>В Арсеньеве установлены первые экспонаты Дальневосточного музея авиации
В Арсеньеве завершено перемещение и установка первых экспонатов будущего Дальневосточного музея авиации: самолётов Як‑40, Ту‑134, Ил‑14 и Ан‑8 – с территории Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им Н. И. Сазыкина.
Ранее учредителями музея был приобретен участок земли 1,8 га, расположенный в районе улицы Новикова возле медико-санитарной части завода, куда и были установлены на днях экспонаты будущего музея. Стоит отметить, что к охране данных исторических ценностей была подключена полиция города Арсеньева.
Самолёт Ан‑8 и самолёт Ил‑14, который перегнали из поселка Черского (Якутия) специально для создания музея авиации в городе Арсеньеве, находились на территории предприятия с момента ликвидации летно-транспортного отряда. Уже тогда, во второй половине 90-х годов, возникла идея увековечить авиационную технику, которая была снята с производства, но в то время данный проект развития не получил.
В 2004 году, когда ААК «Прогресс» возглавил Юрий Денисенко, который всецело поддержал идею создания музея, энтузиасты получили реальную поддержку. В 2006 году было зарегистрировано некоммерческое партнёрство «Дальневосточный музей авиации», его учредителями стали ААК «Прогресс» в лице управляющего директора и Анатолий Бортник как физическое лицо. Далее, благодаря совместным усилиям, авиакомпания «Владавиа» безвозмездно передала в качестве экспоната для музея авиации ещё один самолет – Як‑40.
С приходом нового губернатора Приморского края Олега Кожемяко проект получил с его стороны мощную поддержку: была выделена субсидия на реализацию деятельности организации на общую сумму более 36 млн рублей – около 20 млн в 2019 году и более 16 млн в 2020 году. Начиная с момента поступления первого транша краевой субсидии в мае прошлого года, были выполнены комплексные работы по планировке и благоустройству выставочной площадки и созданию необходимой инфраструктуры центра: обустроены места стоянок экспонатов, выполнено асфальтирование пешеходных дорожек и автопарковки, ограждение площадки и устройство водоотводных сооружений.
Параллельно по распоряжению управляющего директора ААК «Прогресс», председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрия Денисенко на предприятии была создана ремонтная группа энтузиастов, в которую вошли Андрей Лосев, Сергей Цымбал, Олег Олесик, Николай Ханбеков и другие работники, занявшиеся реставрацией и косметическим ремонтом будущих экспонатов. Возглавил работы по реконструкции техники ветеран авиакомпании, Заслуженный машиностроитель РФ, почётный гражданин города Арсеньева Александр Захарьящев, а общую координацию по созданию музейно-выставочного центра осуществляет заместитель управляющего директора ААК «Прогресс» Сергей Лёгкий.
Во главе с главным контролером Татьяной Герман и специалистами отдела технического контроля был произведен осмотр всех самолетов, все замечания занесены в ведомости дефектов, вышло почти около трехсот пунктов. Главный конструктор Виктор Бойчук дал заключение по порядку восстановления самолетов, и после этого начались ремонтные работы.
Самолет Як‑40 был отреставрирован полностью, включая кабину пилотов, грузовой салон и внешнюю часть планера, а также приборное оборудование, местами была замена внутренняя обшивка. Самую большую проблему составляло шасси, которое было просажено и спущено. На самолёте Ил‑14, который был выпущен в 1957 году и работал в ледовой разведке в районе Крайнего Севера, был демонтирован дополнительный топливный бак на 800 литров горючего, который был необходим для проведения работ без дозаправки в Северном Ледовитом океане. Работ на этой машине предстоит выполнить еще немало. Этот самолёт для истории авиации – очень редкий и дорогой экземпляр, который сохранился в приемлемом состоянии. Эту и другую интересную информацию сотрудники музея будут рассказывать посетителям. Также будут подготовлены наглядные пособия, рассказывающие о работе этого самолета и полярной авиации в целом.
Вскоре все экспонаты будут заново покрашены, что восстановит их исторический облик. Стоит отметить, что на самолёте Як‑40 сохранится его принадлежность с нанесением опознавательных знаков компании «Владивосток Авиа».
Вторую очередь работ, к которым относится создание офисно-выставочного павильона с выставочным залом и аудиторией для лекций, планируется завершить в ноябре 2020 года, когда и должно состояться открытие центра. Также будет проведен ряд мероприятий по его благоустройству и озеленению.
В настоящий момент проводятся переговоры с Министерством обороны РФ по приобретению нескольких единиц списанной военной техники. Есть предварительная договорённость по получению нескольких образцов военной техники: самолёта Су‑24 аэродрома «Центральная угловая», а также вертолётов Ка‑27 и Ка‑29. Также ведутся переговоры по передаче самолёта МиГ‑15 с территории техникума.
Создание Дальневосточного музея авиации в Арсеньеве в комплексе с горнолыжным проектом, безусловно, усилит туристическую привлекательность Арсеньева, а жизнь горожан сделает более интересной и насыщенной. Деятельность центра будет связана с реализацией общественно значимых программ, включающих организацию и проведение культурных познавательных мероприятий, акций, проектов в целях сохранения исторической памяти, патриотического воспитания молодёжи, её авиационной профориентации, а также развития технического потенциала у детей. Безусловно, данный проект станет гордостью для горожан и ещё одним привлекательным местом массового посещения, где каждый сможет приобщиться к истории города авиастроителей.