>ДВЗ «Звезда» – проект общенационального масштаба
Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил судостроительный комплекс «Звезда» (входит в состав Союза машиностроителей России), принял участие в церемонии закладки танкера класса «Афрамакс» и заливки первого куба бетона в основание самого крупного сухого дока в России.
В ходе визита Владимир Путин осмотрел транспортно-передаточный док, секции судна снабжения и докового комплекса. Общаясь с рабочими завода, российский лидер подчеркнул, что им очень повезло трудиться на уникальном предприятии, назвав строительство судоверфи «Звезда» проектом общенационального масштаба. «У вас будет уникальное предприятие. Док сухой 500 метров – такого вообще нет в стране, да и в мире-то – по пальцам пересчитать. Здесь будут строиться средние и крупные гражданские суда, таких в России еще не строили никогда», – сказал глава государства.
Для создания таких уникальных судов судоверфь «Звезда» уже в 2020 году на три года раньше заявленного изначально срока планирует сдать в эксплуатацию самый крупный сухой док в России. Технические параметры сухого дока позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, в том числе крупнейшего арктического танкера-газовоза для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ», буровых судов высокого ледового класса, атомных ледоколов «Лидер», сложной морской техники, предназначенной для бурения на шельфе, и других уникальных судов. Для работы на сухом доке в настоящее время строится еще один кран «Голиаф» грузоподъёмностью 1 200 тонн, а также изготавливаются батопорт и башенные краны. В 2019 году данное оборудование будет поставлено на строительную площадку для монтажа.
Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин отметил, что для «Звезды» прошедший год был очень продуктивным. «За период с сентября 2017 года по настоящее время, – сообщил он, – в рамках исполнения инвестиционного проекта СК «Звезда» заключено 157 строительно-монтажных договоров на общую сумму 46 миллиардов рублей. На территорию судоверфи доставлен уникальный транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 000 тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра». Глава «Роснефти» доложил также, что в 2019 году будут сданы в эксплуатацию ключевые объекты: цех сборки блоков, цех насыщения и модульной сборки, трубообрабатывающий и механомонтажный цехи. С вводом в эксплуатацию цеха сборки блоков мощность верфи возрастет до 90 000 тонн.
По словам Игоря Сечина, строительство новой верфи и перевооружение существующего завода происходит одновременно с реализацией производственной программы. В соответствии с утвержденным графиком идут работы по строительству многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса. В 2019 году этап строительства первого головного судна на стапеле будет завершен, и судно будет спущено на воду для достройки, испытаний и сдачи заказчику.
«Состоялась поставка материалов, завершилось изготовление закладной секции для танкера класса «Афрамакс». Секция левого борта уже скантована в корабельное положение на открытом достроечном тяжёлом стапеле, – отметил Игорь Сечин. – Ведутся проектные работы в рамках заключенного договора на строительство мелкосидящего ледокола по заказу ФГУП «Росморпорт».
В своем докладе Игорь Сечин сообщил, что, согласно ранее достигнутым договоренностям, подписан корпоративный договор о создании совместного с компанией Samsung предприятия в области строительства арктических танкеров-челноков.
С целью локализации производства судового оборудования (винто-рулевых колонок и систем электродвижения судов) в ноябре 2017 года на территории верфи ССК «Звезда» приступил к строительству завода по изготовлению винто-рулевых колонок. Руководит проектом совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric – ООО «Завод ВРК Сапфир». Винто-рулевая колонка – ключевой элемент системы электродвижения судна, обеспечивающий ходовые и маневровые качества судов, является первым российским продуктом такого класса. Проектные мощности завода позволят обеспечить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в том числе газовозов, таких как «Кристоф де Маржери».
Глава «НК «Роснефти» отметил, что начало производственной деятельности завода с учетом подготовки и запуска производства запланировано на второй квартал 2019 года. Таким образом, в Большом Камне формируется мощный судостроительный кластер, а тяжёлое крупнотоннажное судостроение становится локомотивом для развития смежных отраслей. Консорциум инвесторов, который реализует проект строительства судоверфи, рассчитывает на мультипликативный эффект для российской промышленности и существенные поступления в бюджет.