>В Госдуме обсудили перспективы развития круизного судоходства в высоких широтах
Совместное заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию судостроительной промышленности и морской техники и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России на тему: «Перспективы развития круизного судоходства в высоких широтах» состоялось 25 октября 2018 года в Государственной Думе РФ.
Заседание модерировали Председатель Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, Председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, Президент ОСК Алексей Рахманов и Координатор Экспертного совета, Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
Владимир Гутенев отметил важность такого перспективного направления как арктический туризм, обозначив ряд мер по поддержке судостроительной отрасли. Так, в целях реализации проекта лизинга гражданских судов можно рассмотреть учреждение взноса в уставной капитал ОСК, а также выделение субсидии на строительство крупнотоннажных судов. Завершая свое выступление Владимир Гутенев, призвал оказывать поддержку Балтийскому, Выборгскому, Амурскому и Хабаровскому судостроительным заводам, которые способны строить корабли ледового класса.
Алексей Рахманов, в свою очередь, обозначил перспективность и финансовую выгоду арктического туризма: «отдельной тенденцией станет повышенный спрос на экспедиционные круизы, в том числе в Арктику. И мы уже видим, что этот сегмент растет быстрее остального круизного рынка…места заканчиваются еще за полгода до отправления».
Помимо экономической выгоды развития арктического круизного туризма Рахманов отметил, что у ОСК имеются известные всему миру компетенции в строительстве ледокольного флота, а предприятия корпорации строят ледокольные суда как по заказу частных транспортных и добывающих компаний, так и по заказу ВМФ. Также имеются проектные наработки по теме арктического круизного лайнера.
В завершении своего выступления Президент ОСК заявил, что не сомневается «в перспективности и значимости темы арктических круизов для нашей страны. Уверен, что найдутся и заказчики судов для подобных круизов».
Начальник управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Евгений Куделя в докладе отметил важность развития инфраструктуры как для обычного, так и для арктического круизного туризма. По его словам для развития круизного туризма, необходима портовая инфраструктура, пассажирские терминалы и причалы, которые смогут принимать суда более 200-300 метров.
Вице-президент по техническому развитию ОСК Дмитрий Колодяжный отметил, что в России в последние годы возобновилось строительство судов на отечественных верфях. Созданием условий для привлечения инвестиций в развитие круизного судоходства создаёт Минпромторг, внедряя технические проекты крупно-блочного строительства и модульных конструкций.
Советник руководителя московского представительства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Лев Клячко в своём докладе отметил, что на данный в мире существует всего 14 компаний, занимающихся высокоширотным круизным судоходством, в основном это представители стран, которые имеют выход к морям северных широт. При этом у большинства компаний в составе 1-2 судна, которые чаще всего являются российскими арендованными кораблями.
В докладе Клячко также обратил внимание на то, что в настоящее время происходит «бум» в производстве круизных судов для высоких широт и Россия обладает всеми необходимыми компетенциями для их производства.
Заместитель руководителя администрации морских портов Приморского края и Восточной Арктики Виталий Клюев сосредоточил внимание участников заседания на проблемах туризма в северных широтах. Одной из них, по его мнению, является отсутствие определения термина «маршрут» в российском законодательстве, в котором обязательно должна учитываться возможность отклонения из-за природных условий и льдов. Данная проблема особенно актуальна именно для российских судов, так как действующий пограничный режим не позволяет им отклоняться от маршрута, в то время как данное правило не распространяется на суда, ходящие под иностранным флагом.
Еще одной проблемой является неоднозначная трактовка возможности схода на берег пассажиров туристических судов, следующих по северным маршрутам. Без схода на берег привлекательность туров снижается на 70-80%, что делает туры бессмысленными в экономическом плане.
Илья Пантелеев, Директор Департамента маркетинга и продаж ОСК отметил наличие концепции развития арктического туризма, которая предусматривает создание арктических круизных судов с пассажировместимостью от 100 до 300 человек. Экономика таких судов, по его мнению, наиболее оптимальна/
Пантелеев дал краткое описание проектов судов ледокольного класса, которые будут построены ОСК, подчеркнув что верфи Корпорации готовы и способны производить корабли ледокольного класса любой сложности, для выполнения любых задач. При этом Пантелеев отметил, что в сфере арктического туризма отечественные корабли пока что уступают кораблям США, Норвегии и Франции. «Однако наша промышленность способна ликвидировать отставание в этой сфере», — заключил докладчик.
В мероприятии также приняли участие руководители ведущих предприятий судостроительной отрасли: Генеральный директор АО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов, Генеральный директор компании «Географические открытия» Вячеслав Гаврилов, представители Министерства экономического развития, Министерства транспорта.