>Выступление Первого заместителя председателя Приморского РО СоюзМаш России М.В. Колтовича на Законодательном Собрании Приморского края
Уважаемые коллеги!
Из Устава — Задачами Организации являются:
2.2.3. содействие совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей гармоничное развитие отраслей машиностроительного комплекса и отечественного машиностроения в целом;
2.2.6. содействие заинтересованным государственным органам и организациям, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий, направленных на развитие машиностроительного комплекса России;
Успешность нового формата развития «Профессионалитет» во многом зависит от понимания и заинтересованности как со стороны работодателя, так и учебного заведения. Такое взаимодействие мы бы хотели показать на примере АО ААК «Прогресс», лидера Приморского РО СоюзМаш России и ПИК «Приморского индустриального колледжа» в г. Арсеньеве.
Завод и колледж провели переговоры и договорились, что мы будем пересматривать программы обучения и программы проведения практики. Учебный центр ААК Прогресс готов принять студентов колледжа на обучение, при этом увеличить время на проведение практики. Для этого есть лицензия, современное оборудование и высокопрофессиональные специалисты и преподаватели.
Все что говорилось ранее по профориентационной работе, то пример Прогресса наиболее показателен:
— у нас создан и работает инженерный класс от СОШ №1, где по усиленной программе и в школе и в учебном центре ребята готовятся с 8 по 11 класс
— есть договоренность с Политехническим институтов ДВФУ о увеличении инженерных классов в школах
— в УЦ мы даем ребятам такие дисциплины, как моделирование, программирование, элементы написания программ по инженерной графике
— занимается проектным обучением
— Прогресс содержит и обучает технический класс с 9 по 11 класс, где мы работаем с ребятами и готовим их к рабочей профессии, которая нужна заводу.
По качеству подготовки студентов СПО можно отметить две основные проблемы:
1. Наблюдается низкий уровень подготовки специалистов широкого профиля, в первую очередь в вопросах практической подготовки, зачастую приходится переадаптировать, переучивать молодых специалистов, а иногда заново брать их учениками и заново осваивать профессию (спецы по станкам с ЧПУ).
Наличие УЦ, материальной базы и готовых специалистов позволяет нам это делать очень оперативно под реализацию реального сектора производства.
2. Вторая проблема – чем лучше в заведениях СПО готовят специалистов, тем охотнее ВС РФ забирают их на службу по контракту. Уровень зарплаты одних и вторых не совместим. Хорошо это или плохо тяжело сказать. Вопрос подготовки защитника Родины все же наверное важнее, но лучшие уходят.
Реальному сектору экономики, в первую очередь промышленности и производству, нужна система, которая позволит оперативно и качество готовить специалистов, специалистов под конкретные и реальные задачи. Студент СПО учится 3 года, а специалисты нужны сейчас и вчера. УЦ ААК Прогресс позволяет нам решать эти проблемы, но в интересах одного завода.
И это наталкивает нас на идею о создание в Приморском крае, как мы предлагали ранее — Дальневосточного межотраслевого ресурсного центра компетенций (далее – ДМРЦК). Центра, который должен работать в интересах учебных заведений ВПО, СПО, школ и работодателей
Предлагается создать обучающую, научно-производственную площадку в Приморском крае, например в г. Владивостоке (1/3 жителей Приморского края) и в г. Арсеньеве (центральная часть Приморского края), которая позволила не только обучать и переобучать специалистов для промышленности и производств, но и:
— создать условия дополнительного самостоятельного заработка для школьников старших классов, студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования
— решения вопросов занятости детей старших классов и учащейся молодёжи во внеурочное время.
Что для этого надо:
1. От имени руководства АО ААК Прогресс и Приморского РО СоюзМаш России мы приглашаем депутатов Законодательного собрания, руководителей профильных министерств и ведомств, руководителей учебных заведений СПО спланировать и провести выездное заседание в г. Арсеньеве, ознакомится с производством, изучить опыт работы УЦ. Поверьте, там есть что посмотреть и чем поделиться.
2. Министерству занятости населения и профессионального образования ускорить процесс передачи ПИК, а мы его по прежнему называем «Арсеньевский авиационный техникум», от ДВФУ – родному Приморскому краю. И при этом выполнить задачу сохранения преподавательского состава, в которого вложены не только деньги, по и дух и традиции завода.
3. В случае заинтересованности — на этом выездном заседании рассмотреть вопрос целесообразности создания ресурсного центра. Как, для чего, какими заинтересованными сторонами и т.д.
И в завершении своего выступления обязан остановится еще на одном важнейшем вопросе.
Общественный совет Думы г. Владивостока, под председательством и при помощи председателя Думы, проводил Гражданский форум «Спорт – норма жизни». И на одном из круглых столов, которым я, как председатель Совета, рассматривался вопрос «Доступная спортивная среда для молодежи с ограниченными возможностями». И молодые люди, представители общественности говорили не только о проблемах адаптации спортивных сооружений для инвалидов, но и проблемы по профессиональной подготовке для людей с ограниченными возможностями. И прозвучало идея о создании Дома Инвалидов, который мог бы стать центром здоровья, реабилитации, спорта и профессиональной подготовки этой категории наших граждан. Я понимаю, что это отдельная тема и требует отдельного рассмотрения. И радует, что организаторы этого собрания не забыли о этой проблеме, и в решении эта прописана. Но! Предлагаемый ресурсный центр смог бы взять на себя решение проблемы профориентации и профподготовки для молодых людей с ограниченными возможностями.
И крайнее, предлагаю вопросов не задавать, а принять приглашение посетить наш завод и г. Арсеньев и там задать все вопросы.