>Одной «Маздой» не поднимем! — В Приморье требуют изменить краевой закон о промышленной политике
Депутаты Законодательного собрания Приморского края и главы крупнейших местных оборонных производств раскритиковали закон о промышленности и попытались обозначить его слабые стороны. Во вторник, 6 ноября, на заседании комитета по экономической политике и собственности промышленники указали на нехватку взаимодействия с департаментом, отсутствие финансовой поддержки и недостаток подготовленных молодых кадров.
Поводом для масштабного обсуждения стал доклад Сергея Ковалева, заместителя директора департамента промышленности Приморья. Он рассказал о ходе исполнения закона «О промышленной политике в Приморском крае».
Так, в 2017 году предприятия промышленности отгрузили продукции на сумму 308,9 млрд рублей. На долю обрабатывающих производств пришлось 70,3%, электроэнергетики – 20,3%, добычи полезных ископаемых – 6,3%. Объемы производства за прошлый год выросли на 22,1% – это самый значительный показатель с 2012 года. Особенно отметились производители транспортных средств и оборудования – там показатели выросли в 2,7 раза.
В 2018 году темпы роста производств несколько снизились. За 9 месяцев этого года индекс промышленного производства в обрабатывающем секторе составил 101,7% к аналогичному периоду 2017 года. Добыча металлических руд увеличилась на 35,7%. На 4,3% больше стали добывать угля по сравнению с 2017 годом. Это обусловлено ростом добычи на участке «Некковый», введенном в прошлом году в эксплуатацию, а также увеличением добычи АО «Лучегорский угольный разрез» на Бикинском буроугольном месторождении. А вот темпы производства химических веществ и химических продуктов снизились и за 9 месяцев 2018 года составили 96,3% к уровню прошлого года.
После отчета представителя департамента с вопросами выступили представители промышленности региона. Так, Михаил Колтович, первый заместитель председателя приморского отделения ООО «СоюзМаш России», обратил внимание на недостаток взаимодействия департамента с производствами. А также задал вопрос о будущем оборонной отрасли.
«Пока наши заклятые партнеры ведут себя правильно – гособоронзаказ не будет сокращаться, – заявил промышленник. – Но если они мозги включат и обратят внимание, что Россия – нормальная страна, то нам придется выполнять задачи, которые нам поставил президент, – конверсия оборонного комплекса к 2025 году должна составить не менее 50 процентов. Что мы будем выпускать из гражданской продукции – конечно, хоть черта лысого – но кому мы это продадим?»
К вопросу о конверсии присоединился и Игорь Ястремский, генеральный директор АО «Изумруд», основной деятельностью которого является производство и обслуживание радиолокационных систем управления для нужд Военно-морского флота. Представитель оборонного производства раскритиковал закон о промышленности, который должен определять данное направление в Приморье.
«К сожалению, закон, о котором речь идет, вообще никак не работает – может, это критично, но это мое личное мнение, – обозначил Ястремский. – Закон живет своей жизнью, а оборонная промышленность – своей. Есть поручение о диверсификации. Руководители готовы выпускать все что угодно. Но мы не понимаем, что же нужно в интересах Приморского края и в каком объеме. Нас ни разу по этому поводу не собирали, не высказывали пожеланий. На базе Ростеха могли бы создать целый комплекс по сервисному обслуживанию. Почему бы не собрать руководителей предприятий, как это было в далекие советские времена? Покупают в Приморье в основном продукцию китайского производства. Подымаем промышленность соседней страны, а предприятия, которые работают на территории РФ, не хотим подымать».
Следующий вопрос – гражданская промышленность. По неизвестной причине ни один из представителей этой сферы не посетил заседание комитета. Между тем проблем немало. На развитие производств на северах обратил внимание депутат Алексей Козицкий.
«Оборонные предприятия – это гордость Приморского края, – прежде всего отметил Алексей Анатольевич. – Но как ситуация с северными моногородами – Дальнегорск, Восток? Завод «Мазда Соллерс» для всех палочка-выручалочка – на любых отчетах и совещаниях. Но одной «Маздой» мы промышленность не поднимем. Что у нас с другими предприятиями?»
Представитель департамента резонно заметил – а кто-нибудь обращался за помощью? Дело в том, что закон о поддержке горнодобывающих предприятий в Приморье есть. Но большая часть компаний не может по нему получить средства – у одних финансы в офшорах, у других – задолженности, в том числе по зарплате. Это противоречит закону.
«У Минпромторга широкий спектр поддержки предприятий, напрямую, минуя край, – отметил Сергей Ковалев. – Мы много раз об этом говорили, документы в открытом доступе. К сожалению, «Соллерс» – основной по мерам поддержки. Там есть и лизинг, и процентная ставка, и покупка нового оборудования. Активно это продвигают».
Есть вопрос и по привлечению молодых сотрудников – им ведь нужно давать соответствующее образование. А в ДВФУ в этом году было принято решение о сокращении набора на специальность «машиностроение» в два раза – со 100 до 50 человек. Это возмутило промышленников.
«Университет внутри себя решил, что из четырех направлений оставить два – сварочное и робототехнику (специализации направления «машиностроение». – Прим. VL.ru), – отметил Михаил Колтович. – В 2019 году на технологов и конструкторов не будет набора. Внутри университета принято решение, не спросив ни работодателей, ни администрацию края, ни ЗакС. Мы написали письма ректору. Чтобы развиваться динамично, надо развиваться инновационно».
«Образовательные учреждения не выпускают специалистов, они в глубочайшем дефиците, – согласился с Колтовичем представитель оборонной отрасли. – Специалисты в возрасте уходят на заслуженный отдых, а за ними никто не стоит».
Подтвердил сложности и Виктор Соломин, начальник организационного департамента АО «Восточная верфь»: «Средняя зарплата по заводу у рабочих – 71 тысяча рублей. И при этом из 50 молодых людей, которые приходят, остается один человек. Ежегодно везем 200 человек из Крыма».
На вопросы мужчин ответил представитель университета – Александр Беккер, директор Инженерной школы ДВФУ, доктор технических наук, профессор. Он считает, что решение о сокращении – оправданное, хоть и не совсем правильное.
«В этом году что получилось – у нас 4 специализации, и внебюджет практически отсутствует, – рассказал про плачевную ситуацию по направлению «машиностроение» сотрудник университета. – Конкурс слабый, еще демографическая яма, не хватает абитуриентов. Предложили сделать таким образом. Тенденция министерства простая – есть конкурс, идет народ – туда и надо дать».
Александр Беккер напомнил промышленникам и о ситуации более давней — когда по интересующим промышленников направлениям работал целевой набор, но предприятия его не обеспечивали и конкурса вообще не было. Неплохой опыт в этом плане имеет ДВФУ по сотрудничеству в сфере подготовки кадров для Роснефти и Газпрома.
В ходе заседания промышленники озвучили и ряд других проблем: в их числе отсутствие специальных фондов по развитию промышленности – такие существуют в других регионах страны. Сложности владельцы заводов испытывают и со строительством жилья для работников – годами не могут получить землю под строительство.
Депутаты внимательно выслушали все, и затем слово взял Сергей Кузьменко:
«Не хотелось бы, чтобы наш комитет превратился в плач Ярославны, – отметил народный избранник. – Безусловно, много проблем. Переносите их на лист бумаги, и мы будем дальше работать. Если мы говорим, что 3 года у нас закон есть, но он не работает, – сформулируйте пошагово свои претензии. Мы можем сформировать повестку. Давайте переходить в конструктив».
Одно из таких конструктивных предложений высказал Михаил Колтович:
«У нас есть целая Академия наук, – напомнил первый заместитель председателя приморского отделения ООО «СоюзМаш России». – Мы пытаемся свести ее с промышленностью – не получается. У них там свои гранты, публикации в журналах. Я, перед тем как сюда прийти, внимательно посмотрел департамент образования – а там отдела науки вообще не существует. Вот в Екатеринбурге – там министерство науки и промышленности в единое сведено. Ну коль наука брошена, то, может, хоть с промышленностью будет работать».
В итоге, прежде чем принять исполнение закона к сведению, промышленники решили собраться еще раз, узким кругом, чтобы составить конкретный список проблем и варианты их решений – своего рода дорожную карту. Вероятнее всего, в итоге в существующий закон о промышленности будут внесены изменения, которые предусмотрят создание регионального фонда развития промышленности. Этот опыт в других регионах России неплохо себя зарекомендовал.