>В ПАО ААК «ПРОГРЕСС» запущены в работу автоматизированные склады

Хранение на складе десятков тысяч наименований запасных частей, оснастки, инструмента, расходных материалов — обычное явление для любого крупного предприятия. Как правило, большое наличие грузов требует различных способов хранения и обработки в зависимости от их габаритов и веса. Решить задачи по значительному увеличению объемов запасов либо по увеличению заказов на таком складе весьма затруднительно, а ведь это — основные показатели эффективности работы склада.

Идеальным решением являются автоматизированные модели стеллажей высокой плотности Lean-lift и Rotomat компании Hanel, которые были приобретены и установлены в цехе окончательной сборки Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в конце прошлого года. В этих системах реализован принцип «товар к человеку», то есть комплектовщик постоянно находится на своем рабочем месте, не перемещаясь внутри рабочей зоны, а необходимые товары, подлежащие обработке, перемещаются к его рабочему столу автоматически по его запросу. В лифтовых стеллажах Lean-lift груз хранится на специальных очень жестких стальных полках, на которых располагаются изделия, при необходимости они снимаются со стеллажа и перемещаются к рабочему окну специальным лифтом. Поддоны располагаются в непосредственной близости по вертикали друг от друга. Шаг установки поддонов может меняться в зависимости от высоты грузов, так как поддоны не имеют фиксированных мест установки. Лифтовый стеллаж сам оптимизирует «складское» пространство и устанавливает чаще запрашиваемые грузы ближе к рабочему окну. В отличие от автоматических складов или складов из передвижных стеллажей, где используется тара одного размера, лифтовые стеллажи позволяют оптимально размещать в себе грузы с различными размерами с минимальными потерями пространства. Они являются универсальным инструментом для хранения штучных грузов. А изменение размеров груза не требует механической и электронной переналадки.

На производственных площадях цеха окончательной сборки установлено 8 стеллажей Lean-lift и 4 стеллажа Rotomat — это такие же системы автоматизированного хранения элеваторного типа, которые отличаются от Lean-lift наличием контейнеров для хранения мелких нормалей.

На протяжении нескольких месяцев комплектовщицы осваивают новую для них работу. Начальник ПДБ цеха окончательной сборки Марина Шелкоплясова рассказала о принципе действия новых электронных складов:

«Для того чтобы ориентироваться в таком количестве позиций, комплектовщица набирает номер заказа, спускается нужная полка, где лежат необходимые детали. Пример работы очень прост: набираем в компьютере номер машины или номер сборки, видим, как называются детали и какие детали входят на определенном этапе сборки, таким образом формируется заказ. Каждое утро инженеры по планированию производства, находящиеся рядом в соседнем помещении, составляют все приходные и расходные документы, ведут контроль всех операций. У каждого в компьютере на рабочем месте отображается наименование и количество деталей, запущенных в сборку, и их остаток. Имея такие данные, можно тут же определить дефицит тех или иных комплектующих и при этом контролировать работу комплектовщиц».

Каждый из автоматизированных складов Rotomat и Lean-lift закреплен за видом выпускаемой продукции. Для того чтобы исключить путаницу деталей на машины при комплектовании заказа, все детали классифицированы по конструктивным группам и габаритам. Каждая группа сборки закреплена за определенным комплектовщиком и инженером, которые хорошо знают весь перечень своей группы деталей, что облегчает работу, сокращает время сборки и выдачу заказа. Комплектовщицы несут полную ответственность за выдачу деталей, что позволяет вести очень строгий учет всей номенклатуры.

Автоматизированная система позволяет управлять до 100 стеллажей одновременно, исключая возможность ошибки (человеческого фактора). Она позволяет приписывать товар по номеру артикула либо по наименованию к конкретному месту на контейнерах, учитывать товар по количеству, управлять заказами и сборками, следить за минимальным остатком, менять принципы движения товара, контролировать вес контейнеров и всего стеллажа.

Данные системы хранения экономят не только площадь склада до 75 %, но и позволяют, в отличие от полочных стеллажей, эффективно использовать высоту помещения. Груз, к которому обращаются чаще, размещается системой ближе к окну выдачи. Конструкция лифтового стеллажа ориентирована на быструю доставку грузов. Это достигается высокой скоростью лифта (до 2,3 м/с) и дополнительными элементами (сканер считывания штрих-кодов, световые индикаторы, лазерная указка, т. д.), помогающими комплектовщику быстро отыскать на полках необходимые комплектующие.

Для быстрой и оперативной работы отдел автоматизированных систем управления под руководством Сергея Несмеянова написал программу, которая позволяет вести учет всей продукции поступающей для сборки вертолета — это детали собственного производства, нормали, покупные изделия.

 «Хочу выразить огромную благодарность Сергею Николаевичу Несмеянову и его коллективу за проделанную работу, за создание программы, которая очень помогла в работе, — говорит Марина Александровна. — Данная программа позволяет делать приходно-расходные операции в электронном виде. В связи с чем облегчился труд комплектовщиц в формировании заказа во много раз, сократилась работа с бумажными носителями. Всю информацию можно быстро найти по номеру сборки и сразу сделать расход. По мере пользования программой мы видим, какие необходимо внести поправки и как нам изменить документооборот. Еще одним из плюсов этой программы является то, что, учитывая наличие деталей на складах, можно заранее сделать расходные документы и скомплектовать заказ на сборку машины, а потом, по мере поступления дефицита и деталей, дошедших из цехов собственного производства, доложить, что экономит массу рабочего времени и сокращает простои. Раньше это была трудоёмкая работа, мы все писали от руки, что занимало очень много времени. Сейчас все прозрачно, все видно, и инвентаризацию можно делать хоть каждый день».

Комплектовщик авиационной техники Ольга Сараева оценила работу электронного склада и поделилась впечатлениями:

«Каждый день мы загружаем в Lean-lift или Rotomat поступившую продукцию, которая сопровождается приходным ордером. Для подачи нужного груза к рабочему окну комплектовщик лишь вводит номер артикула или номер заказа с помощью клавиатуры пульта управления, спускается нужная полка, на которой и размещается продукция. Рабочее окно и пульт находятся на удобной высоте. Полка разбита на несколько мест в глубину и ширину — таким образом, мы знаем, что где располагается. Потом приезжает следующая полка с другим артикулом, мы закладываем на неё продукцию. Очень удобно, интересно, а главное — мы стали работать быстро, оперативно формировать заказы и подавать на группы сборки».

В современных условиях очень важно правильно организовать труд работников склада. Данные системы очень эргономичны. В их конструкцию заложены размеры для комфортного и удобного обслуживания человеком. Не нужно наклоняться, поднимать тяжести, тянуться до груза на высокой полке. Предусмотрены и дополнительные приспособления (направляющие, тележки) для удобной обработки тяжелых грузов. Стальной корпус надежно защищает запасы от загрязнения, повреждения и от несанкционированного доступа. Один такой стеллаж собирается и запускается за 2-3 дня. В дальнейшем его можно разобрать и установить в новом месте. Несколько таких систем можно установить в ряд. Со временем к лифтовому стеллажу можно пристыковать новые модули, можно его наращивать и по высоте.

от admin