>Актуальные вопросы гособоронзаказа и развития промышленных предприятий Приморья машиностроители обсудили во Владивостоке

Все фото (8) Реализация закона «О промышленной политике»

Представительное совещание директоров предприятий оборонно-промышленного комплекса состоялось во Владивостоке. По инициативе председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрия Денисенко руководители оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Приморского края собрались, чтобы обсудить дальнейшие перспективы и обменяться мнениями по всем принципиально важным для них вопросам. На встрече они заслушали подробный доклад о новых инициативах российского правительства по развитию Дальнего Востока и перспективах их реализации, сделанный руководителем Института подготовки кадров высшей квалификации Александром Латкиным. Речь шла о том, какие изменения переживает экономика и социальная жизнь в крае в настоящее время. Директора высказались, как им консолидировать свои усилия, чтобы усилить сотрудничество друг с другом и с администрацией Приморского края в части реализации закона «О промышленной политике».

Прозвучали на встрече и предложения представителей Инженерной школы Дальневосточного федерального университета по краткосрочной программе переподготовки кадров. Их озвучили Николай Марфенко и Анатолий Боровик. Конструктивный обмен мнениями руководителей предприятий ОПК по проблемным вопросам гособоронзаказа и по развитию самих промышленных предприятий края стал главной темой всего мероприятия.

Хорошая оценка труженикам нашей оборонки дана в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию в 2016 году: «Армия и флот убедительно показали свою боеготовность, свои возросшие возможности. Современное русское оружие действует эффективно, а бесценная практика его применения в боевых условиях обобщается и будет использована для дальнейшего совершенствования нашей военной техники и вооружения. Спасибо инженерам, рабочим — всем, кто трудится на предприятиях оборонно-промышленного комплекса». Несомненно, что есть в этой высокой оценке и большая доля труда тех людей, которые собрались на эту встречу. Им уже удаётся многое, невзирая на санкции, финансовые затруднения, бюрократические препоны и неразвитую социальную инфраструктуру, но, как показало время, многие их них по своему мышлению и подходу к делу давно переросли масштабы только собственного предприятия и в настоящий момент являются людьми государственного значения. На таких людях, по большому счёту, и держится Россия.

Некоторые из них сегодня трудятся в госкорпорациях, и по ценности своей их дело имеет уже не столько региональное, сколько федеральное значение. Дело не только в том, что не чужд этим руководителям депутатский подход к значению своей территории и забота о проживающих на ней людях. Больше всего государственность директорского корпуса приморской России отчётливо обозначила себя в их позитивном настрое, в желании, чтобы ситуация по всей стране и в нашем регионе менялась в лучшую сторону. Каждый из выступавших на этом заключительном в 2016 году совещании не только имеет за плечами собственный богатый хозяйственный опыт, но и готов поделиться им с другими и вместе с тем прислушаться к словам и мнению своих коллег и соратников по ОПК. Здесь собрались единомышленники с точки зрения их общего стремления к усилению роли, большей весомости приморской промышленности на карте дальневосточного региона и улучшения условий жизни для тех, кто здесь живёт, работает и учится.

ПАО ААК «ПРОГРЕСС»

Управляющий директор ПАО ААК «ПРОГРЕСС» Юрий Денисенко: «Основная часть промышленных площадок у нас — это комплектация. Самое главное, что сегодня вся структура производственного заказа формируется в рамках холдингов. И, допустим, если бы мы хотели играть внутри региональной кооперации, то нам это не удастся. Поскольку барьеры, которые созданы в рамках холдинга, пусть они не совсем правильные и не совсем выгодные, но тем не менее загоняют нас на свободные производственные площадки самих холдингов. Нам говорят: «Покупайте детали не там, где считаете нужным, а в Улан-Удэ, в Казани», и всё остальное так же. Такая тенденция есть. Но главная задача, как я понимаю, промышленности Приморского края — это не потерять человеческие ресурсы. Научно-технические возможности в крае формируются по мере развития производственных процессов и зависят от создания кадрового потенциала. Как только мы начинаем буксовать в этом плане, так сразу приостанавливается общее развитие, возникает отток населения: все умные, светлые головы подаются в Москву или ещё куда-то.

Я понимаю, почему на территории края не идут инвестиционные проекты. Большинство институтов, созданных у нас для привлечения инвесторов, существуют за счёт бюджетных средств, но ни один их проект пока реально не сдвинулся. Сколько бы ни создавали мы институтов и других структур, которые участвуют в управлении и по сути являются надстройкой над теми, кто создаёт добавочную стоимость, уровень специалистов, которые включены в такое проектное управление, очень низкий, они не подготовлены для этих целей.

В текущей ситуации я вижу следующие наши задачи — какие-то маленькие поступательные шаги мы с вами должны сегодня начинать делать. Судьба у каждого может быть своя, но в конечном счёте с каждым может произойти то, что произошло с «Радиоприбором». Потеряли предприятие, а ведь ход развития событий во многом определяют и руководители края. До 2020 года уже не так много осталось времени, и нам надо заявить о себе нашим властям, полпредству и, возможно, Министерству по развитию Дальнего Востока.

Все занимаются инфраструктурными проектами, считая, что, если по-настоящему создать у нас инфраструктуру, бизнес пойдёт сюда и начнёт строить заводы. Но при этом про нас — уже существующие предприятия — почему-то забыли. Ждём каких-то новых заводов и хотим, чтобы кто-то принёс и вложил деньги. Созданы проекты, которые на бумаге говорят, что завтра будет столько-то налогов и столько-то рабочих мест будет создано, а у нас уже есть 32 тысячи рабочих мест на предприятиях ОПК, и это люди, которые действительно создают продукт. Но они в новых программах не учитываются.

Министерство обороны заложило определённые экономические показатели в тот продукт, который мы выпускаем, но при этом мы ещё должны двигаться вперёд, должны развиваться, мы не можем стоять на месте, нам надо постоянно улучшать свои возможности, менять свои показатели. А как это делать, если сказали, что нам инвестиции никакие не нужны, инфраструктура не нужна –занимайтесь, чем занимались, и всё? А на деле это означает — умирайте потихоньку. Или же мы буквально вынуждены сами брать в руки лопату и делать дорогу к заводу, трубы менять, чтобы горячая вода в Арсеньеве не была ржавой, и всё остальное тоже вынуждены решать сами. Жильё строй или покупай, бери на баланс, обслуживай. Нас всё время подталкивают к развитию непрофильных активов на наших производствах.

Во всём мире практика обратная: у тебя есть свой профиль, вот ты им и занимайся, а это уже дело властей — создать тебе на каких-то паритетных началах все инженерные и социальные инфраструктуры».

ПАО «ВАРЯГ»

Генеральный директор ПАО «Варяг» Евгений Леонов: «Мы каждый сам по себе. В прошлом году был у меня на заводе губернатор — первый раз в жизни за всю историю завода. Ему понравилось, задал вопросы какие-то, сказал спасибо. Может, нам у него собраться? Или обращение ему направить? Раньше у нас оборонный отдел был, и каждый месяц — сборы, отчёты. Раз в три месяца собирались по большому счёту, рассматривали вопросы, взаимодействовали, новые технологии показывали. Этого сейчас ничего нет, мой дом — моя крепость».

ОАО «ДЦСС»

И.о. генерального директора ОАО «ДЦСС» Юрий Фильчёнок: «Ко мне приезжают раз в две недели все федеральные руководители. У нас всё направлено на выпуск конечной продукции. Сейчас глобализация. Занимается Юрий Петрович, к примеру, вертолётами, вот только на вертолётах он и будет иметь заказ. Всё остальное, к сожалению, придётся регулировать. Приехал «Агат» на «Изумруд» и говорит: «Давайте вы будете заниматься сервисным обслуживанием». Занята эта ниша. Занята она другими предприятиями этого же концерна.

«Дальзавод», завод «Звезда» — мы свою часть работы, которая каждому из нас положена, каждому из вас заказываем, и большое спасибо, что эта часть работы выполняется почти вовремя. «Изумруд» и «Дальприбор» последнее время очень неплохо работают по своим направлениям, но объём работы у них невелик. Что делать с остальными активами? Может быть, к сожалению, даже реструктуризировать. Ничем не помогут тут власти ни региональные, ни местные — у них совершенно другие задачи. Но я хочу сказать, что с губернатором и губернаторской властью надо обязательно контактировать, вместе работать.

Мы — реальный сектор экономики, и в зависимости от того, как мы работаем — хорошо или плохо, на нас будут смотреть федеральные заказчики.

А создать какое-то новое производство в высокотехнологичной сфере можно только через федеральные структуры. У нас только кредит под 12 % годовых, и хорошо ещё, если под 12.

Нам надо думать, как друг другу помогать в рамках концерна, с которым мы работаем. Наша беда, что стоимость нашего производства выше, чем в центральной России.

А вот как в концернах уцелеть — здесь как раз Союз машиностроителей России сильно помочь может. Производство своё скукоживать не хотелось бы. А в рамках специализации — да, все здесь работают друг с другом. Сколько есть работы, столько делаем. Не наша с вами вина, что Тихоокеанский флот уменьшает количество кораблей. Та работа, которую мы на этих кораблях делаем, вот она не должна уменьшаться.

Есть и другая проблема, о которой хотелось бы сказать. На наших с Игорем Николаевичем Евдокимовым (генеральным директором ООО «Центр судоремонта «Дальзавод») глазах практически все частные предприятия, которые не имеют производственной базы, ушли с рынка. Последние два сейчас умирают. Не будет производственной базы, не будет ни одно из этих предприятий участвовать в кооперации. Пять лет назад их были сотни. А вот у кого есть производство, на них опираются. Бывает плохо, бывает чуть лучше — завод «Изумруд» тому яркий пример. Выдержало предприятие, теперь вот свои «Багиры» ставит на разные корабли.

С моей точки зрения, нам надо удержаться на том рынке, на котором мы находимся, чтобы не было процентов с минусом, которые прозвучали сегодня в докладе. А чтобы удержаться, здесь нужна действительно помощь власти. У меня на заводе каждые две недели собирается федеральная комиссия помощи «Радиоприбору», но результата нет, время упущено. А помощь власти для нас может быть существенна, она нужна. Надо создавать постоянно действующий орган при губернаторе. Наши проблемы, которые мы обсуждаем — это уровень минимум первого вице-губернатора. Я предлагаю написать письмо Владимиру Владимировичу Миклушевскому и попросить, чтобы он поручил первому вице-губернатору создать постоянно действующий орган. Тогда наше взаимодействие будет более конструктивно.

Беда Приморского края всегда была одна и та же, все последние 65 лет — никогда у нас не было проектантов головных. Но это была большая политика большой страны».

ПАО «ДАЛЬПРИБОР»

Генеральный директор ПАО «Дальприбор» Роман Титков: «Была встреча с Трутневым и губернатором одновременно, речь шла о ДВФУ, и был мой доклад о том, как промышленности трудно. И я могу подтвердить те же слова, что мы им не нужны. Не в том плане, что нас не надо здесь видеть, а в том, что у них сейчас более глобальные задачи по развитию Дальнего Востока и Приморского края. То, что мы живы, уже хорошо, то, что работаем с федералами и имеем заказы, — тоже хорошо, ну, а всё остальное пока терпит, есть другие первоочередные задачи, которые власти решают.

В отчётах звучит, что отток населения уже снизился, значит, есть положительная тенденция, согласно которой народ из Приморья уже не уезжает, а может, даже и приедет.

И я абсолютно согласен, что власть нам не поможет в части увеличения заказов. А вот в социальной части — строительства жилья, обучения, решения вопросов повышения качества образования или подготовки инженеров — здесь должно быть продвижение. По строительству жилья мы уже выходили вместе с Евгением Николаевичем Леоновым (ПАО «Варяг»), чтобы нам дали землю, а мы сами построимся. Решений нет никаких, и движения нет никакого. И противодействия нет тоже — это уже половина вопроса. На самом деле вопрос один: почему закон не действует и когда он заработает?

275 Федеральный закон тоже нас поправил хорошо. Согласно этому закону нецелевое расходование средств предполагает уголовную ответственность. А любой из нас под нецелевое расходование может попасть легко. Мы перестали задавать власти вопросы об исправлении или корректировке этого закона, успокоились, что полгода назад внесли исправления, и всё. А те же нижегородцы, например, с которыми мы на связи и у которых много промышленных предприятий, не успокоились. И они со своей властью работают плотно… А где наши?

Я вхожу в Наблюдательный совет Свободного порта и закон знаю. Там ждут новые предприятия, и «входной билет» — 5 миллионов. Была даже мысль раздробиться, оставить вывеску «Дальприбор», а всё остальное сделать малым бизнесом, и нас тогда примут, но не позволяет пока некая патриотичность. Почему так? Потому что наверху боятся, что потеряет край в налогах, а поставленные президентом задачи и так решаются. И о нас пока не беспокоятся: у вас заказы есть, таких, как «Радиоприбор», пока нет, работайте!

Теперь о том, как нам жить дальше, исходя из того, что сегодня Александр Павлович Латкин нам сообщил, и из того, в каких ограничениях мы находимся, когда нас в ТОРах не ждут. Я абсолютно поддерживаю идею, что нам надо искать себя в отношениях между собой — в кооперации. Ведь у каждого из нас — и площади, и компетенции, и люди, и оборудование, и опыт, и имя. И между собой нам надо находить больше взаимодействия. Регулировать ценовую политику, чтобы было интересно общаться и, зная друг друга, зная, что мы не подведём, работать совместно. И таким же образом, сообща, выходить на Хабаровский край — у нас есть многое из того, чего там нет. Нам надо выходить на госкорпорации «Роснефть», «Газпром» и другие, и как раз роль СоюзМаш России, роль власти в этом вопросе — рекомендовать наши мощные предприятия в эти направления.

Да, мы не сделаем готовые телевизоры или холодильники на гражданский рынок, там уже нас не ждут, и там весь мир работает. А вот изделия друг для друга, услуги друг для друга, как в военной части, так и в околовоенной, мы вполне можем делать и заточены на это.

Нас и Дмитрий Рогозин на совещании прямо предупреждал, чтобы с 2020 года не ждали госпрограммы. И президент это потом говорил. Раз говорят, значит, будет. Может быть, не резкое падение, но снижение. И нас направляют — в медицину и в энергетику. Значит, надо идти туда и идти друг к другу. И, когда мы выходим за пределы края, здесь как раз власть и способна нас поддержать… А для неё результат от таких работ — это как минимум удержание предприятия с его численностью и развитием. Максимум — увеличение численности, соответственно, налоговой базы, соответственно, работ».

АО «ВОП «ГРАНИТ»

Генеральный директор АО «ВОП «Гранит» Александр Прокопченко: «Надо эту идею обязательно реализовать: кроме предприятий конечного цикла пусть будет какой-то минимальный, необходимый уровень госзаказа, ведь снижение уровня госзаказа ударит сильно. В рамках «Алмаз — Антей» мы тоже видим такую задачу и стали искать пути её решения. Необходимо провести анализ по региональному производству и по созданию каких-то заградительных мер, чтобы видно было: или оставаться, надеяться на госзаказ, или искать другие решения. Нам надо загружать своё производство, использовать существующую квалификацию высококлассных специалистов по противовоздушной обороне. Вот здесь надо поискать».

ПАО «АСКОЛЬД»

Исполнительный директор ПАО «Аскольд» Андрей Семёнов: «Я попробовал диверсификацию и теперь слежу за курсом доллара. Собственником вложено в организацию нового производства алюминиевых радиаторов отопления полного цикла — от алюминиевой чушки до покрашенного и упакованного радиатора. Потребитель всегда голосует рублём. Производство ещё работает, мало того, местный рынок практически не рассматривается. Собирался Общественный совет, привлекались все крупные застройшики Приморского края, потребители. Было сказано: нам всё равно, насколько хорошие эти батареи, будет хоть на 5 рублей дороже, купим китайские. Поэтому я очень надеюсь, что с курсом доллара будет так: как только он вырастает, у меня поток заявок. Будут продажи в Санкт-Петербург, продажи в Москву и на Камчатку, на Сахалин, во Владивосток. Попытки диверсификации мы все попробовали, мы знаем, что народ голосует рублём только тогда, когда ему это выгодно».

Из Послания Президента Федеральному Собранию

И снова — цитата из Послания Президента Федеральному Собранию: «В промышленности и в сельском хозяйстве, на транспорте и в жилищном строительстве сейчас реализуются или готовятся к запуску десятки крупных проектов. Они должны иметь положительный эффект не только для отдельных отраслей, но и давать стимул комплексному развитию целых территорий. Прежде всего это, конечно, частные проекты. Чтобы они быстрее и эффективнее осуществлялись, необходимо вносить точечные изменения в законодательство, снимать административные барьеры, оказывать помощь с развитием инфраструктуры, с продвижением на внешние рынки». Об инструменте, позволяющем решать такие задачи, до которых они уже явно дозрели, в первую очередь и шла речь на совещании руководителей предприятий ОПК. А инструментом таким мог бы стать Закон Приморского края от 2 февраля 2016 года № 761-КЗ «О промышленной политике в Приморском крае», принятый Законодательным собранием Приморского края почти год назад — 27 января 2016 года. Но, к сожалению, до сих пор не определён уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в сфере промышленной политики. А ведь именно уполномоченный орган должен разрабатывать и реализовывать, согласно 761-КЗ, региональные научно-технические и инновационные программы и проекты.

Отсутствие уполномоченного органа тормозит создание таких комплексных программ и проектов, в которых гармонично были бы задействованы все имеющиеся в крае промышленные силы и подключены серьёзные научные организации. Наверняка такие проекты (проектировщики), учитывающие все местные особенности и возможности, нашему краю нужны. По сути своей закон о промышленной политике и не может заработать, пока нет этого уполномоченного органа, в компетенциях которого также — разработка мер по стимулированию деятельности в нашем крае в области промышленности. И руководители предприятий в силу сложившихся причин недополучают важную для них финансовую и информационно-консультационную поддержку. Не прописано, как должна на деле осуществляться в Приморье поддержка научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности и субъектов этой деятельности в области развития кадрового потенциала. То есть те механизмы, ради которых принимался закон, не работают. Парадокс в том, что такой нужный закон — и до сих пор невостребованный.

Но общественные силы, стоящие на стороне руководства оборонной промышленности края, довольно солидные: это и представительство ГК «Ростех» в Приморском крае, и Приморская Торгово-промышленная палата, и «Конгресс промышленников и предпринимателей (работодателей) «Приморье», и Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России, и другие организации. А это означает одно — 761-КЗ «О промышленной политике в Приморском крае» обязательно заработает на благо всех приморцев и, конечно, на благо нашей страны.

Светлана Муравьёва

от admin