>Александр Вучич награждён орденом Александра Невского
Президент России Владимир Путин наградил главу Сербии Александра Вучича орденом Александра Невского за большой вклад в развитие многостороннего сотрудничества с Российской Федерацией.
В начале октября 2018 года Александр Вучич прибыл с неплановым визитом в Москву. Он был связан с обострением ситуации в Косово. Сербский президент заверил тогда Владимира Путина, что Сербия, несмотря на давление, не войдет в НАТО. Россия, в свою очередь, подтвердила готовность обеспечить защиту Балканскому союзнику.
Лидеры государств обсудили дальнейшее развитие отношений России и Сербии, а также ситуацию вокруг Косово. На встрече Путин предложил поговорить о ситуации в регионе. В ответ Александр Вучич поблагодарил российского президента за твердую позицию по защите интересов Сербии и пообещал, что Сербия будет сохранять военный нейтралитет. Также Вучич пригласил Путина в ближайшее время посетить сербскую столицу – город Белград, отметив, что очень доволен развитием отношений между Россией и Сербией.
— Как вы уже знаете, ситуация на Западных Балканах очень сложная, и Сербия как государство ежедневно сталкивается с многочисленными провокациями. И независимо от наших стремлений достичь компромиссов и поддерживать в мире стабильность, мы далеки от решения вопроса Косова и Метохии. Хотел бы подчеркнуть, что Сербия как независимое и свободное государство будет сохранять военный нейтралитет. Я думаю, Сербия является единственной страной на Западных Балканах с таким определением, – заявил Александр Вучич.
В январе 2019 года Президент РФ Владимир Путин посетил с официальным визитом Сербию. Встречать его вышли 120 тысяч человек – для семимиллионной страны цифра огромная. Российский борт № 1 от самой границы до аэропорта Николы Теслы сопровождали «МиГи» эскадрильи сербских ВВС. Такое здесь впервые – проявление исключительного почета на межгосударственном уровне.
В сербской столице десятки тысяч человек вышли на улицы встречать высокого гостя с лозунгами и плакатами. Газетные прилавки пестрили русскими буквами. Конечно, с узнаваемым фото на первых полосах.
«Такого сердечного приема, с выражением огромной любви, раньше не было. Даже в Сербии, подчеркиваю», – отмечает Елена Гуськова, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.
С трапа самолета российского главу сербский коллега встречает лично. Рукопожатие, как старому другу, длится в разы дольше протокольных трех секунд вежливости. Это все местные СМИ сразу отмечают.
Со взлетной полосы – к монументу советских и сербских освободителей Белграда в 1944-м. В годы войны в оккупированной фашистами Югославии погибло больше миллиона граждан. Половина – сербы. Партизанское движение на этой территории было активным, но освобождение произошло благодаря Красной Армии. В боях за Югославию, по официальным данным, СССР потерял восемь тысяч солдат и офицеров.
Залпы тяжелых орудий. Российский гимн. И в это же время во всех православных храмах Сербии – колокольный перезвон. Такая вот особенная «симфония» начала визита.
Но главное для политиков, – конечно, переговоры. Два десятка соглашений на 200 миллионов евро. «Очень нужно было показать Западу, Европе прежде всего, что Россия стоит за Сербию. Во-вторых, расположение народа в отношении НАТО, албанцев в Косово, внешней политики, России. И самое главное – поговорить серьезно и основательно с президентом нашей страны по поводу решения вопроса Косова», – считает Елена Гуськова.
Вооруженный конфликт, развязанный в феврале 1998-го косовскими албанцами против Союзной республики Югославии, к весне следующего года привел к военному вмешательству НАТО в судьбу целого государства.
Единственной, кто тогда вступился за братьев-славян, была Россия. Но Совбез ООН ее голос не услышал. Североатлантический альянс под руководством США начал боевые действия.
Российский премьер Примаков узнает о бомбежках в ночь с 23 на 24 марта, буквально за пару часов до начала. В это время он летит в США на переговоры. Прямо над Атлантикой он разворачивает самолет и возвращается в Москву.
А потом был июнь 1999-го. И уже военный ответ России – знаменитый марш-бросок на Приштину, столицу Косова. К этому времени на Сербию уже сбросили 20 тысяч бомб и ракет. А в Косове албанские радикалы ждут прихода военных альянса. Но сводный батальон ВДВ путает все карты. Российские десантники успевают раньше натовцев захватить аэропорт Косова и взять территорию под контроль. Начать военные действия еще и против России Запад тогда не решился. Командовал бойцами бывший майор, а ныне генерал-майор и Герой России, глава Ингушетии Юнусбек Евкуров. Золотую Звезду Героя он получил именно за приштинскую спецоперацию.
Вскоре русские десантники были вынуждены уйти. Это позволило выторговать особые условия проживания сербов в Косове. О своей независимости, правда, в одностороннем порядке, Косово заявит лишь в 2008-м. И эту независимость признает лишь треть стран-членов ООН. В числе противников сепаратизма – Сербия и Россия.
«Что касается Косово, позиция России хорошо известна. Мы выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного и взаимоприемлемого решения по косовскому урегулированию на основе резолюции 1244 Совета безопасности ООН. К сожалению, за последнее время косовские власти предприняли серию провокационных шагов, что серьезно обострило обстановку. Прежде всего, я имею в виду решение Косово от 14 декабря об образовании так называемой армии Косова», – заявил Путин.
В свою очередь, Сербия – одна из немногих стран, кто по-прежнему отказывается поддержать санкции Запада против России.
В гости к сербскому коллеге Владимир Путин прилетел не с пустыми руками. Александра Вучича он наградил орденом Александра Невского за вклад в развитие отношений Белграда и Москвы.
Президент Вучич в ответ просит дать возможность говорить по-русски.
«Владимир Владимирович – лидер важнейшего значения для России, он возвысил Россию, он защитил ее достоинство, но также он защитил жизненно важные интересы сербского народа», – сказал он.
Все это время, пока шли переговоры, Путина в соседнем зале терпеливо ждал ответный подарок от Вучича. Живой и лохматый.
Паша – щенок редкой местной породы, шарпланинской овчарки. Родословная у него аж до седьмого колена. В России таких, говорят, ни у кого нет. Собака боевая, много веков назад выведена для охраны скота от медведей и волков. Путин общий язык с питомцем нашел быстро и без проблем. Наверное, потому, что это уже пятый щенок в подарок. В прошлом году президент Туркменистана вручил ему алабая. В 2012 получил от японцев охотничью собаку. Двумя годами ранее премьер-министр Болгарии подарил Путину тоже редкую – каракачанскую – овчарку. Ну, а открыл список четвероногих презентов Сергей Шойгу, первая любимица Путина лабрадор Кони – это его дар.
Ближе к вечеру тот чрезвычайно плотный и насыщенный день из экономически-политической переходит в культурно-духовную плоскость. И пока журналисты гадали, как за однодневный визит можно столько успеть, российский Президент успевает встретиться со старым другом, Эмиром Кустурицей. Режиссер – босниец по рождению, мусульманин по первой вере, перешедший в христианство. С возрастом все больше интересуется политикой. Воспользовался случаем и предложил Путину свое видение свободной и независимой Сербии.
А по улицам Белграда продолжалось шествие. В толпе – флаги двух стран. Сразу и не разберешь, где сербский, где российский, они чем-то похожи.
И лозунги, и плакаты – все о том же, о главном: «Русские и сербы – православные. Братья навсегда». Лозунг, кстати, любим спортивными фанатами обеих стран. Уж они-то толк в дружбе знают. Вот и совместный баннер московского «Спартака» и белградской «Црвены звезды» (в переводе «Красная звезда») с 1990-х годов в ходу. И цвета общие, и ценности.
А вот еще знаменитая кричалка, из недавнего. На одном из матчей в Белграде сербские болельщики вешают огромную растяжку. Полностью это по-сербски звучит в рифму: «Нас и руса три стотине миллиона, нас без руса пола камиона». В переводе «Нас с русскими 300 миллионов. Нас без русских полгрузовика». Российские фанаты от такого, конечно, в восторге.
А праздник в Белграде переместился к стенам храма святого Саввы. Здесь – завершающая часть пребывания Владимира Путина в Сербии. На площади ждут 120 тысяч человек. Для некоторых слов перевод не нужен.
Этот храм – один из самых крупных в Европе. А в последние годы – и один из самых посещаемых на Балканах. В Косово, где огромное количество православных святынь, сербам путь заказан.
Однодневный визит завершен. И если сербский президент начинал по-русски, то Путин по-сербски заканчивает: «Хвала! Спасибо за дружбу!» И звучали аплодисменты, которые длились 15 минут.