>День образования российского флота
323 года назад Военно-Морской Флот начал героический путь, доказавший многовековым существованием своё прямое предназначение – стоять на страже морских рубежей России.
Редакция нашей газеты «Прогресс Приморья» немало материалов посвящают отечественному судоремонту. Сегодня вернемся к истокам, когда в непростых условиях зарождался российский Военно-Морской Флот.
Когда скептики не воспринимали потешные войска и «игрушечную» флотилию юного Петра I всерьёз, как показала жизнь, они глубоко заблуждались. Пройдя эту школу, будущий российский император, без сомнения, готовил себя к великим баталиям. Неслучайно 30 октября (20 октября) 1696 года именно по настоянию Петра I Боярская дума приняла «приговор», в котором постановила: «Морским судам быть». И это оказались не просто слова, а грандиозные дела, которым суждено было произойти и прославить отечественный Военно-Морской Флот победами, которые золотыми буквами вписаны в историю нашей страны.
14 ноября 1696 года Боярская дума утвердила первую программу судостроения в России. Было отмечено, что в государственной казне денег недостаточно, и тогда было принято решение начать возведение кораблей на средства частных лиц. Владельцы, которые имели более 100 крестьянских дворов, обязывались, «кумпанствами» (компаниями) строить корабли. Светским предписывалось возвести один корабль с десяти тысяч дворов, духовным – с восьми тысяч; владельцы, которые имели менее 100 дворов, уплачивали государству ежегодно по полтине со двора; купечеству, посадским людям и иностранным гражданам указывалось построить 12 кораблей. Было образовано 18 кумпанств светских земледельцев и 17 – духовных, которые обязаны были построить 52 корабля разных рангов. Нужные средства собрали, однако Пётр I понимал, что без специалистов, знающих корабельное ремесло, при строительстве российского флота не обойтись. Для решения этого вопроса из Голландии, Дании, Швеции, Италии и других европейских стран были приглашены мастера. Русских кузнецов и плотников везли на верфи со всех уголков России. Для строительства кораблей привлекли также солдат Преображенского и других полков. Но Пётр I не был бы сам собой, если бы не придумал простой, но гениальный ход. Он под видом урядника Петра Михайлова Преображенского полка отправился в Голландию и Англию в составе Великого посольства, более того, он послал туда 100 человек из числа молодёжи для обучения корабельному делу.
В Воронеже, где в 1697 году было учреждено первое адмиралтейство, располагались главные верфи страны, которые поднимали корабли для Азовской флотилии. В ноябре1698 года заложили первый «государев» корабль «Гото Предестинация», то есть «Божье Предвидение». На его бортах было установлено 58 пушек. Интересно то, что построен корабль был исключительно русскими мастерами. Кто был автором проекта, догадаться нетрудно – конечно же, Пётр I. Он от начала до конца не только руководил строительством, но и сам выполнял плотницкие работы.
Результат превзошёл все ожидания. За 15 лет (с 1696 по 1711 годы) было построено 122 корабля, из которых 36 – крупных. Осенью 1698 года большая часть судов была спущена на воду, и весной 1699-го в Азовское море вышла эскадра в количестве 10 русских кораблей. В августе того же года 46-пушечный корабль «Крепость» отправился в Константинополь. На его борту находился думный дьяк Е. И. Украинцев, отправленный Петром I с дипломатической миссией. Впрочем, царь сопровождал «Крепость» с эскадрой до Керчи. На Константинополе русский флот произвёл впечатление, что способствовало подписанию 13 июня 1700 года мирного договора с Турцией. Это была своеобразная презентация, говоря современным языком, новой морской державы – России.
Однако время шло, и Пётр I сознавал, что флот нужно развивать дальше, и здесь нужен совершенно иной подход. К весне 1700 года кумпанства свои обязательства выполнили. Пётра I, впрочем, не всё удовлетворяло при приёмке кораблей. Не все из них обладали необходимыми мореходными и боевыми качествами. Был издан указ от 30 апреля 1700 года, в котором говорилось, что строительство кораблей целиком и полностью берёт на себя государство. А кумпанствам предписывалось вносить денежные средства. И дело пошло. Опыт, накопленный в период строительства Азовской флотилии, был успешно применён при создании Балтийского флота, что в дальнейшем позволило противостоять Швеции в Северной войне.
Неудивительно, что к концу царствования Петра I российкий флот стал одним из сильнейших в Европе. В его составе насчитывалось 48 кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд превышала 27 тысяч человек. На содержание флота отпускалось свыше полуторамиллиона рублей. Тогда это были немалые средства. Офицеров и кораблестроителей готовили в специально созданных Навигацкой и Адмиралтейской школах, а также в Морской академии. Санкт-Петербург стал не только главным военным и торговым портом, но и крупнейшим кораблестроительным центром в России. В тот период российский Военно-Морской Флот завоевал господство в Балтийском и Каспийском морях, одержал блестящие победы в морских сражениях при острове Котрин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам.
Сегодня, продолжая традиции петровского флота, военные моряки и кораблестроители делают одно общее дело – укрепляют морские рубежи Отечества от Балтики до Камчатки.