>Центрально-испытательный цех – цех надежности и качества

В целях выпуска высококачественной продукции военного и гражданского назначения в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина на протяжении 55 лет существует и ответственно справляется со всеми поставленными задачами центрально-испытательный цех.

За годы существования цеха многое изменилось: менялись люди, порядки, приходили новые работники, уходили на заслуженный отдых ветераны труда. Но центрально-испытательный цех как был, так и остается одним из передовых среди цехов завода. Здесь в различных испытательных лабораториях на специальном оборудовании агрегаты и детали выпускаемой продукции проверяют на соответствие требованиям конструкторской документации при проведении приемо-сдаточных, типовых, ресурсных и периодических испытаний, а также организован входной контроль покупных изделий.

Немного истории

Центрально-испытательный цех был организован на базе лаборатории статических и динамических испытаний в 1965 году. Инициатором и организатором создания лаборатории статических и динамических испытаний был главный инженер завода Талгат Фатыхович Сейфи в период начала освоения производства самолета Як‑18. Центрально-испытательный цех объединил ряд испытательных участков и лабораторий, существовавших на тот момент в подразделениях предприятия.

Базовой лабораторией НИАТ при непосредственном участии главного инженера, главного технолога, главного металлурга и их заместителей в 1965 году была выполнена перспективная работа – план замены и модернизации оборудования на 1966-1970 годы, которая легла в основу ежегодного обновления оборудования и одновременно являлась планом модернизации технологического оборудования по расширению возможностей и повышению точностных характеристик. Одним из важнейших реализованных направлений программы стало объединение лаборатории статических и динамических испытаний (ЛСДИ), лаборатории самолетного оборудования (ЛСО), лаборатории типовых и ресурсных испытаний (ЛТРИ), испытательной лаборатории в единый испытательный комплекс, который 13 октября 1965 года приказом № 552/ок получил название «экспериментально-испытательный цех».

Первым начальником цеха в 1965 году назначается руководитель ЛСДИ Владимир Иванович Лукьянов. В функции цеха входили механические, статические, динамические, климатические испытания продукции, оговоренные техническими условиями. Цех также вел входной контроль готовых изделий (ГИЗов), особенно гидропневматических систем изделий, получаемых от заводов-поставщиков. В последующие годы начальниками цеха работали: Михаил Степанович Кочетков (1966-1972), Геннадий Михайлович Иванов (1972-1982), Иван Акимович Решетной (1983-1984), Александр Федорович Лядвин (1984-1989), Владимир Кондратьевич Козинец (1984-1994), Борис Родионович Савченко (1994-2000), Александр Васильевич Белявский (2000-2011), Григорий Николаевич Присеко (2011-2014). С 2014 года цех возглавляет Дмитрий Борисович Комиссаров.

В наши дни

В настоящее время центрально-испытательный цех является универсальным испытательным подразделением не только «Прогресса», но и всего Дальнего Востока. Здесь обеспечиваются все виды испытаний, требуемые для оценки качества и надежности агрегатов авиационной техники, благодаря как приобретенному оборудованию, так и изготовленному своими силами.

Сегодня цех представляет собой совокупность четырёх лабораторий: лаборатории статических и динамических испытаний (ЛСДИ), лаборатории типовых и ресурсных испытаний (ЛТРИ), гидропневмотопливной лаборатории (ГПТЛ), лаборатории испытательного оборудования (ЛИО). Каждая из них выполняет свой определенный круг задач, которые в целом направлены на выпуск надежной и качественной продукции.

Проведенная работа по модернизации цеха в рамках федеральной целевой программы, заключающаяся в приобретении нового современного испытательного оборудования, а также переработка действующих техпроцессов и инструкций с учетом возрастающих требований к изготавливаемым изделиям, подбор новых кадров в совокупности привели к созданию мощной испытательной базы, позволяющей проводить практически все виды испытаний, необходимых для производства авиационной техники. Это позволило в рамках договорных отношений также оказывать помощь в проведении испытаний другим предприятиям, не имеющим своей испытательной базы, не только в Приморском крае, но и за его пределами.

Лаборатория ЛСДИ является основой создания цеха. На ее базе проводятся всевозможные прочностные и усталостные испытания таких ответственных узлов и изделий, как лопасти несущего винта, рама подредукторная вертолета Ка‑52. Благодаря уникальному силовому полу и имеющемуся порталу в лаборатории есть возможность проведения испытаний фюзеляжей вертолетов и самолетов, создаваемые нагрузки доходят до 50 тонн.

Перед начальником лаборатории К. В. Семенцом совместно с инженерами по испытаниям В. А. Дягилевым и А. А. Залозным поставлена непростая задача – проведение испытаний агрегатов и узлов вертолета Ка‑52 с целью наращивания прочности и ресурса вертолета до 5000 часов эксплуатации, для чего сейчас проводится работа по перебазировке и консервации имеющегося оборудования и стендов, а также сборка новых, на которых планируются испытания руля направления, консоли крыла и стабилизатора, центральной части фюзеляжа и отсека хвостового с килем. Активное участие в этом принимают слесари-испытатели 6 разряда С. В. Кошкин, А. В. Мягков, слесари-испытатели П. Н. Ралко, А. С. Безкровный. Инженер по испытаниям 3 категории А. В. Попович помимо выполнения своих основных обязанностей является предцехкомом цеха, решает любые вопросы, возникающие в коллективе. Большие надежды подают и недавно пришедшие в лабораторию сотрудники – слесари-испытатели 4 разряда В. А. Швецов, П. А. Медведев.

Лаборатория ЛТРИ благодаря приобретению и запуску в строй нового оборудования значительно расширила объемы проводимых видов испытаний. Коллектив лаборатории возглавляет С. В. Ляшко, который умеет грамотно расставить приоритеты в поставленных задачах, найти наилучшие решения. Помимо выполнения основных графиков периодических, типовых, ресурсных испытаний, входного контроля, в связи с увеличением в последние годы объемов опытно-конструкторских работ, проводимых на вертолетах, от специалистов лаборатории требуется организация и проведение различного рода экспериментальных работ. Инженерами по испытаниям А. А. Девочкиным, Р. А. Киреевым, А. В. Польщиковым успешно были организованы и проведены испытания тяги открытия створки кабины на ресурс, рассмотрены и испытаны различные варианты изготовления образцов жгутов, подвергся опытным работам механизм МДПП пушки, много работ, связанных с защитным покрытием деталей. Сейчас ведутся подготовительные работы по испытанию на вибрационные и климатические воздействия образцов обшивок вертолета Ка‑62.

Молодые, но уже достаточно опытные работники лаборатории ищут нестандартные подходы к выполнению поставленных задач. Стоит отметить работу слесарей-испытателей 6 разряда: М. А. Башкирова, А. Г. Чернявского, слесаря-испытателя 5 разряда А. Н. Довганюк, слесаря-испытателя 4 разряда И. А. Абрамова. Благодаря богатейшему опыту машинист холодильных установок А. Б. Шагаев обеспечивает бесперебойную работу климатических камер, восстановлены камеры, выработавшие свой ресурс.

Лаборатория ГПТЛ является основным подразделением цеха, обеспечивающим проведение приемо-сдаточных испытаний деталей, узлов, агрегатов собственного производства, а также проведение входного контроля ПКИ. Практически все основные агрегаты гидравлической, топливной, пневматической систем вертолета подвергаются различным испытаниям и проверкам, а это требует от испытателей достаточного опыта, внимательности, навыков и умений, ведь от этого во многом зависит работоспособность и боеготовность вертолета и жизнь экипажа. За последние годы руководство лаборатории полностью поменялось. Её возглавил молодой начальник лаборатории С. И. Кузьменко, который за небольшой срок прошел путь от слесаря-испытателя лаборатории ЛСДИ до инженера по испытаниям лаборатории ЛТРИ. Помощь в организации работ ему оказывают инженер по испытаниям 2 категории С. Р. Иванцив, инженер по испытаниям С. В. Попович, которые не только активно участвуют над усовершенствованием стендовой базы, но и работают над установлением причин возникновения дефектов на проверяемых изделиях.

За достаточно короткий срок смог настроить и упорядочить работу по проверке изделий магниевого литья на герметичность инженер по испытаниям 2 категории А. И. Петухов, слесари-испытатели 5 разряда В. М. Назаренко и А. В. Семенцов освоили всю номенклатуру изделий, подлежащих пневмоиспытаниям, и своевременно проводят их. Коллектив лаборатории обеспечивает бесперебойные испытания деталей и агрегатов цехов основного производства. Слесари-испытатели 6 разряда А. В. Варавва, А. А. Вишневский, А. Д. Гуральчук, В. В. Бабак, слесарь-испытатель 5 разряда Д. А. Федоров на сегодняшний день являются профессионалами-универсалами, способными выполнить практически любой вид испытаний на любом изделии.

Наряду с мужчинами блестяще справляется с работой и женская половина работников лаборатории. На их хрупкие плечи ложится львиная доля работ, связанных с консервацией, расконсервацией ПКИ, проверкой изделий на герметичность керосином. С этим уверенно справлялись слесарь-испытатель 5 разряда В. И. Кизюра, слесарь-испытатель 4 разряда Т. В. Никитина, которые в этом году закончили свою трудовую деятельность на предприятии и ушли на заслуженный отдых. Учитывая возросшие требования к чистоте гидравлических систем и фильтроэлементов, слесарь-испытатель Г. А. Польщикова достаточно быстро освоила требования инструкций, техпроцессов и устройство оборудования, применяемого при промывке фильтров, и уверенно проводит связанные с этим испытания.

С прекращением выпуска специзделий, к сожалению, был расформирован уникальный участок – участок проверки изделий на герметичность гелием. Уникальное оборудование законсервировано, некоторые работники участка перешли в другие подразделения предприятия, некоторые ушли с предприятия. Однако в цехах осталось оборудование, при ремонте и обслуживании которого необходимо применение гелиевых течеискателей. С этими задачами успешно справляются бывший начальник участка, а ныне инженер по испытаниям 2 категории И. М. Черномыза, слесарь-испытатель 6 разряда О. Ш. Наможанов, электромеханик 6 разряда Е. В. Федько. Благодаря их умению и опыту работы не один раз оперативно были обнаружены дефекты, восстановлены камеры в цехе защитных покрытий и термообработки.

Работа, связанная с отработкой гидросистем вертолетов, невозможна без наличия гидростендов. Для этого в центрально-испытательном цехе имеется лаборатория ЛИО, силами которой проводятся работы по годовому обслуживанию и ремонту гидростендов. Начальнику лаборатории ЛИО – энергичной и работоспособной Е. С. Макуровой – приходится решать многие задачи, связанные с поддержанием в работоспособном состоянии и восстановлением испытательного оборудования как собственного изготовления, так и покупного, с ремонтом и изготовлением оснастки. Помощь в этом ей оказывают ведущий инженер Л. Б. Уткин и инженер по испытаниям К. С. Гребенкин, которые по графику проводят аттестацию испытательного оборудования, ведут договорные отношения с заводами-изготовителями на поставку комплектующих изделий и проведения сервисного и послегарантийного обслуживаний. Имея большой опыт работы, слесари-испытатели 5 разряда А. М. Трегубов и А. Д. Сигаев обеспечивают оперативный ремонт и восстановление стендовой базы цеха.

Компетентный и высококвалифицированный начальник КТБ В. В. Колганов знает практически все нюансы своей работы, принимает грамотные и точные решения. В рамках выполнения работ, связанных с обеспечением прочности и ресурса вертолета Ка‑52, им переработано колоссальное количество конструкторской документации, запущены в производство и изготовление объекты испытаний и стендовая база.

Нельзя не отметить работу инженера-конструктора 3 категории С. Н. Загребы, который вложил много сил и труда в ведение проекта в рамках ФЦП «Реконструкция испытательного цеха», в 2020 году его портрет был размещен на «Алее славы»; инженера-конструктора 1 категории А. Н. Цыпина, который за непродолжительный срок разработал и спроектировал схемы технологических жгутов, необходимых для проведения испытаний электрооборудования изделий авиационной и ракетной техники; инженера-конструктора 1 категории О. А. Пчельникова, проектирующего оснастку и приспособления для проверок изделий магниевого литья на герметичность. Инженером-технологом 1 категории Л. И. Алейник, инженерами-технологами 2 категории С. Ю. Пержиной, И. М. Курковой совместно с лабораториями ведется работа по внедрению новых и корректировке имеющихся ТП, инженер-технолог Т. А. Овчаренко успешно справляется с инструкциями проведения входного контроля ПКИ.

Планово-диспетчерское бюро цеха держит на строгом контроле исполнение цехами сроков приказаний на своевременную подачу изделий на ПСИ и периодические испытания, а также выполнение сроков изготовления оснастки и приспособлений. Техник по подготовке производства А. А. Вербец уверенно справляется не только со своими прямыми обязанностями, но с дополнительным объемом, который достался ей в результате оргштатных мероприятий по контролю движения ПКИ на входной контроль.

Ветераны цеха

В недавнем прошлом ушли на заслуженный отдых работники, снискавшие особое уважение и благодарность за их труд. Например, Александр Васильевич Белявский, который руководил коллективом цеха с 2000 по 2011 гг., дольше всех своих предшественников. На годы его руководства пришелся расцвет и подъем производства, модернизация и освоение новой авиационной техники и ракет. В этот период в небо поднялись совершенно новые боевые вертолёты «Черная акула» и «Аллигатор». Александр Васильевич обладал необходимыми умениями, навыками и качествами руководителя, грамотно и продуманно выстраивал свою работу и работу всего коллектива для достижения поставленной цели, а именно выполнения государственного заказа. Специфика труда Александра Васильевича Белявского состояла в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решал преимущественно в организационном аспекте – быстро и продуктивно.

Не менее значимый вклад в развитие цеха внесли начальник лаборатории ГПТЛ А. С. Осьмачко, опытнейший специалист, воспитавший не одно поколение хороших специалистов, слесарь-испытатель 6 разряда В. Д. Бабенко, на протяжении многих лет являвшийся профсоюзным лидером цеха.

Наряду с молодежью в цехе продолжают трудиться ветераны и старейшины: слесарь-испытатель 6 разряда А. М. Ярковой, проработавший на предприятии 54 года и прошедший путь от мастера до заместителя начальника цеха, воспитавший и давший путевку в жизнь многим специалистам; заместитель начальника по подготовке производства В. П. Шумаков, также прошедший все ступени карьерного роста; инженер-технолог 1 категории Л. И. Алейник, внесшая свой вклад в освоение системы автоматизированного управления испытаниями лопастей; инженер по испытаниям 2 категории И. М. Черномыза, участвовавший в процессе модернизации и автоматизации гелиевого участка; инженер по инструменту Н. Г. Шепеленко, который уверенно решает задачи по обеспечению подразделений цеха оснасткой и рабочим инструментом; слесарь-испытатель 6 разряда А. Х. Горяйнов, опытный специалист в области гидропневмотопливных испытаний, имеет благодарность за оказание технической помощи заводу им. Гагарина (г. Комсомольск-на-Амуре).

Гордость цеха

Центрально-испытательный цех занимает одно из лидирующих мест на предприятии по подаче кайдзен-предложений и рационализаторских предложений, которые в основном связаны с организацией и улучшением рабочего процесса, повышением эффективности проведения испытаний.

Безусловными лидером по внесению и воплощению в жизнь кайдзен-предложений в цехе является коллектив работников участка испытания лопастей в составе инженера по испытаниям А. В. Поповича, слесаря-испытателя 6 разряда А. В. Шолохова, электромеханика 6 разряда А. В. Печенко, которые смогли воплотить в жизнь многие предложения по доработке стенда испытания лопастей несущего винта вертолета Ка‑52 в части ухода от возникающих резонансов в ходе проведения испытаний, замене термодатчиков и изменений толщин весовых элементов.

Не отстают и работники лаборатории ЛТРИ: инженер по испытаниям Р. А. Киреев, бывший инженер по испытаниям, а ныне начальник ГПТЛ С. И. Кузьменко, которые внедрили такие технологии, как тарировка мерной линейки, определение полной и заправочной вместимости подвесных топливных баков Ка‑52 и его модификаций, установки по испытанию на ресурс крана раздаточного, входящего в состав средств наземного обслуживания вертолета, установки для проверки работоспособности гидроцилиндров в условиях воздействия предельных температур. А начальник лаборатории ЛТРИ С. В. Ляшко в 2019 году назначен на получение государственной стипендии за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Много кайдзен-предложений поступило и от работников КТБ. Инженер-конструктор 1 категории А. Н. Цыпин и инженер-технолог Н. А. Котик стали победителями в номинациях «Лучшее рационализаторское решение» во 2-м полугодии 2019 года и «Лучшее кайдзен-решение» в 1-м полугодии 2020 года.

Примите поздравления!

Уважаемые коллеги, примите искренние поздравления с памятным юбилеем цеха! Благодаря вашему труду в небо с уверенностью поднимаются надежные винтокрылые машины. Пускай ваш коллектив всегда стремится к лучшим результатам, а накопленный опыт передается молодому поколению, чтобы авторитет цеха и его достижения всегда были на высоте. Желаем новых побед, успехов в новых начинаниях и процветания, здоровья, мира и добра.

от admin