>В ПАО ААК «ПРОГРЕСС» применяются современные формы обучения
Сегодня во всем мире принято придерживаться новых форм обучения и определенных регламентов. Учебный центр Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина не отстает от нового веяния и применяет современные методы обучения и аттестации учащихся в своей работе.
На днях в Учебном центре прошла промежуточная аттестация учащихся 9–11 классов по рабочим профессиям. Раньше такие зачеты проходили традиционно – учащийся тянул билет, состоящий из 3-5 вопросов. В этот раз экзамен проходил в виде тестирования, где в один тест было включено больше вопросов и несколько вариантов ответов, а также задания на логику. Кроме того, ребята выполняли квалификационную пробу в объеме той программы, которую успели изучить.
«Мы работаем в ногу со временем, включаем новые способы обучения и современные тенденции, – поясняет начальник Учебного центра Елена Абиева. – Современной молодежи сегодня неинтересно учиться по методам прошлого века, они хотят не только получать современные знания, но и осваивать новые технологии и формы получения этих знаний. Равняясь на молодежь, сами мастера начинают осваивать программы 3D-моделирования, так как почти все чертежи на сегодняшний день должны быть построены в компьютерных программах CAD. Сейчас нельзя не соответствовать современным критериям, которые требуют нового мышления и развития. Мы стараемся максимально использовать все возможности перехода на новые формы обучения, привлекая весь свой персонал. Мы стремимся построить обучение так, чтобы наши учащиеся были приближены к реальному сектору производства. В процессе обучения они получают не только теоретические знания, но и практические навыки в современном формате. Таким образом, мы их готовим для участия в чемпионатах рабочих профессий WorldSkills».
Сегодня требования чемпионатов WorldSkills различного уровня выходят далеко за рамки простого обучения при помощи учебника. Например, получая рабочую профессию «сборщик-клепальщик», учащийся сначала должен самостоятельно уметь изобразить деталь в 3D-модели, прочитать её, увидеть в готовом виде, а потом приступать к выполнению техпроцесса. Учащийся или молодой рабочий, принимая участие в соревновании, должен обладать навыками написания управляющих программ и работы в инженерной графике CAD.
«Я надеюсь, что и на нашем предприятии это вскоре появится, – продолжает Елена Степановна. – Потому что, внедрив у себя в Учебном центре сборочный участок, мы уже обучаем девятиклассников построению модели в электронном виде в информационном классе, после чего они приступают к практической работе на участке.
Сейчас идет активная подготовка к городскому мероприятию Ars Junior Skills, которое пройдет в конце марта в городе Арсеньеве, в том числе и на площадке «Прогресса», которая является базовой. Команда будет состоять из учащихся филиала ДВФУ в городе Арсеньеве высшей и средне-профессиональной программы образования, Приморского индустриального колледжа, ребят из технического и инженерного классов. На сегодняшний день мы разработали такую деталь, по своей конструкции похожую на муфту вала лебёдки, которая позволяет охватить все компетенции – это токарная и слесарная обработки, клепка и сварка. В ходе учебного процесса ребята разбирают все технологические этапы».
Для того чтобы сделать для ребят процесс обучения и аттестацию интересными, мастера производственного обучения пытаются соответствовать современным стандартам и расти профессионально, поднимаясь на ступень выше в методике обучения своих подопечных. Надо отметить, что мастера основательно подготовились к тестированию. Подготовка проходила в три этапа, неоднократно прорабатывались вопросы, опираясь на современные требования, увеличилось в два раза количество вопросов, в сети интернет выискивались логические задачи, которые позволяли определить не только уровень подготовки ученика, но и его креативное мышление.
Производственные мастера поделились своими методами обучения.
Заместитель начальника отдела Дмитрий Александрович Лаптев: «У меня обучаются ученики выпускного технического класса по профессиям «токарь», «слесарь», «токарь-револьверщик», «фрезеровщик», с углубленным изучением изготовления деталей на станках с числовым программным управлением.
На этот раз промежуточная аттестация по направлению «Высокоскоростная обработка деталей на станках с ЧПУ» проходила в виде электронного тестирования. Группа учащихся обучается уже третий год, и за два предыдущих года они овладели универсальными навыками профессии станочника, в последний год обучения ребята изучают высокоскоростную обработку деталей на станках с ЧПУ, и, соответственно, вопросы были, связанные со станками ЧПУ.
Вопросы электронного тестирования включали в себя не только материальную часть – в них вошли характеристика и виды станочного оборудования с ЧПУ, основные узлы и компоненты станков токарной и фрезерной групп, особенности инструментальных магазинов, основы программирования и многое другое, а также задания на логику и внимательность. Благодаря тестированию не только происходит оценка знаний по каждому направлению, но и оценивается IQ ученика. Из 12 человек сдали тест 10 ребят. Двое оказались просто невнимательными, хотя предмет знали хорошо. Но мы провели работу над ошибками, и все ребята задания выполнили. После сдачи промежуточной аттестации учащиеся вскоре перейдут к практической части – это работа на станках с ЧПУ.
Таким образом, совмещая теорию и практику, мы учим ребят более масштабно мыслить, понимать поставленные задачи, уметь разбираться с 3D-моделями, для того чтобы они могли показать свои знания и в научной области. Например, в прошлом году наши ученики принимали участие в школьной конференции и заняли первое место по теме «От чертежа к готовой детали», также мы впервые вышли с ребятами на НПК «Молодежь XXI век» и показали высокий результат. И в этот раз из числа девятиклассников – учеников технического класса, которые проходили промежуточную аттестацию, – были выявлены претенденты на участие в научно-практической конференции на следующий год. В дальнейшем мы сможем работать с ними и готовить их для участия в чемпионатах WorldSkills по Приморскому краю и в мероприятиях высшего уровня».
Начальник мастерской Сергей Викторович Прищепа: «У меня ученики 9–10 классов осваивают профессию «фрезеровщик». Тестирование учеников проводилось в новом формате, но традиционным способом – на бумажном носителе. В тесте было 10 вопросов по разным темам: материаловедение, режущий инструмент, основы процесса резания, допуски и посадки. На каждый вопрос было несколько вариантов ответов, где необходимо было выбрать правильный. Аттестацию проходило около 15 начинающих фрезеровщиков, все справились успешно, показав хорошую подготовку».
Все ребята выполнили согласно техническому заданию на промежуточную аттестацию фрезерование заготовки. И четко аттестационной комиссии рассказали последовательность ее обработки с выбором соответствующего режущего инструмента. Подобрали контрольный и измерительный инструмент для проведения замеров после механической обработки.
Мастер производственного обучения Виктор Юрьевич Косяк: «У меня направления – «слесарь слесарно-механических работ» и «сборщик-клепальщик». Эти две профессии мы сегодня объединили для того, чтобы дать учащимся охватить широкий спектр знаний, включив сюда все виды слесарных работ, начиная от простейшей разметки и заканчивая клепкой.
Мои ученики, учащиеся 9 и 10 классов, получают более объемную информацию по слесарному делу, затрагивая области и материаловедения, и техники безопасности, и измерительных инструментов и прочие. В современном мире необходимо готовить универсальных специалистов, и, начиная со школьной скамьи, ребята должны попробовать все, что им интересно, не ограничивая свой кругозор.
В этот раз все ученики сдавали одинаковые тесты и отвечали на 20 вопросов, где не всегда был один правильный ответ, а два или какой-нибудь логический подвох, но по итогам определились лидеры, и ребята показали неплохие результаты. Уже есть такие, кто в перспективе сможет ученикам младше себя объяснить азы слесарного дела, показать простейшие технологические процессы.
Более подготовленная часть группы проявила желание заниматься моделированием на персональном компьютере, и мы с ними создаем трехмерные модели в среде «АСКОН Компас 3D» на базе нашего Учебного центра в аудиториях по информационным технологиям. После того как ребята создадут 3D-модель, они могут произвести с ней разные манипуляции: на основании построенных моделей сделать чертежи и распечатать для дальнейшей работы, произвести замеры (выполнить простановку размеров на пространственной композиции), создать сборку, рассмотреть конструктивные элементы на поверхностях и т. д. А некоторые из них уже мыслят более масштабно и хотят делать более сложные детали, проявляя интерес к инженерной специальности».
Мастер производственного обучения Геннадий Александрович Панченко: «Я учу ребят профессиям «токарь» и «токарь-револьверщик». Всего у меня 48 учеников. В это раз в промежуточной аттестации, помимо девятиклассников, захотели принять участие и одиннадцатиклассники. Все ребята успешно справились и с тестами, и с практической работой, и с дополнительными вопросами аттестационной комиссии.
Каждый ребенок по своей сути очень любознательный, и я в своей работе ему не навязываю какую-то теорию современности, а даю возможность самостоятельно узнать что-то новое на просторах интернета, а уже после этого обсудить с ним и разобрать материал. Например, он приносит видео и говорит, что тут не так, как я объяснял, тогда мы вместе начинаем искать суть и разбираться. Это интересно и ребятам, и мне».
Сегодня учебный центр ПАО ААК «ПРОГРЕСС», лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, идет в ногу с веком передовых технологий, и, получая рабочую профессию, каждый учащийся может осваивать современные станки и новые технологии при помощи информационных программ и различных приложений, сопутствующих выбранной профессии.
«У нас в перспективе внедрить в обучающий процесс подобные видеоматериалы, изготовленные собственными силами, позволяющие наглядно увидеть и понять полный жизненный цикл изготовления детали, где каждый мастер по своему направлению будет показывать производственную операцию с технологическими переходами – то есть производственный инструктаж. Такой видеоматериал помог бы ученику показать, рассказать основные этапы каждой операции, выделяя ключевые моменты, с объяснением в них аспектов. Сегодня к современным детям требуется применение современных форм обучения. Мы живем в новом веке и стараемся внедрять интеллектуальные технологии», – добавил в заключение Дмитрий Лаптев.
Осваивая современные методы обучения, коллектив не забывает и о праздниках. В преддверии Дня защитника Отечества начальник Учебного центра Елена Абиева и вся женская его половина поздравляют своих мужчин: Илью Епифанцева, Дмитрия Лаптева, Виктора Косяка, Геннадия Панченко, Сергея Прищепу, Евгения Сулимова с мужским праздником.
С Днем защитника Отечества, коллеги,
Пусть вас ждут невероятные успехи
На работе и, конечно, в личной жизни.
И в служении своей родной Отчизне.
И еще желаем мужества и силы,
Чтобы женщинам спокойно с вами было.
Устранять легко проблем рутину,
Быть достойным звания «Мужчина»!