>Первый кавалер двух советских орденов
Когда вы попадаете в Музей истории славного авиационного завода «Прогресс», лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, то невольно бросаете взгляд на большой цветной портрет.
На нём изображён маршал Советского Союза В. К. Блюхер, по инициативе которого и построен завод. В числе людей, стоявших у истоков создания авиационного предприятия в селе Семёновка, он один из первых. Об этом сообщает надпись под портретом: «Блюхер Василий Константинович, по инициативе которого построен наш завод». Именно так: легендарный советский полководец предложил заложить авиационный завод на Дальнем Востоке. И к его мнению прислушались, потому что он хорошо знал Приморье, участвуя в разгроме интервентов и изгнании их с нашей территории. К сожалению, В. К. Блюхер разделил судьбу многих командармов, попавших под репрессивный каток. Он скончался в лефортовских застенках. Весной 1956 года В. К. Блюхер был реабилитирован.
Имя В. К. Блюхера навсегда вписано в историю нашей Родины, её героических Вооружённых сил – от создания Красной Армии, у истоков которой он стоял, до её модернизации накануне Великой Отечественной войны.
Первая мировая и две революции
Трудный, но славный жизненный путь прошёл Василий Блюхер, простой крестьянский паренёк из российской деревни Барщинка Ярославской губернии. Родился он 19 ноября (1 декабря) 1890 года. Трудиться начал в раннем возрасте, поступив слесарем на Мытищинский вагоностроительный завод. Сразу попал в круговорот революционных событий. В 1910 году за призыв рабочих к забастовке был арестован и посажен в тюрьму. С началом Первой мировой войны призвался в армию и отправился на фронт. Служил рядовым. Проявил беспримерную храбрость и мужество, но получил тяжелейшее ранение и был демобилизован из армии. Вступил в партию большевиков, и после буржуазной Февральской революции 1917 года по решению партии вновь призывается в армию, вступив добровольцем в 102-й запасной пехотный полк в Самаре. Там избирается в полковой комитет и городской Совет солдатских депутатов. К началу Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года В. К. Блюхер – член Самарского Военно-революционного комитета. В конце ноября 1917 года его направляют в Челябинск комиссаром красногвардейского отряда, который участвует в боях с казачьим атаманом Дутовым.
Орден Красного Знамени № 1
Под командованием В. К. Блюхера большевиками было одержано несколько ярких побед. Однако чехословацкий мятеж в мае 1918 года резко ухудшил обстановку на Восточном фронте. Оренбург переходит из рук в руки. Неожиданно красногвардейские отряды оказались в плотном кольце. Двадцативосьмилетний Блюхер возглавил красноармейские и красногвардейские отряды и успешно совершает с ними 1500-километровый рейд в тыл врага. После ряда ожесточённых боёв с превосходящими силами Белой армии выводит свои войска из района Оренбурга в район Кунгура и соединяется с 3-й армией. За этот подвиг В. К. Блюхер первым в Советской Республике получил орден Красного Знамени, только что утверждённый советским правительством. Части сводного Уральского отряда, которым он командовал, были реорганизованы и влились в состав 4-й Уральской дивизии, вскоре переименованной в 30-ю стрелковую. Начдивом назначили В. К. Блюхера.
В конце лета 1919 года была сформирована 51-я стрелковая дивизия, которая под командованием В. К. Блюхера, тесня колчаковцев, прошла славный боевой путь от Тюмени до Байкала. В ходе октябрьских боёв в районе Тобольска дивизия сорвала план Колчака выйти в глубокий тыл 3-й армии, нанесла ему тяжёлые потери. В 1920 году 51-я стрелковая дивизия во главе с В. К. Блюхером ведёт боевые действия на Южном фронте. Успех на Каховском плацдарме положил начало победам и на Южном фронте. В последующем наступлении В. К. Блюхер командовал Перекопской ударной группой войск, которая блестяще выполняла самые трудные задачи по освобождению Крыма: форсировала Сиваш, штурмом взяла считавшийся неприступным Турецкий вал. Имя командира Василия Блюхера было у всех на слуху.
Орден Красной Звезды № 1
После создания Дальневосточной республики (ДВР) В. К. Блюхера назначают военным министром и главнокомандующим Народно-революционной армией (НРА) временно созданного государственного образования. И здесь Василий Константинович проявил свой талант тактика и стратега, одерживая одну победу за другой, что позволило освободить Дальний Восток от белогвардейцев и интервентов разных мастей. Таким образом, он оказался причастным к событиям, приведшим к завершению Гражданской междоусобной войны. Впрочем, по воспоминаниям родственника Блюхера, он, отвечая на вопрос о так называемом николаевском инциденте, сказал, что в этом вопросе не разобрались и наломали дров, ликвидировав командующего партизанской армией Якова Тряпицына и его штаб в Керби. Доктор исторических наук, профессор МГУ А. П. Шурыгин пытался тоже разобраться в этом вопросе. Закончить исследование он не успел, но его рукописи сохранились. Их обладателем стал кандидат исторических наук В. Смоляк из Хабаровска, который в книге «Междоусобица» приводит выдержки из этой рукописи.
«Можно смело утверждать: японская военщина, принеся на алтарь отечества гибель японского гарнизона в Николаевске-на-Амуре, получила предлог для продолжения интервенции, продлив Гражданскую войну в России.
В марте 1920 года в Татарский пролив были направлены японский броненосец «Микаса» и крейсер «Мисами». 21 апреля в Александровске-Сахалинском был высажен двухтысячный десант и началась длившаяся пять лет оккупация Японией северной части острова Сахалин.
27 апреля японское посольство в Лондоне опубликовало официальное сообщение о событиях в Николаевске-на-Амуре и в связи с этим об отправке туда своих войск для поддержания там «порядка и защиты жизней японских подданных».
В декларации от 3 июля 1920 года японское правительство ещё раз ссылается на николаевский инцидент как первопричину нахождения своих вооружённых сил на территории российского Дальнего Востока.
Впоследствии Япония неоднократно поднимала эту проблему на различных международных конференциях, в частности, на Дайренской (июль 1922 г.), Вашингтонской (ноябрь 1921 – февраль 1922 гг.) и Чанчуньской (2–26 сентября 1922 г.) конференциях.
На Дайренской конференции делегацию ДВР возглавлял заместитель премьер-министра Ф. Н. Петров. Военным советником делегации был В. К. Блюхер. Японская делегация выдвинула «17 требований» правительству ДВР. В частности, при решении николаевского вопроса ДВР должна была передать Японии северную часть Сахалина в аренду на 80 лет как «компенсацию за понесённые японскими подданными убытки во время николаевских событий».
Далее В. Смоляк ссылается на ещё один документ. Он пишет: «В моём личном архиве есть подлинник «Справки профессора Ф. Н. Петрова о николаевских событиях», в которой он пишет, что на японское требование о компенсации за гибель японских граждан в Николаевске-на-Амуре он ответил требованием о компенсации «за гибель граждан ДВР и разрушения, произведённые японцами на Дальнем Востоке за период интервенции. Так как мои требования во много раз превысили японские, то они сняли с обсуждения вопрос о николаевских событиях. Особенно они вынуждены были это сделать, когда я им документально доказал, что японский гарнизон первым начал военные действия против советских войск, находящихся в Николаевске-на-Амуре».
Дальнейшая жизнь В. К. Блюхера прочно связана с дальневосточным регионом. В 1922 году легендарный командарм становится командиром-комиссаром 1-го стрелкового корпуса. Его направляют в Китай, где он в качестве главного военного советника при китайском революционном правительстве в Гуанчжоу (Кантон) участвует в Великом Северном походе. С 1929 года В. К. Блюхер – командующий войсками Особой Дальневосточной армии (ОДА), которая подавила военный конфликт на КВЖД. Особая Дальневосточная была награждена орденом Красного Знамени, её командующий – только что учреждённым тогда орденом Красной Звезды за № 1.
Летом 1938 года, в период боёв на озере Хасане в Приморье, В. К. Блюхер командовал войсками Дальневосточного фронта.
Маршал Советского Союз В. К. Блюхер награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. В ряде городов России увековечена память о выдающемся Маршале Советского Союза; во Владивостоке в советское время был установлен бюст В. К. Блюхера с надписью «От учащихся школы 52 г. Владивостока».