>Его мировые изобретения

27 июня в России отметили День изобретателя и рационализатора. В обществе всегда имели успех и ценились люди, которые своим умом и своими руками могли создать новое, неизвестное, а порой и невозможное, вопреки всем законам науки. И на днях в редакцию нашей газеты «Прогресс Приморья» зашел автор нескольких книг, основоположник «Весёлой арены» и наш большой друг Владимир Михайлович Агарёв. Он принёс свой рассказ, вошедший в новую книгу, об изобретателе, живущем в Арсеньеве, и известном многим его жителям, о человеке, чья любовь к авиации незримой нитью проходит, через всю его судьбу. Текст опубликован в оригинальном виде.

«Солнце землю красит, а человека его ум».

В отделении технического творчества «Центра внешкольной работы» в Арсеньеве ребята впервые проникаются чувством любви к полётам. Сегодня юные воспитанники авиамоделизма, завтра они конструкторы, планеристы, парашютисты и лётчики. Отделение творчества знают и любят мальчишки. В двухэтажное здание, в самом центре города, я захожу с большим трепетом. Он лучший в крае, а его днём рождения считается сентябрь 1977 года.

Его легендарный руководитель Виктор Иванович Мандрика известен знатокам авиамоделизма не только в нашей стране, но и среди самых развитых стран мира. Он, когда – то и сам мальчишкой, увлечённо бегал во Дворец пионеров и школьников набираться опыта у руководителя авиамоделистов Геннадия Михайловича Гурьянова.

Виктор Иванович, как только возглавил свой коллектив, продолжил не только участвовать в соревнованиях, но и зарабатывать лавры побед. В составе сборной страны он участвовал, как спортсмен, в 17-ти чемпионатах мира и Европы. А сегодня мой герой продолжает настойчиво закладывать своим воспитанникам навыки современного конструирования, и главное – вводит ребят в профессию авиастроителей.

Именно в детстве, в самое романтическое время, проявляется страсть к небу у мальчишек. Слова песни «Небо выбрало нас» в исполнении Александра Домогарова относятся в полной мере к этим увлечённым ребятам:

Оторвись от земли. Поднимись над собою.

Наше время пришло. Небо выбрало нас…

Медали, дипломы, кубки и фотографии, украшают стенды, которые, как раз и напоминают о многих уже прошедших международных соревнованиях. Эти документы размещены в авиамодельных лабораториях, в холле и на стенах лестничной площадки здания. Приятно, что наш далёкий таёжный город Арсеньев прославился далеко за рубежом. Все эти достижения напоминают о бесспорном лидерстве этого славного технического коллектива.

Как-то я спросил: «Хорошо ли живётся в этом уникальном доме творчества руководителям и детям?». И получил единый ответ, что лучше, чем в других уголках края, потому что повезло с надёжным и достойным куратором – авиазаводом «Прогресс». Поэтому в девяностые перестроечные годы, коллектив выжил. Мы знаем о закрытии многих подобных центров в стране и в крае. Там, видимо забыли, что дети, научившись анализировать, мыслить, создавать и строить своими руками, уже в будущем станут двигать прогресс в России.

Сегодня стране нужны технически грамотные, и увлечённые инженерные кадры. Особенно в нашем городе авиастроителей техническое творчество должно стать приоритетным. В начале марта в 2020 году губернатор Приморского края Олег Кожемяко посетив Арсеньев, остался доволен, когда побывал в авиамодельных лабораториях, где рождается потенциал будущих авиаинженеров.

Виктор Иванович «ас» своего дела более того, он наш Приморский Кулибин. Его изобретённый карбюратор для микродвигателя на авиамодель, получил патент. Ценность карбюратора в том, что двигатель внутреннего сгорания стал очень надёжно работать на всех режимах высшего пилотажа. Даже в режиме перевёрнутом, карбюратор устойчиво подаёт топливо в цилиндр двигателя. При этом его вес не более 100 граммов, что для авиации несомненный плюс. Карбюратор прост и смотрится оригинально. Я заметил, что патент на изобретение висит в неприметном углу. На получение патента, в нашей стране требуется от изобретателя огромных сил и времени, терпения и естественно ума. Государственный патент гласил: «Карбюратор для двигателя внутреннего сгорания». Патентообладатель Виктор Иванович Мандрика. Заявка поступила 20 декабря 1994 года. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений 27 апреля 1997 года.

И второе уникальное изобретение Виктора Ивановича в авиамоделизме стало достоянием мира. Он первым, среди авиамоделистов, применил технологию изготовления вакуумной формовки корпуса из стеклопластиковых материалов. Главное, что мой герой одновременно операцию формовки стал совмещать с покраской в матрицах. При такой технологии качество раскраски фюзеляжей и крыльев стало наиболее красивой.

Третьей, его удивительно смелой инновацией, стало изготовление разборных фюзеляжей авиамоделей самолёта. Все три изобретения его технологий стали достоянием в зарубежных аэроклубах. Над созданием последней его инновации ушли упорные годы, чтобы обеспечить надёжное качество полёта авиамодели. Любой изобретатель в авиамоделизме стремится облегчить, упрочнить и создать весьма красивую с лучшими лётными характеристиками свою модель. Но не каждому удаются все эти качества реализовать. Вот где ему понадобилась выдержка и смекалка. С этого места о моём герое можно и подробнее.

Виктор Иванович окончил Харьковский авиационный институт. Его способность и устремленность в области технических изобретений переросла в его страсть. При поездках в центральные районы нашей страны и в зарубежные страны на соревнования требовалось возить с собой почти двухметровый шкаф, в котором безопасно упаковывалась для транспортировки авиамодель. Это являлось большой проблемой, что и заставило изобретателя задуматься над созданием сборно-разборного фюзеляжа самолёта из двух частей.

от admin