>Великий трудовой подвиг

В каждом городе или поселке нашей большой страны жили и живут участники Великой Отечественной войны, труженики тыла – живые свидетели военного лихолетья. К сожалению, их осталось очень мало. Но сколько бы ни прошло времени, их ратный и трудовой подвиг никогда не померкнет в сердцах родных и близких людей и всего народа нашей страны.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала общей биографией целого поколения детей военного детства. Их всех объединяли преданность Родине, готовность совершить подвиг, твердая уверенность в победе над фашизмом. Это помогало им выжить. Сегодня мы расскажем о тех, кто отстаивал победу на трудовом фронте и кто в мирное время продолжал добросовестно трудиться на предприятиях, ныне входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Евдокия Васильевна

Семья Федченко приехала с Украины и обосновалась в далеком Приморье в селе Покровке Яковлевского района. Детей было восемь. Отец работал кузнецом в колхозе, мама – звеньевой. Евдокия родилась в 1926 году. Как и многие сельские дети, ходила в Яковлевскую школу пешком, а это семь километров. Училась девочка недолго, окончила всего четыре класса, и пришлось бросить учебу. Надо было помогать родителям. В одиннадцать лет она уже трудилась на колхозных полях. Когда началась война, пятнадцатилетнего подростка отправили учиться на тракториста. А через три месяца Дуся уже самостоятельно работала в поле. Дети быстро взрослели в те тяжелые военные годы.

Они не играли в войну. Они жили по ее суровым законам, и многие из них с ранних лет познали непосильный и тяжелый труд.

Всю войну Евдокия проработала на тракторе. Пахала, боронила не только в колхозе, но и помогала сельчанам с огородами. Вставала чуть забрезжит рассвет, а возвращалась за полночь. Надо было в обязательном порядке выполнить норму. Техника была старой и часто ломалась, приходилось подростку ее ремонтировать. Питание было скудным. Давали 800 граммов хлеба. Младшие братья носили Евдокии еду в поле. Она обедает, а они голодными глазенками смотрят на неё. Сама недоедала, но хлеб отдала им. Молодежь иногда ходила на танцы, а она так уставала, что не было никаких сил куда-то идти. Самым ярким воспоминанием у Евдокии было известие о победе. В тот счастливый день собрали всех у сельсовета и объявили о капитуляции немцев.

После войны Евдокия продолжала работать трактористом. В 1946 году вышла замуж за фронтовика. Вскоре супруг устроился десятником в Сысоевский леспромхоз, и она поехала за мужем. Жили в тайге. Пережили холод и голод. Когда семья перебралась в село Варфоломеевку, Евдокия устроилась заправщиком лесовозов. Одно омрачало жизнь семейной пары: у них не было детей. Сказалась тяжелая работа в молодости. После смерти мужа Евдокия Васильевна переехала в город Арсеньев.

Вся жизнь этой замечательной женщины – беззаветное служение Отчизне во имя мира и достойной жизни на земле.

Каждому из тружеников тыла вой­на отмерила много испытаний на мужество, стойкость, терпение и оставила в сердцах боль потерь близких, друзей и радость побед.

Анна Демьяновна

Не зря о войне говорят: проклятая. Въелась в душу, сердце и память. Она всегда много вмещает, наша человеческая память.

Семья Крючковых жила в селе Русский Шелдаис Пензенской области. Шелдаис – это название реки. Родители трудились в колхозе. Как-то летом, работая на току, мама Ани сильно простудилась, потом долго болела и умерла. Совсем молодая женщина, всего-то тридцать пять лет было. Аннушке в ту пору исполнилось одиннадцать, и она – самая старшая из детей. Одному брату было семь лет, другому – три годика. Вскоре отец привел женщину и сказал, что теперь она будет жить с ними. У нее был свой сын. Отец сразу попросил детей называть ее мамой. Аня так и сделала, и мачеха относилась к ней с любовью. А вот два младших брата так и не приняли ее.

Жила семья дружно, имели свое хозяйство, огород. Мачеха родила двух девочек. Анне приходилось и с детьми нянчиться, и на огороде работать, и по хозяйству управляться. Школу, конечно, пришлось бросить.

Ане исполнилось пятнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Ее жизнь, как и жизнь всех советских людей, была поставлена на военные рельсы. В стране была объявлена всеобщая военная и трудовая мобилизация. Отца забрали на фронт в 1941-м. Похоронка на него пришла в 1944-м.

Если бы можно было измерить человеческое страдание, которое пришлось пережить подросткам и детям! Даже к ним война предъявила особые требования. По деревням ходили военные и забирали трудоспособное население, в том числе и подростков, на военные заводы.

В 1942 году пришли за Анной. Отправили в Москву на завод по изготовлению боеприпасов для фронта. Она была небольшого роста, за станком совсем не видно, поэтому ей поручили убирать стружку около станков. Работа была не из легких. Трудилась по двенадцать часов в сутки. Холод и голод – два спутника тех военных лет. Хлеб выдавали по карточкам – 650 граммов. На базаре булка хлеба стоила в то время 130 рублей. Правда, заработную плату всегда выдавали вовремя. Причем если рабочие выполняли производственный план в срок, то деньги получали два раза в месяц. А если нет, то один раз.

Поселили Аню в общежитии, в комнате – тринадцать человек. Хотя и жила в столице, но никуда не ходила: сильно уставала и все время хотелось спать. Да и одеться было не во что. На заводе выдали спец­одежду: фуфайку, брезентовые рубашку, брюки и ботинки на деревянной подошве, которая быстро раскалывалась пополам. Но, несмотря на все невзгоды, преодолевая огромные трудности и лишения военного времени, Аннушка, как и тысячи других рабочих-подростков, своим героическим трудом приближала долгожданную победу над фашизмом.

Закончилась война, но девушка осталась работать на заводе. Прошло два года. А потом потянуло домой. Соскучилась по родным. Приехала в деревню, а там – страшный голод. Сельчане ходили по домам и просили милостыню. А тут как раз вербовщики приехали, и завербовалась Аннушка в Приморье – в Сандагоу Чугуевского района. Мачеха Мария Алексеевна не хотела отпускать свою незаменимую и отличную помощницу.

Работала Анна Демьяновна в лес­промхозе. Зимой в тайге обрубала сучья с поваленных деревьев. Носила в Чугуевку сводки о проделанной работе. А это пешком 20 километров. Кругом лес, снег по пояс, а она одна, хрупкая и маленькая, пробиралась по тайге. Летом трудилась на кирпичном заводе.

Потом знакомые уговорили ее переехать в поселок Семёновка. В 1949 году она перебралась в город Арсеньев. Как устроилась на завод № 515 (ныне «Аскольд»), так и проработала на предприятии до самой пенсии.

Ольга Алексеевна

В годы Второй мировой войны Приморье, как и весь Дальний Восток, были глубоким тылом, но именно здесь ковалось орудие для разгрома фашистов.

Июнь 1941 года. Ольге Лашиной исполнилось всего семнадцать. Разве можно в эти годы думать о чем-то ужасном и плохом? Молодость, мечты и впереди – целая счастливая жизнь…

В их семье было пятеро детей, Ольга – старшая. Отец Алексей Лашин – красноармеец-пулеметчик, участник Октябрьской революции. В 1937 году перебрались в Приморье из Курской области. Уехали от голода, который в то время свирепствовал там. Ольга хорошо помнит, как холодно и жутко было ехать в «телячьих» вагонах, но мечта вдоволь поесть хлеба не останавливала семью перед трудностями. Добирались в далекий Приморский край больше месяца.

Прибыли в Семёновку 3 мая 1937 года. Вокруг – таежная глухомань, непролазные болота и несколько домиков. Поселились сначала в сарае у корейца.

Весной же 37-го в поселке развернулось строительство палаточных городков. Палатки ставили рядами и нумеровали. Лашины разместились в № 97. Тесно, сыро, холодно. Часто шли дожди. Летом еще было сносно жить, а зимой проблем хватало.

В то время быстрыми темпами строился завод № 116 (ныне – авиа­компания «Прогресс»). Уже в апреле 1941 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь предприятия. Ольга устроилась на завод обойщицей самолетов. Обтягивала самолеты специальным авиационным полотном. В конце мая учебно-тренировочный самолет УТ‑2 успешно прошел испытания.

А потом война… Всех собрали на проходной и объявили о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Завод перешел на военный режим работы, который требовал больших моральных и физических сил. В 1942 году Ольге доверили должность диспетчера, в 43-м назначили бригадиром. Трудно было. Давали в день по 800 граммов хлеба. С предприятия вообще не выходили. Отработав смену, спали здесь же, в цехе, на соломе. Сутками не покидали завод руководители производств, начальники цехов и служб. Все жили одной целью – неукоснительное выполнение задания. Был какой-то общий боевой настрой, уверенность в победе и душевный подъем. Дети и молодежь давали взрослые нормы. С них и спрашивали, как с больших, хотя некоторых даже не было видно из-за металлорежущих станков. Младший брат Ольги Михаил тоже в годы войны трудился на заводе токарем. В общей сложности 52 года отстоял за станком.

В цехах было холодно, одежонка плохая. У Ольги на ногах – дерматиновые тапочки. Как-то зимой решила сбегать домой, так чуть не замерзла.

С тревогой все слушали сводки о продолжительных боях с немцами. И болело сердце за тех, кто остался в Курской области. Хотя на трудовом фронте в Приморье тоже было нелегко и голодно, но зато над головой не разрывались снаряды. А их родимая сторонка захлебывалась в огне, крови и стоне под фашистскими сапогами.

Закончилась война, завод перешел на мирные рельсы. В 1946 году Ольгу, как и всех тружеников тыла, наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1948 году она вышла замуж за участника Великой Отечественной войны Трофима Самсоновича Некрасова, который тоже долгое время трудился на заводе «Прогресс». Инвалид войны. Его не стало в 1986 году. Город Арсеньев хорошо знал его как садовода-любителя. Ольга Алексеевна трудилась старшим техником-диспетчером в авиакомпании «Прогресс» до самой пенсии. Ушла на заслуженный отдых в 1975 году. Потом, правда, всё равно работала.

Супруги Некрасовы воспитали пятерых детей. Ольга Алексеевна вспоминала, что после войны тоже приходилось несладко. В 1950 году случилось ужасное наводнение. Пока она была на работе в ночную смену, вода смыла дом, и вещи все уплыли. К счастью, свекровь, которой тогда было 75 лет, и дети успели спастись. Пришлось брать ссуду и строить новый дом. Когда молодой город стал интенсивно застраиваться, их дом попал под снос. Супругам дали отдельную квартиру, и так получилось, что их пятиэтажка стоит на том самом месте, где был их дом.

Прожитые нелегкие военные годы труженицы тыла Ольги Алексеевны всегда будут хранить в памяти ее дети, внуки, правнуки.

Ведь память о Великой Отечественной войне – это мост между вой­ной и миром. Молодое поколение просто обязано помнить о том, какой ценой была завоёвана наша победа, должно хранить эту память, перенимать ответственность, энтузиазм, мужество и силу воли того поколения.

от admin