>Инженерные войска России
Минирование, разминирование местности, наведение понтонных мостов – хорошо известная служба немалому количеству тех, кто прошел срочную службу в войсках российской армии. На современных предприятиях, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, работают и военные инженеры. Впрочем, в редакции газеты «Прогресс Приморья» есть сотрудники, служившие в свое время в инженерных войсках. По их словам, они об этом нисколько не жалеют. Хотя известно, что служба в названных войсках отличается особым риском, поэтому требует недюжинной выдержки, спокойствия, рассудительности и ответственности за себя и за своих товарищей.
День инженерных войск установлен Указом президента РФ от 18 сентября 1996 года с учетом исторических традиций инженерных войск, их вклада в развитие оборонного потенциала страны. Приказом министра обороны РФ от 23 сентября 1996 года предписано ежегодно 21 января отмечать в Вооруженных Силах День инженерных войск; учредить памятный знак «300 лет инженерным войскам России».
312 лет назад
Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.
16 января 1712 года Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом по его указу была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер— и обер-офицеров инженерных войск.
Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А. С. Пушкина.
В 1760 году из этой школы выпускается инженерным прапорщиком князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который направляется служить в Астраханский полк. Командиром этого полка был в то время полковник Александр Васильевич Суворов.
Во время Великой Отечественной…
Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854-1855 годы), во время русско-японской войны (1904 – 1905 годы) и первой мировой войны (1914-1918 годы).
В СССР инженерные войска создавались в ходе организации Советской Армии. В период Великой Отечественной войны выполняли задачи по инженерному обеспечению боевых действий. Особенно отличились воины инженерных войск в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. За подвиги во славу Родины более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск были награждены орденами и медалями, около 700 удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. Далеко за пределами России известно имя генерала-инженера Карбышева, не принявшего предложения служить немцам и замученного фашистами в концентрационном лагере, награжденного посмертно звездой Героя Советского Союза. Другой участник Великой Отечественной, военный инженер Виктор Некрасов, о котором газета «ПП», учрежденная Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России, рассказала на своих станицах в одном из номеров, воевал в качестве минера. Он создал нетленное произведение «В окопах Сталинграда» – о том, как готовился подрыв важных стратегических объектов на случай, если придется сдать врагу город на Волге.
90 лет назад родился (1923-1995) В.М. Шабанов, российский военный инженер, государственный деятель, генерал армии, Герой Социалистического Труда. В 1974-1990 гг. — заместитель министра радиопромышленности и министра обороны СССР по вооружению. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Родился в крестьянской семье.
В Красной Армии с 1940 года. В 1945 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени А. Ф. Можайского в Ленинграде. В период обучения проходил длительную войсковую стажировку в 1943-1944 годах в истребительном авиационном полку действующей армии Великой Отечественной войны на 1-м Украинском фронте в должности техника полка. С 1945 года лейтенант Шабанов — инженер-испытатель, затем — помощник ведущего инженера по испытаниям авиационной техники в НИИ ВВС. В 1949 году переведен в Специальное бюро № 1 (СБ-1) Министерства вооружений СССР (ныне — ОАО «Научно-производственное предприятие «Алмаз»). Там принимал участие в разработке и испытаниях первой в нашей стране авиационной радиоуправляемой системы «Комета», в состав которой входили самолет-носитель Ту-4 с бортовым радиолокатором и станцией наведения снаряда и сам крылатый самолет-снаряд с автопилотом и станцией самонаведения. Занимался разработкой основных блоков аппаратуры наведения и головки самонаведения снаряда. В 1952 году система «Комета» успешно прошла государственные испытания и принята на вооружение. С середины 50-х годов — главный конструктор Специального бюро № 1 (СБ-1), руководил разработкой систем К-20 и К-22, предназначавшихся для поражения наземных целей. Обе эти системы также успешно прошли госиспытания и были приняты на вооружение, устанавливались на самолеты Ту-95 и Ту-22М. За создание системы К-22 В.М. Шабанов был второй раз удостоен Государственной премии. В 60-е годы СКБ № 1 разработало ставшую знаменитой зенитную ракетную систему С-300П.
С 1972 года В. М. Шабанов — генеральный директор ЦКБ «Алмаз», создававшего зенитные ракетные комплексы. С 1974 года — заместитель министра радиопромышленности СССР, курировал работу по созданию радиоаппаратуры оборонного назначения.
С 1978 года — заместитель министра обороны СССР по вооружению. Генерал-полковник-инженер (1978). Руководил работами по принятию на вооружение ряда наиболее современных для того времени образцов вооружения и военной техники (ракетные комплексы стратегического назначения наземного и морского базирования, комплексы космической разведки и др.). Именно под руководством Шабанова были поставлены на вооружение известные во всем мире штурмовик Су-25, вертолет Ми-24 (лидер ПРО СМР ОАО ААК «Прогресс» выпустил в свое время серию таких винтокрылых машин), самолеты Ту-160, Су-27, МиГ-29, третье поколение танков (Т-80), боевая машина десанта (БМД-2), новый колесный бронетранспортер БТР-80 с дизельным двигателем и усиленной бронезащитой, ракетный комплекс «Точка», зенитный ракетный комплекс «Куб», самоходное орудие «Нона-С», гаубица «Мста» и другие. Воинское звание генерал армии присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1981 года.
С 1990 года – в Группе генеральных инспекторов министра обороны СССР. С 1992 года – в отставке. Жил в Москве. Скончался 30 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Инженерные войска сегодня
Инженерные войска современных армий состоят из соединений, частей и подразделений, разделяются по назначению: инженерно-саперные, штурмовых заграждений и разграждений, мостостроительные (мостовые), понтонно-мостовые (понтонные), переправочно-десантные (амфибийные), позиционные, маскировочного, полевого водоснабжения (добычи и очистки воды), инженерно-строительные и другие. В процессе реформирования инженерных войск ВС РФ приоритет отдается созданию компактных, технически оснащенных региональных комплектов, готовых к гибкому применению и решительным действиям в условиях возникновения военной угрозы, кризисных ситуаций природного и техногенного характера, способных выполнить необходимые задачи по инженерному обеспечению оперативно-стратегического развертывания войск и прикрытия Государственной границы.
По технической вооруженности инженерные войска Министерства обороны РФ по многим показателям превосходят лучшие образцы вооружения инженерных войск развитых стран или находятся на одном уровне с ними. Высокой оценки заслужили действия подразделений инженерных войск в «горячих точках»: Абхазии, Чечне, Боснии и Герцеговине, на таджикско-афганской границе и других местах боевых действий. Инженерные войска есть в структурах Министерства обороны, Внутренних войск МВД, Федеральной пограничной службы, МЧС. На них возлагается выполнение наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих использования техники, боеприпасов и специальной подготовки личного состава. Задача инженерных войск, обусловленная возросшей угрозой мирового терроризма и связанная с противодействием минному террору, по характеру комплексная, многополярная. Она требует специального оснащения, целевой подготовки специалистов. Сегодня эта задача оказалась на стыке служебной деятельности многих силовых структур и решается всеми в тесном взаимодействии.
Специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1 сентября 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева, с двумя филиалами — на базе Тюменского и Нижегородского ордена Ленина, Краснознаменного высших военных инженерных командных училищ.
Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Профессиональный праздник отмечают в России, Беларуси, на Украине. По традиции отметили его и ветераны инженерных войск Приморского края. И, как всегда, среди множества тостов один был наиглавнейшим – держать порох сухим, а свои инженерные навыки и умения применять только для созидания и сохранения мира на земле.