>Восстановлен третий в России вертолёт Ка-15

Произошло интересное событие в мире реставрации авиационных машин: в Арсеньеве авиационно-реставрационной группой ООО «АРГ» (руководитель В. В. Акимчук) восстановлен уникальный вертолёт Ка‑15 – прародитель противолодочных «камовских» вертолётов. Он останется на приморской земле и будет выставлен в авиационном музее фирмы «Авиалифт Владивосток».

И как бы обидно его ни называли металлической «Курицей» («Курица-несушка» по классификации НАТО), всё же Ка‑15 – это первый по-настоящему работоспособный соосный вертолёт и первый серийно выпускаемый соосный вертолёт в достаточно распространенном классе летательных аппаратов.

Воздушная малютка вертолёт Ка‑8 «Иркутянин» (с 1948 года) послужил базовым вертолётом для разработки в ОКБ Н. И. Камова вертолёта Ка‑15. И если первые винтокрылые аппараты Н. И. Камова были больше похожи на летающие мотоциклы, то Ка‑15 уже напоминал современный вертолёт: он был и с закрытой двухместной кабиной, и с колесным шасси вместо поплавков, которые были у предыдущих моделей. В этом вертолёте в принципиальных моментах соосная схема была доведена до ума.

Вертолёт с самого начала разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. Первый полёт серийного образца Ка‑15 был выполнен 14 апреля 1953 года. 68 лет назад! Вертолёт управлялся одним пилотом и мог взять на борт еще одного человека. Серийное производство этих машин в 1956 году начали на авиационном заводе в Улан-Удэ. Начиная с 1957 года Ка‑15 начали поступать в строевые соединения Военно-морского флота СССР, в том числе и Дальнего Востока.

Но его размеров и возможностей оказалось мало для военных нужд: в противолодочных операциях приходилось задействовать по несколько машин одновременно. Тем не менее в Аэрофлоте и ДОСААФ до начала 1970-х годов Ка‑15 применялись для подготовки курсантов наряду с Ми‑1, для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в регионах СССР с тёплым климатом – в Молдавии и Казахстане. Некоторое количество Ка‑15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов.

Работа Н. И. Камова над семейством вертолётов Ка‑15 и Ка‑18 стала решающим этапом в становлении соосных машин. Ка‑15 послужил основой для дальнейшей эволюции противолодочных вертолётов. Развивая тему Ка‑15 как противолодочного вертолёта, ОКБ Н. И. Камова выпустило более мощный Ка‑25, который был способен выполнять более сложные задачи, с новым комплексом специального радиолокационного оборудования для поиска подводных лодок.

Заказчиком восстановления вертолёта Ка‑15 стала авиакомпания «Авиалифт Владивосток» С. Н. Гуцалюка и А. И. Гурко. Несколько лет назад А. И. Гурко высказался о создании авиационного музея. Причем его мечтой было собрать коллекцию камовских вертолётов, которые, кстати, были хорошо известны на Дальнем Востоке: Ка‑15 служили в военно-воздушных силах Тихоокеанского флота с 1957 по 1967 гг.

Рядом с международным аэропортом «Владивосток» на базе авиакомпании «Авиалифт Владивосток» находится по-своему уникальный, созданный руками руководителей авиакомпании музей авиационной техники. Музей регулярно пополняется, в том числе машинами, восстановленными руками реставраторов из ООО «АРГ» (г. Арсеньев). И вот новое приобретение музея – уникальный экспонат вертолёт Ка‑15, заводской номер 03-03. Известно, что данная машина эксплуатировалась в составе ВВС ТОФ, базируясь на аэродроме Новонежино. После списания вместе с новыми хозяевами она много «путешествовала» – сначала по Приморью, потом отправилась на Камчатку, где ее обменяли на самолет. В конце концов руководству АО «Авиалифт Владивосток» удалось у авиалюбителя выкупить остатки машины, и у нее появился шанс стать на сегодняшний день третьим подлинным восстановленным вертолётом Ка‑15 в России, если считать, что первый имеется в «Центральном музее Военно-воздушных сил» в Монино, и, как признался В. В. Акимчук, он весь его изучил для целей будущей реставрации. А второй стоит в ангаре летно-испытательного центра Национального центра вертолётостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова, сохраненный в хорошем состоянии благодаря самому С. В. Михееву, на тот момент генеральному конструктору АО «Камов». Как рассказал В. В. Акимчук, в рамках подготовки к восстановлению вертолёта Ка‑15 он неоднократно встречался с С. В. Михеевым и в Арсеньеве, когда Сергей Викторович приезжал в ААК «Прогресс» (входит в состав Союза машиностроителей России), и в АО «Камов», куда Сергей Викторович пригласил и впоследствии очень тепло встретил авиареставратора из Арсеньева, оказав ему всевозможную помощь.

«Десять лет мы подходили к этому дню, – рассказал В. В. Акимчук. – За это время смогли восстановить не одну историческую машину, а вот к воплощению этой идеи шли долго, потому что продолжительное время не могли найти некоторые оригинальные части вертолёта: агрегаты несущей системы, главный редуктор и кое-что другое. Но в процессе восстановления в поисках деталей нам оказали большую помощь С. В. Михеев и, конечно же, руководство авиакомпании «Прогресс». А также реставраторы из городов Брянска и Феодосии. Спасибо им всем за это. Теперь жители Приморского края в авиационном музее компании «Авиалифт Владивосток» могут увидеть то большое разнообразие самолетов и вертолётов, которые служили на Дальнем Востоке и стояли на страже его границ».

17 апреля 2021 года православный священник освятил вертолёт Ка‑15 и всех собравшихся на это мероприятие – реставраторов, членов их семей и гостей. Обряд прошел накануне передачи восстановленного вертолёта заказчику.

Кстати, в одну из встреч в Люберцах С. В. Михеев показал В. В. Акимчуку и другой раритет – фюзеляж вертолёта Ка‑18. И что же дальше в планах арсеньевских реставраторов? В. В. Акимчук рассказал, что они уже приступили к восстановлению упомянутого выше камовского вертолёта Ка‑18.

от admin