнейшем уже они будут внедрять культуру бережливого производства на предприятии и проводить обучение персонала ААК «Прогресс», чтобы обеспечить максимальный охват сотрудников. То есть задача нацпроекта – не просто привезти на предприятие руководителя и тренеров, которые обучат ограниченный круг сотрудников, а сформировать кадровый резерв из числа специалистов завода, которые в дальнейшем будут обучать уже своих коллег и нести философию бережливого производства в рамках своего предприятия.

– На какой срок рассчитана обучающая программа?

– Вашему предприятию предоставлена уникальная возможность участвовать в нацпроекте с годовой поддержкой (как правило, в других компаниях мы работаем 6 месяцев). В вашем случае первые полгода руководитель проекта из Федерального центра компетенций и тренеры Регионального центра компетенций будут находиться здесь на постоянной основе, вторые полгода – фаза активной поддержки. Я периодически буду посещать предприятие лично, в остальное время – направлять, корректировать и подсказывать в дистанционном формате.

– Какой результат должен быть достигнут по итогам года совместной работы?

– Прежде всего, наша общая задача – сформировать культуру бережливого производства, это одна сторона. Вторая – поднять производительность труда каждого сотрудника и, как следствие, производительность предприятия в целом. Не менее важным итогом работы должно стать создание эталонного участка, на примере которого можно было бы демонстрировать, как работают инструменты бережливого производства, как «было» и как «стало», и дальше транслировать этот опыт на всё предприятие. Чтобы руководители и сотрудники других подразделений могли прийти на эталонный участок, увидеть, как можно работать эффективнее, и захотеть так же. Только тогда можно будет говорить о массовом внедрении инструментов по всему предприятию, прогрессивном росте культуры производства и, как следствие, повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции. Иными словами, тем же коллективом, за ту же единицу времени «Прогресс» сможет производить больше.

– Отличные перспективы! Искренне надеемся, что они будут претворены в жизнь!

от admin