>В рамках «МАКС-2021» прошел экспертный совет под председательством Владимира Гутенева, где были озвучены предложения по преодолению последствий пандемии в аэрокосмической промышленности
22 июля, в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС, состоялось совместное заседание Экспертного совета при Комиссии Госдумы по развитию ОПК, Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России и Комитета по работе с Международным координационным советом ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA) и национальными аэрокосмическими ассоциациями Союза авиапроизводителей России. Основной темой дискуссии стал международный опыт преодоления последствий пандемии в аэрокосмической промышленности и его применение в отечественной практике.
На заседании присутствовали председатель Комиссии Госдумы по развитию ОПК, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, председатель Экспертного совета по авиационной промышленности, председатель Комитета по авиационной промышленности СоюзМаш, вице-президент СоюзМаш, генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, замминистра транспорта РФ Игорь Чалик, член Комиссии Госдумы по развитию ОПК Денис Кравченко, заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Андрей Епишин, депутаты Госдумы, представители ФОИВ, члены Бюро СоюзМаш, авиапромышленной отрасли.
Как отметил Владимир Гутенев, открывая заседание совместного Экспертного совета, по предварительным итогам, регулярный мировой пассажиропоток претерпел значительное сокращение в период пандемии СОVID-19 — до 60%. Убытки авиакомпаний от пассажирских перевозок составили примерно 371 млрд долларов. Прогнозируемые потери аэропортов — более 64,2% пассажиропотока и 65% или более 111,8 млрд. долларов доходов. Однако в России, напомнил председатель Комиссии Госдумы по развитию ОПК, было принято ряд эффективных мер для поддержания отрасли.
«В конце прошлого года заработал закон о квотировании, и в части госзакупок российский авиапром сегодня обладает бесспорными преференциями. По инициативе Сергея Викторовича Чемезова СоюзМаш разработал большой пакет предложений по поддержке отечественных производителей. Часть предложений была отправлена Президенту России, другая часть вошла в антикризисный пакет Госдумы, который представлен в правительство. Дополнительными мерами стало недавнее предложение Минпромторга выделить ОАК 1,8 трлн руб на создание и закупку отечественных самолетов, что позволит отрасли в целом глобально заняться вопросами импортозамещения и улучшить свои позиции на внешних рынках», — сказал Владимир Гутенев.
Председатель Комиссии Госдумы по развитию ОПК напомнил, что в последние годы Президент России уделяет особое внимание модернизации авиапрома, укреплению его финансовой базы, повышению конкурентоспособности продукции, и ставка всегда делалась на продвижение приоритетных проектов гражданской авиатехники, прежде всего это современные лайнеры — среднемагистральный МС-21, Superjet 100, Ил-114 и Л-410, легкий многоцелевой самолет «Байкал», а также вертолеты Ка-62, Ми-38, «Ансат».
Юрий Слюсарь добавил, что запущенная по инициативе Президента России в мае прошлого года программа госгарантий для лизинговых компаний, закупающихSuperjet 100, позволила сохранить производство данного самолета, а новая стратегия развития внутренних авиаперевозок, когда региональные рейсы должны выполняться на российских бортах, обеспечила его будущее. Благодаря этим мерам поддержки, производство Superjet 100в пандемию не только не остановилось, но и набирает обороты. Первый пассажирский самолёт, разработанный в постсоветской России, становится основным для региональной авиации страны, его выпуск расписан на два года вперед, при этом российские авиакомпании — тоже довольны, поскольку там, где раньше летали 200-местные машины, сейчас востребованы 100-местные, как Superjet 100, пояснил Юрий Слюсарь. В настоящий момент, спрос на гражданскую авиатехнику российского производства совпадает с потребностями рынка и запросом государства, и такой шанс для дальнейшего развития упускать ни в коем случае нельзя, считает глава «ОАК».
Участники заседания подчеркнули, что для этих целей российскому авиапрому необходимо сохранять и даже наращивать затраты на НИОКР и формирование научно-технических заделов.
Также с подачи заместителя председателя СоюзМаш, советника генерального директора по науке и технологиям ПАО «ОАК» Бориса Алешина эксперты обсудили подходы ИКАО к исследованию долгосрочных целей в отношении выбросов СО2, шума на местности и эмиссии двигателей; отечественные методы долгосрочного целеполагания в области международного и отечественного экологического регулирования. Особое внимание было уделено анализу рисков для российской авиационной отрасли, возникающих в рамках системы компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA).
Как заверил Владимир Гутенев, по итогам заседания будут выработаны рекомендации по защите и устойчивому развитию российского рынка гражданской авиации и гражданского авиастроения, включая предложения по внесению изменений в действующее законодательство и техническое регулирование, направленные на сохранение и развитие промышленного и научного потенциала отрасли, развитие и внедрение инноваций, а также активизацию в ней инвестиционных процессов.