>Истребитель МиГ-15УТИ как показатель нашей исторической памяти
Судьба нашего города неразрывно связана с небом. Это становится ясным даже случайному гостю, впервые попавшему в Арсеньев. Первое, что бросается в глаза, по словам одного из них, это необычная концентрация памятников авиационной направленности. И верно: перед зданием заводоуправления Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, на стеле, разбросав лопасти соосных винтов, красуется «Чёрная акула». На центральном перекрёстке, словно зубр, опустивший голову перед броском, – боевой Ми‑24. Чуть дальше, по Калининской – мемориальный уголок памяти военному лётчику, Герою России Олегу Пешкову и его погибшим боевым товарищам.
Наверное, ни в одном городе нет такой ярко выраженной традиции – чтить свои трудовые успехи памятными артефактами из области профессиональной деятельности. И начало этому было положено в первой половине семидесятых, когда руководителем филиала КБ О. Антонова на Арсеньевском «Прогрессе» работал инженер-конструктор Риамир Измайлов. Он был связующим звеном между КБ и производством и оперативно решал все вопросы по выпуску самолёта Ан‑14 «Пчелка».
Будучи человеком энергичным и инициативным, Риамир организовал на предприятии бригаду молодых творческих, по-хорошему амбициозных специалистов, которые на волне первоначального энтузиазма первым делом решили утереть нос таким же спецам из КБ А. Яковлева. За короткий срок группа просчитала конструкцию лёгкого спортивного самолёта, сделала продувочную модель и отвезла её в город Жуковский в ЦАГИ. Пока шла продувка, на «Прогрессе», как принято по технологии опытно-конструкторских работ, был изготовлен полномасштабный деревянный макет И‑701 – так назвал свой аппарат Измайлов. Однако по результатам исследований в аэродинамической трубе было принято решение о нецелесообразности продолжения дальнейших работ, и макет оказался не у дел. Но подвернулся случай. В 1969 году в городе сдавался в эксплуатацию новый корпус авиатехникума. Сейчас трудно сказать, чья это была идея, но она была, несомненно, удачной. Невиданный доселе красивый спортивный самолёт, словно символ научного прогресса с его сложными поисками верных технических решений, логично занял своё место у входа в профильное учебное заведение.
Однако конструкция самолёта была деревянной, и вскоре пришло время её менять. Вот здесь и проявил свои лучшие профессиональные и личностные качества преподаватель техникума Борис Главатский, авиационный инженер, беззаветно преданный своей профессии.
«Он был одержимым, – вспоминает о своём коллеге Виктор Ковалёв, также принимавший участие в этой истории. – С его приходом учебно-прикладная база нашего учебного заведения пополнилась очень редкими наглядными пособиями. МиГ‑17, Ми‑2, Ка‑26, фрагменты палубного истребителя Як‑38. Каким образом он умудрялся всё это доставать, для нас оставалось загадкой».
Тогда же появился и основной претендент на замену памятника – серебристый МиГ‑15УТИ (учебно-тренировочный), который и встал на свою долгую культурно-историческую вахту в конце семидесятых. Ненавязчиво привлекая внимание подрастающих пацанов к авиации. Долгие сорок лет противостоял этот самолёт-солдат варварским набегам нашей детворы, не догадывавшейся ещё, что они дети «интеллектуалов и работников умственного труда», как было принято тогда говорить об арсеньевцах. А родителям некогда было объяснить своим чадам, что к памятникам как символам нашего прошлого нужно относиться бережно, с уважением, – родители работали. Да и сами-то родители (многие), в действительности страдающие дефицитом общей культуры и будучи не в состоянии рассказать детям о значении культурно-исторического наследия, растили (да и растят) себе подобных. В этом нетрудно убедиться и сейчас, понаблюдав за поведением взрослых с их малышами у памятника вертолёту Ми‑24 у Дворца культуры «Прогресс» в Арсеньеве. Побудешь там с полчаса и вместо прекрасного эмоционального заряда начинаешь испытывать внутренний дискомфорт, обиду и разочарование.
Как неприятную параллель можно привести ещё одну печальную историю. В конце семидесятых у спортивного комплекса «Полёт» в качестве памятника был установлен списанный самолёт Ан‑10. Красивая была машина. Детское кафе хотели в нём сделать. Не успели. Вскоре он был подожжён вандалами и утилизирован.
А что же наш некогда блистательный МиГ‑15УТИ, один из самых выдающихся истребителей мира? Выдержал ли он схватку со временем и многолетнюю агрессивную «любовь» нашей детворы? Нет, конечно. Здесь и Т‑34, наверное, спасовал бы. Самолёт ведь конструкция хоть и прочная, но более хрупкая, с тонкой настройкой её составляющих, требующих бережного к себе отношения.
Группа экспертов, куда вошли ветераны-авиаторы, руководство колледжа во главе с его директором Сергеем Дубовицким, преподаватели, работники ААК «Прогресс», осмотрев самолет, установленный на постаменте, пришла к выводу, что памятника как такового уже нет. От самолета осталась одна дырявая оболочка. Двигатель и системы отсутствуют. Дюралевая обшивка планера в результате механических повреждений и коррозии местами пришла в полную негодность. Полностью уничтожена и зашита листовым железом кабина лётчиков, отсутствуют многие технические лючки, часть обшивки покрыта несколькими слоями нештатной окраски, затрудняющей в дальнейшем реставрационные работы. Во многих местах повреждены поверхности рулей управления, вырвана хвостовая часть планера, на крыле и фюзеляже большое количество вмятин и иных повреждений.
«Очень жаль, – высказал свое мнение Виктор Ковалев, преподаватель техникума, который однажды уже спасал этот МиГ от утилизации. – В таком состоянии самолёт уже утратил свою культурно-историческую ценность. Вот если бы кто-то взялся за его глубокую реставрацию. Тогда можно было бы попытаться его спасти, сохранив для потомков. Но для этого нужны немалые деньги, а где их взять?»
Такого же мнения были и остальные члены общественно-экспертного совета, включая и автора этих строк. И тогда мы решились. Мы – это сотрудники Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра, создаваемого в Арсеньеве ветеранами ААК «Прогресс» на средства краевой субсидии. Посовещавшись, мы включили реставрацию этого многострадального МиГа в план мероприятий центра на 2021 год, указав этот редкий экземпляр как раритетный, запланировав, таким образом, финансирование ремонтных и восстановительных работ нового экспоната музейно-выставочного центра. Так был найден единственно возможный способ спасти эту редкую машину. Ведь сколько бы ни обсуждала городская общественность дальнейшую судьбу истребителя (и это прекрасно!), иной источник финансирования реставрационных работ найти практически невозможно.
А как же колледж? Неужели он останется теперь без привычного смыслового символа, так украшавшего город более сорока лет и ставшего чуть ли не его визитной карточкой? Нет, конечно. Этот вопрос был изначально в подсознании каждого члена экспертной комиссии. Но первым его произнёс вслух директор колледжа Сергей Дубовицкий, уже успевший многое сделать для развития своего учебного заведения за столь короткий срок своего руководства. После обсуждения с главой Арсеньевского городского округа Владимиром Пивень и руководством ААК «Прогресс» было принято решение создать на предприятии общественную производственную бригаду по проектированию и изготовке нового долговечного макета авиационной направленности для установки его на постамент. Который, кстати, остался на прежнем месте и к концу года вместе с размещённым на нём новым символом будет готов принять облик обновлённого памятника.
20 января работники Дальневосточного музейно-выставочного центра по согласованию с дирекцией колледжа с помощью сотрудников ГИБДД осуществили непростую операцию по перемещению МиГ‑15УТИ с территории колледжа на территорию выставочной площадки центра. Руководил процессом транспортировки и её организацией ветеран ААК «Прогресс» Александр Яковлевич Захарьящев со своим незаменимым помощником Александром Петровичем Синицыным. Их рабочему тандему, как я уже успел убедиться, по плечу работа любой сложности. Так, два месяца назад они успешно произвели доставку крупногабаритного истребителя Су‑27УБ из Ц. Угловой на выставочную площадку центра.
В городе Арсеньеве в рамках поручения губернатора Приморского края О. Н. Кожемяко подходит к концу второй – заключительный – этап работ по благоустройству Дальневосточного музейно-выставочного центра некоммерческого партнёрства «Дальневосточный музей авиации».
На выставочной площадке оборудованы места стоянок экспонатов, установлено ограждение, заасфальтированы пешеходные дорожки, оформлены газоны, высажены зелёные декоративные насаждения, работают системы видеонаблюдения и ночного освещения, отреставрирована и покрашена авиатехника (экспонаты), разработана и внедряется система электронной продажи входных билетов, закончено возведение административно-выставочного павильона, начата работа по тематическому оформлению выставочного зала павильона и конференц-зала.
В начале лета планируются работы по укладке искусственного покрытия подъездной дороги, автопарковки и центральной площадки авиамузейного центра. Фактически с выполнением этих работ и открытием административно-выставочного павильона Центр будет готов к открытию и полноценной работе как новый объект культурно-исторического наследия и привлекательный туристический объект краевого значения.
Открытие Центра планируется на второй квартал 2021 года.
Фотоотчёты о деятельности Центра регулярно размещаются на сайте администрации Арсеньевского городского округа.