>Елена Савенкова удостоена Благодарности Ростеха
Начальник отдела закупок Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина, лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Елена Александровна Савенкова удостоена Благодарности Госкорпорации Ростех за достигнутые трудовые успехи, высокий профессионализм и большой личный вклад в построение эффективной системы закупочной деятельности.
Благодарность была вручена Елене Александровне в рамках III стратегической сессии по закупкам Госкорпорации Ростех, которая состоялась 30 мая в Сочи на базе санатория «Зеленая Роща». Данное мероприятие ежегодно собирает на своей площадке около 250 участников – специалистов из числа сотрудников и руководителей закупочных подразделений холдингов и организаций прямого управления Корпорации, а также представителей Госкорпорации Роскосмос, Объединенной авиастроительной корпорации, специализированной организации ООО «РТ‑Комплектимпекс», электронной торговой площадки ООО «ЭТП» и закрытой электронной торговой площадки АСТ-ГОЗ.
Напомним, что закупочная деятельность Ростеха и большинства его организаций регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В Корпорации принято Единое положение о закупке (ЕПОЗ) Ростеха, к которому в настоящий момент присоединилось 565 организаций Корпорации.
В этом году перед участниками сессии выступили представители руководства Госкорпорации, Минпромторга России, ФАС России, Федерального казначейства, Генеральной прокуратуры, Корпорации МСП. Кроме того, с обзорным докладом по теме мероприятия выступил представитель Минфина России, ознакомивший присутствующих с итогами закупочной деятельности корпоративных заказчиков в 2017 году.
В ходе работы сессии, помимо проведения пленарных заседаний и докладов, для участников мероприятия предусмотрена работа в группах, в рамках которых они обсуждают отражение изменений закона 223-ФЗ в Едином положении о закупке Госкорпорации Ростех, вопросы оптимизации процедур закупок, показатели, характеризующие эффективность закупок организациями Корпорации, планирование, отчетность, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, закрытые закупки и другие актуальные вопросы.
Итогом работы всех групп III сессии стал, как и ранее, меморандум с перечнем задач и приоритетных направлений развития системы закупок. Стоит отметить, что большая часть задач, зафиксированных в аналогичных меморандумах I и II стратегических сессий, успешно выполнена. Так, например, с первой и второй сессий Елена Александровна привезла изменения, которые были услышаны и внесены в действующую редакцию ЕПОЗ по инициативе нашего предприятия.
Первое изменение касалось введения ранее отсутствующего основания для заключения ряда договоров предприятия. А второе изменение позволило «Прогрессу» получить значительную экономию. Его смысл заключается в том, что изначально запросы котировок осуществлялись без приведения к единому базису сравнения. Таким образом, преимущество по умолчанию получал участник, предложивший товар или услугу без НДС. Однако если НДС предъявить к возмещению, то цена зачастую получается ниже, чем у контрагента без НДС, но объявить его победителем было нельзя, потому что сравнивалась конечная цена. По инициативе нашего предприятия были внесены изменения в ЕПОЗ, и теперь сравнение цен осуществляется по единому базису сравнения, что гораздо выгоднее и уже приносит свои плоды.
Таким образом, во многом благодаря глубокой погруженности Елены Александровны в свою работу и стремлению вносить в нее постоянные улучшения, согласно представленному на третьей сессии докладу об итогах закупочной деятельности в контуре Ростеха за 2017 год, «Прогресс» лидирует по количеству сэкономленных средств, размер которых составил 1 миллиард рублей. Общая же сумма сэкономленных Корпорацией денежных средств достигла 14,44 миллиарда рублей. Всего за отчетный период Корпорацией и ее организациями было объявлено почти 100 тыс. закупочных процедур на общую сумму 1,032 триллиона рублей.
В ближайшее время отдел закупок авиакомпании «Прогресс» намерен выйти с рядом новых инициатив на Госкоркорпорацию Ростех, как в части уточнения норм ЕПОЗ, так и в части упрощения работы закупщиков. Однако интерес к работе и активность Елены Александровны не ограничиваются участием в сессиях, в её отделе на предприятии работа кипит непрерывно.
Однако деятельность любого руководителя зависит в первую очередь от работы всего коллектива и поддержи сотрудников. Специалисты отдела закупок – это слаженный и дружный коллектив, умеющий работать в условиях постоянной высокой загруженности, жесткого контроля и направленности на результат. Люди приходили в отдел в разное время, с разными опытом и знаниями о сфере закупок. На сегодня – это команда профессионалов, благодаря которым у «Прогресса» есть все шансы не останавливаться на достигнутом, а у Елены Александровны – возможность реализовать самые смелые планы и идеи.
Деятельность отдела закупок связана с обеспечением нашего предприятия, выступающего в роли заказчика, необходимыми товарами, работами, услугами в соответствии с действующим законодательством и нормами Единого положения о закупках с целью наиболее эффективной траты денежных средств и поставки наиболее качественных товаров.
Отделом закупок Елена Александровна руководит с первого дня его основания, вот уже почти 6 лет. На эту должность она пришла, имея уже достаточно большой стаж и опыт работы в различных подразделениях предприятия, что сегодня во многом помогает в её деле. В самом начале своего трудового пути на предприятии она работала копировщиком в отделе реконструкции, ремонта и строительства, переносила посредством кальки чертежи на стекле с подсветкой. Со временем она сменила несколько должностей в рамках отдела, а затем начался её профессиональный поиск. Она работала в механическом цехе, типографии, отделе материально-технического снабжения (МТС), бухгалтерии, соцбыте и производственно-диспетчерском отделе, после чего она вновь вернулась в отдел МТС, откуда и был сформирован отдел закупок.
Изначально, когда отдел только создавался, в нем работали два человека, через месяц их стало три, а на сегодняшний день в отделе трудится девять человек. К вопросу распределения обязанностей в коллективе подходили с разных сторон, пробовали различные способы и схемы. До вступления весной этого года в силу изменений Федерального закона № 223-ФЗ, в отделе одни специалисты занимались проверкой конкурентных процедур, а другие – договорами у единственного поставщика. Но сегодня подразделение ушло от этой практики, так как в настоящее время требуется еще более точный и детальный контроль закупочных процедур. Теперь каждый из сотрудников доводит свою процедуру до конца. Возможно, вскоре и эта практика будет заменена, ведь Елена Александровна находится в постоянном поиске наиболее эффективного пути решения в условиях изменяемости ситуации, объемов и ответственности. И с третьей сессии она привезла не только Благодарность, но и множество новых идей, которые ей было бы интересно опробовать.
Елена Александровна и сама старается идти в ногу со временем. Имея за плечами два образования – среднее образование строителя и высшее экономическое, полученное в ТГУ (ныне филиал ДВФУ в городе Арсеньеве), она ежегодно проходит курсы повышения квалификации. Первые свои курсы она окончила в 2012 году заочно. А в числе последних достижений – получение корочки контрактного управляющего. То есть если наше предприятие по каким-либо причинам станет субъектом другого Федерального закона в области закупок № 44-ФЗ, то это не вызовет трудностей, ведь на этот случай у него есть подготовленный профессионал в этой области.
«Подготовка шла на протяжении трех недель, и это было действительно тяжело, даже для меня. Занятия проходили с девяти утра до семи вечера практически без перерывов. Я получила колоссальный объём информации, привезла много документов и полностью исписанный блокнот. Надо отдать должное руководству предприятия, которое тратит на меня деньги и время, ведь без постоянного развития в нашем деле нельзя», – делится Елена Александровна.
И это действительно так, ведь сегодня «Прогресс» является одной из пилотных организаций по внедрению на предприятиях Ростеха автоматизированной системы управления финансовой и закупочной деятельностью (АС ФЗД). Эта система призвана объединить в себе четыре ключевых блока – бюджетирование, управление финансами и ликвидностью, закупочную деятельность и управление договорной деятельностью. Это основополагающие аспекты любого хозяйствующего субъекта, и их объединение позволит предприятию видеть полную картину, проводить экономический и финансовый анализ и более качественно управлять этой информацией для принятия эффективных решений. Стоит отметить, что блок закупочной деятельности на предприятии сегодня уже функционирует с достаточными стабильностью и работоспособностью. «За это я горжусь нашим коллективом», – подчеркнула Елена Александровна.
Однако любые перемены всегда вызывают много вопросов, именно для этого существует профессиональное сообщество закупщиков холдинга «Вертолеты России», где в свободное время его участники обсуждают текущие проблемы, делятся опытом. Также в настоящее время прорабатывается вопрос о посещении Еленой Александровной других предприятий холдинга, чтобы посмотреть, как там все устроено, ведь слова – это одно, а увидеть своими глазами – совсем другое.