>Дальневосточному заводу «Звезда» — 60 лет!

Дальневосточный завод «Звезда» — судостроительное и судоремонтное предприятие, расположенное в г. Большой Камень Приморского края. Единственный на Дальнем Востоке РФ завод, специализирующийся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных под-водных лодок (АПЛ) и кораблей с атомной энергетической установкой.

Решение о строительстве в Большом Камне завода № 892 было принято 9 июля 1946 года Министерством судостроительной промышленности СССР. Первый производственный цех вступил в строй 3 декабря 1954 года, эта дата считается днем рождения предприятия.
Сначала здесь ремонтировали и строили мелкие и средние суда (катера, боты, зверобойные шхуны, рыболовные траулеры). С ноября 1957 года завод занимался ремонтом дизель-электрических субмарин и надводных кораблей Тихоокеанского флота, с мая 1962 года — ремонтом атомных подводных лодок (АПЛ).

В 1968 года предприятие получило современное название. С 1989 года выполняет работы по утилизации атомных субмарин. На «Звезде» создан современный универсальный комплекс по утилизации АПЛ, всего на предприятии утилизировано около 50 лодок. В частности, здесь эксплуатируется уникальный плавучий завод по очистке жидких радиоактивных отходов «Ландыш».

В ноябре 2008 года завод «Звезда» был преобразован из федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) в открытое акционерное общество.

100 % акций первоначально принадлежали государству, затем были переданы ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), входящему в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). В 2010 году Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вернулось в состав акционеров «Звезды», в октябре 2014 года доля агентства составила 52,55 %, 47,45% акций находились в собственности ДЦСС.

Предприятие располагает двумя эллингами (крытыми помещениями для ремонта судов), док-камерой, передаточным стапелем и трансбродером (платформой с рельсами для транспортировки кораблей). Технические возможности «Звезды» позволяют изготавливать, поднимать и перемещать плавучие сооружения весом до 13,5 тыс. тонн. В 2003–2013 годах на заводе построены рефрижератор «Курильское озеро», траулер-морозильщик «Валерий Маслаков», рыбодобывающие суда проектов 70126 и 21090, сборщик сточных вод проекта 21460. В настоящее время предприятие в рамках госконтракта выполняет заказы по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота: атомного подводного ракетного крейсера «Томск», АПЛ проекта 971 «Магадан» и «Кузбасс», технического транспорта «Пинега» и плавбазы проекта 2020 ПТБ-6.

С 2009 года на территории завода ведется строительство современной верфи крупнотоннажного судостроения. Первоначально учредителями проекта, оценивавшегося в 1 млрд долларов США, выступали ДЦСС и крупная южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo). В 2012 году корейская сторона вышла из проекта, а ОСК в конце 2013 года уступила пакет из 75 % минус две акции ДЦСС консорциуму «Современные технологии судостроения», созданному «Газпромбанком» и «Роснефтью». В 2014 году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди — 60 млрд рублей. Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья, в частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. м3, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. Ожидается, что после ввода в эксплуатацию на верфи будет работать 6 тыс. 500 человек.

Согласно годовому отчету, выручка по результатам 2013 года составила 6 млрд 179 млн рублей. Численность работников в конце 2013 года — 4 тыс. 183 человека.

Руководитель предприятия с марта 2014 года — Юрий Фильчёнок.

Дальневосточный завод «Звезда» является надежным представителем ПРО СМР.

от admin