>Воевал с первого дня Великой Отечественной войны

Григорий Дмитриевич Вечерский воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны и до самой долгожданной победы, которую встретил в Германии. Начинал на Юго-Западном фронте, затем на 3-м Украинском, 1-м Белорусском.

За все годы войны Григорий Дмитриевич прошагал в пехоте где-то километров шестьсот. Потом потребовались водители, и он попал в аэродромную часть. Возил боеприпасы, бензин, лётный состав, разные грузы при перебазировке аэродромов.

Однажды на своем «Фиате» он мчался по давно освоенной им дороге и наскочил на мину. В результате взрыва отлетело полкапота с колесом, и, хотя весь удар пришёлся на двигатель, очнулся Григорий только в госпитале.

Куда только ни вели его дороги войны, и было их немало – от Сталинграда до Берлина.

– Бывало, как налетят «мессеры», – вспоминал Григорий Дмитриевич, – выскакиваешь из кабины пулей. Прижимаешься к земле, с тревогой поглядывая то на воющие вражеские самолёты, то на свою одинокую и беззащитную машину, и ничто не может оторвать тебя, кажется, от земли.

Бомбёжки – это были те самые тяжёлые случаи, когда шофёр бежал прочь от дороги, от машины, которые угрожали его жизни, но при других обстоятельствах давали ему работу, хлеб и возможность быть полезным фронту и товарищам.

Подвела его однажды дороженька-дорога, но только не своя – немецкая, идущая от города Опель. Машину вёл друг. Григорий Дмитриевич дремал в кузове. Очнулся он от толчка, открыл глаза и увидел прямо перед своим лицом чёрный глазок фашистского пистолета. Через минуту, не успев даже сообразить со сна что к чему, он уже шагал к линии фронта в немецкой колонне вместе с пленными советскими солдатами, с фашистами в маскировочных халатах.

Пройдя с километр, Григорий наконец-то понял, почему фашисты шли тихо, не привлекая внимания, и не расстреляли наших солдат. Им нужен был щит из наших, чтобы скрытно, под видом советских солдат, пройти к линии фронта к своим. Получалось, что наши бойцы хорошо маскировали немецкую колонну.

Зашли в город. Пусто, одни наши часовые на перекрёстках. У Григория никак не укладывалось в голове, что он находится в плену на освобождённой нашими бойцами территории. Идёт среди своих, среди врагов… не то освободитель, не то пленный…

Видимо, судьба надёжно оберегала его. Когда по условному сигналу он и другие солдаты бросились по сторонам, выстрелов не последовало. Немцы не могли себя выдать и поднять огонь. Так Григорий чудом остался жив.

За городом завязался бой. Там погибли те, кто не решился сделать шаг в сторону, кто побоялся получить пулю в спину безоружного беглеца.

И ещё вспоминал он один случай. В один из германских городков пришла наша группа аэродромных машин за запчастями. Где-то совсем рядом шёл ожесточённый уличный бой. Командованием был дан приказ спасти машины. Быстро завели их и собирались отъехать на несколько кварталов от места боя. Когда во дворе осталось несколько автомобилей, один из шофёров угодил в кювет. Бросились к нему на помощь, чтобы вытащить и отбуксировать его машину. Тут послышались автоматные очереди. Этот шофёр и ещё один парень угодили под пули.

Военные дороги учили многому, особенно умению выжить любой ценой и доставить груз своим, сделать максимум для фронта, для победы. Как считал Григорий Дмитриевич, кто выжил в этой войне, тот с особым вниманием относился к судьбам других людей и научился любить и ценить жизнь.

Григорий Дмитриевич был награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

С 1948 года он трудился на машиностроительном заводе «Аскольд» (входит в состав Союза машиностроителей России) водителем в транспортном цехе. Почти сорок лет Григорий Дмитриевич Вечерский водил машину. Дорога – это была вся его жизнь, дорога, идущая к горизонту.

от admin