>«Кто к нам с мечом придёт…»
На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия, нарушив пакт о ненападении, вероломно вторглась на территорию Советского Союза.
Вместе с ней выступили против нашей страны возглавляемые реакционными правительствами Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия. На Дальнем Востоке вела подготовку к войне милитаристская Япония. Вооружённое нападение на СССР Гитлер и его клика, поддерживаемые международным империализмом, готовили долго и тщательно. Подготовка началась сразу после прихода фашистов к власти. Летом 1940 года правители гитлеровской Германии приступили непосредственно к разработке плана военного нападения на Советский Союз, получившего название план «Барбаросса». Гитлер делал ставку на «молниеносную войну», проведя «репетицию» путём оккупации в 1938-1941 годах 12 государств Европы. В Польше, Чехословакии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Бельгии, Югославии, Греции и других странах, а также на значительной части Франции был установлен нацистский «новый порядок». Теперь на оккупированных территориях весь военно-промышленный комплекс работал на вооружённые силы вермахта. Путём милитаризации экономики и всей жизни Германии, захвата промышленности и запасов стратегического сырья других стран, принудительного использования дешёвой рабочей силы оккупированных и союзных государств страна создала огромный военно-промышленный потенциал. Военное производство гитлеровской Германии превосходило на тот период советские вооружённые силы почти в 1,6 раза. Сухопутные войска (около 5,2 млн человек), насчитывали 14 дивизий (169 пехотных, 21 танковую, 14 моторизованных и 10 других), 7 отдельных бригад. В немецко-фашистской армии было 5639 танков и штурмовых орудий, свыше 10 тысяч боевых самолётов, свыше 61 тысячи орудий и миномётов. Военно-морской флот к июню 1941 года насчитывал 217 боевых кораблей основных классов, в том числе 161 подводную лодку.
Численность советских вооружённых сил к июню 1941 года составляла свыше 5 млн человек: в сухопутных войсках и войсках ПВО – свыше 4,5 млн человек, в ВВС – 476 тыс. человек, в ВМФ – 344 тыс. человек. На вооружении Красной Армии состояло свыше 64 тыс. орудий и миномётов, 1860 новых танков и свыше 2700 боевых самолётов новых типов. В то же время в войсках было большое количество устаревшей бронетанковой и авиационной техники. ВМФ имел 276 боевых кораблей основных классов, в том числе 212 подводных лодок. Большое внимание уделялось подготовке командных, политических, военно-технических кадров. Одновременно осуществлялось оснащение вооружённых сил новым стрелковым, артиллерийским, танковым и авиационным оружием и боевой техникой, образцы которых уже были разработаны, испытаны и внедрялись в серийное производство. В предвоенное полугодие эта важная и огромная по своим масштабам работа проводилась по всем направлениям. Для завершения большого объёма сложных оборонных мероприятий и модернизации армии требовалось время. А его катастрофически не хватало, и это понимало советское руководство. Захват гитлеровцами большей части Европы указывал на то, что война с Советским Союзом не за горами.
В планах фашистского командования было внезапное нападение на СССР. Итогом должна была стать полная победа над Красной Армией, захват в течение полутора-двух месяцев Москвы и Ленинграда, промышленных районов европейской части Страны Советов, выход на линию Архангельска, Волги, и мощными ударами авиации по индустриальным районам Урала закончить войну.
Определяя политические цели войны против СССР, Гитлер в марте 1941 года на совещании верхушки фашистской Германии предрекал: «Наши задачи в России: разбить вооружённые силы, уничтожить государство… Речь идёт о борьбе на уничтожение».
Начало войны сложилось для наших войск крайне неблагоприятно. На направлениях своих главных ударов враг имел тройное, а порой и пятикратное превосходство в силах. Сыграло свою немаловажную роль и неожиданное нападение. Войска приграничных округов вступали в бой разрозненно, нередко без необходимого воздушного прикрытия и артиллерийской поддержки. Но даже в этих тяжелейших условиях советские бойцы с первых часов войны оказали героическое сопротивление врагу, отстаивая каждую пядь родной земли. Более десяти суток вели бои в окружении пограничники 13-й заставы 90-го Владимиро-Волынского пограничного отряда под командованием лейтенанта А. В. Лопатина. Только устроив подкоп и взорвав здание заставы, фашисты смогли сломить сопротивление пограничников.
Упорно сражались с врагом советские части, оборонявшие пограничный город Перемышль и балтийский порт Лиепаю. Беспримерный героизм проявили бойцы и командиры 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И. Н. Руссиянова, державшей оборону на подступах к Минску. Западнее Луцка успешно сражались с гитлеровцами 1-я артиллерийская бригада генерал-майора К. С. Москаленко. В первом же неравном бою артиллеристы бригады подбили и сожгли около 70 танков и бронемашин, много мотоциклов 1-й танковой группы генерал-полковника Клейста. Навеки вошла в героическую летопись Великой Отечественной войны оборона Брестской крепости. Во время атаки крепости там находились лишь отдельные подразделения, и враг надеялся захватить её с ходу, одним ударом. Но защитники крепости, возглавляемы капитаном И. Н. Зубачевым, полковым комиссаром Е. М. Фоминым и майором П. М. Гавриловым, сорвали замыслы врага. Оборона Брестской крепости продолжалась и во второй половине июля 1941 года. Сегодня Брестская крепость носит почётное звание «Крепость-герой».