>Золотой фонд «Аскольда»

Виталий Николаевич Гармаш всю свою трудовую жизнь посвятил заводу «Аскольд» (входит в состав Союза машиностроителей России). Его многолетний профессиональный и плодотворный труд вошёл в историю машиностроительного предприятия.

Молодой специалист Виталий Гармаш после окончания Приморского авиационного техникума устроился работать мастером цеха № 9 по сборке шасси летательных аппаратов авиакомпании «Прогресс», ныне входящей в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

После службы в рядах Советской армии по приглашению главного инженера арматурного завода «Аскольд» Зусь Шмулевича Олинова продолжил свой трудовой путь конструктором в энергомеханическом отделе под руководством Федосия Маркова.

Стоит отметить, что в 1957 году как инструмент территориального управления народным хозяйством СССР были созданы государственные органы – советы народного хозяйства (совнархозы). Приморский совнархоз занимался вопросами промышленности и строительства. Дальнейшая работа Виталия Николаевича тесно переплетается с этим хозяйственным объектом.

«Аскольду» было разрешено хозспособом построить цех № 3, позже – цеха №№ 5, 6 и 7. Была создана рабочая группа из работников энергомеханического отдела. Специалисты оставались после работы и проектировали корпуса зданий. Наталья Трифоновна Горобец – строительную часть, Виталий Николаевич отвечал за металлоконструкцию ферм и перекрытий, за Геннадием Ивановичем Фроловым были закреплены сантехника, электрическая часть. Николай Петрович Гуняшев составлял проектно-сметную документацию.

В 1956 году на заводе было около трехсот единиц оборудования, численность работников – порядка 800-900 человек. Не так просто было что-то выбить из Совнархоза для завода. Составлялись сводные заявки на материалы, комплектующие, оборудование. От каждого предприятия приезжали туда «ходоки». Виталий Николаевич был знаком со всеми специалистами отдела оборудования Совнархоза. Обладая общительным характером, умением ладить с людьми, он умудрялся получать всё необходимое для успешной производственной деятельности «Аскольда». Связи, знакомства тогда многое значили. А понять структуру снабжения дорогого стоило для специалиста предприятия.

Когда «Аскольд» получил заказ на изготовление сложной и точной продукции – гирокомпасов, с помощью Совнархоза получили приличное современное импортное оборудование. Виталий Николаевич даже ездил в командировку в Москву и оперативно решал все вопросы.

В 1965 году партийным руководством страны было принято решение об отказе от территориальной системы управления промышленностью и о возвращении к отраслевой системе управления. Созданные в ходе реформы экономические районы были упразднены. Вместе с ними были ликвидированы советы народного хозяйства всех уровней и восстановлены промышленные министерства.

«Аскольд» – завод, который сегодня является одним из ведущих предприятий Приморского РО Союза машиностроителей России, – передали Министерству судостроения.

Стоит отметить, что трудовая стезя Виталия Николаевича сложилась на заводе удачно. Конструктор, затем – мастер цеха № 3, старший инженер энергомеханического отдела, далее ему доверяют должность начальника бюро планово-предупредительного ремонта энергомеханического отдела. А когда этот отдел разделили на два, Виталий Николаевич стал заместителем начальника главного механика. С 1969 года он – главный механик предприятия.

Была проведена колоссальная работа по монтированию пресса усилием 2,5 тысячи тонн в кузнечно-прессовом цехе № 2. Не забыть, как перебазировали горизонтально-расточные станки из цеха № 18 в корпус РУЗ. Буквально за три дня их установили и запустили.

В те годы при Министерстве судостроения работал институт «Индикатор», который находился в Ленинграде. Оттуда для завода присылали свои разработки по техническому обслуживанию оборудования. Аскольдовские специалисты постоянно подавали в институт свои предложения и замечания, которые потом непременно учитывались в документации. Проходило до 80 процентов предложений заводчан. Это говорит о высочайшем уровне профессионализма и большом опыте работы тружеников завода. На «Аскольд» приезжали специалисты перенимать опыт работы на высокоточных станках, учились у литейщиков, службы эксплуатации отдела.

Учитывая огромную разномодельность станков, было решено оснастить ремонтный цех комплексом оборудования по изготовлению различных шестерен, причём с полным циклом обработки, и шлицевых валиков, а также приспособлений для шлифовки станин.

Всё это пригодилось как нельзя кстати, когда ремонтно-механический цех № 23 перепрофилировали на изготовление сельхозтехники.

Сотрудники отдела главного механика приобретали запасные части для отечественного и импортного оборудования.

На заводе была создана группа слесарей по ремонту прецизионного оборудования. Это дало возможность на многих станках сохранить первоначальную точность по изготовлению деталей в течение 30 лет эксплуатации оборудования. Навсегда останется в памяти заводчан внедрение станков с числовым программным управлением. Была проведена огромная совместная работа с Александром Николаевичем Бирюковым, когда внедряли проточку кранов на токарном станке с ЧПУ. Для облегчения труда работников завода при поднятии тяжестей цеха оснастили кранами и кран-балками.

В 1984 году Виталий Николаевич был удостоен высокой правительственной награды – ордена «Знак Почёта». Он ветеран завода, ветеран труда, его фотография была помещена на городскую и заводскую Доски почёта.

В 90-х годах численность работников завода была порядка 12 тысяч человек и 2,5 тысячи единиц оборудования. Потом настало время тяжёлых перемен для аскольдовцев и страны в целом. Последовало массовое сокращение численности работников, не выплачивалась заработная плата. В 1997 году Виталий Николаевич решил уволиться с завода.

Работа на орденоносном заводе «Аскольд» оставила в сердце ветерана самые яркие и светлые воспоминания. Предприятие было смыслом его жизни, его побед, успеха и созидания.

от admin