>И рождественская, и новогодняя…

В России Новый год и Рождество Христово во все времена шагали рядом. Граждане всех сословий, социального статуса и профессий тщательно и трепетно готовились к предстоящим торжествам. Что ни говори, а наступление Нового года и рождение Иисуса Христа — события для православных людей знаковые, а потому имеющие особую важность.

Интересно то, что до революции 1917 года и прихода к власти большевиков во главе с Ульяновым (Лениным) Рождество и Новогодняя елка были неделимыми понятиями, поэтому зеленую красавицу устанавливали именно на Рождество. Российские семьи украшали привезенную из леса елку различными игрушками, водили хороводы, наряжались в сказочных героев, пели песни, читали стихи, получали подарки от Деда Мороза и Снегурочки. В русской литературе есть множество свидетельств участия россиян в рождественских праздниках, куда обязательно включались уличные забавы. Запряженные лошади с бубенцами, ледяные горки, катание на коньках на пруду — неотъемлемые атрибуты праздника. По сложившейся в государстве традиции шпиль елки венчала Вифлеемская звезда.

Заметим, что в советское время звезда осталась, но красная, похожая на кремлевскую. Во время Гражданской войны 1918-1922 годов россияне, несмотря на разруху, голод, болезни, все равно встречали Рождество. В Белой армии, например, на передовую доставлялись рождественские подарки, приготовленные родственниками офицеров. В дальневосточной литературе есть свидетельства того, как на Амуре красноармейцы под командованием Тряпицына перехватили накануне Нового года белый обоз, следовавший из Николаевска-на-Амуре в отряд экспедиционного корпуса полковника Вица. После досмотра оказалось — рождественские подарки. Даже война не могла подорвать христианскую традицию — широко отмечать Рождество Христово. Впрочем, большевики хоть и не праздновали Рождество, но Новый год встречали. Известен факт установления елки в одной из школ на окраине Москвы, в Сокольниках, в 1919 году для детей младшего возраста, которая была украшена электрической гирляндой. Были здесь и подарки: автомобиль, труба, барабан, кукла и другие. По воспоминаниям современников, подарки в Сокольники привез Ленин. Впрочем, в большой семье Ульяновых до революции праздник Рождества отмечался всегда. Возможно, придерживаясь семейной традиции, Ленин не упразднил елку, хороводы, песнопения и прочие сопутствующие Новому году атрибуты.

Все резко изменилось, когда не стало Ленина. Его соратники запретили устанавливать елку, разглядев в ней большой вред, причислив лесную красавицу к поповско-буржуазному пережитку. Таким образом, лишив на десятилетие жителей огромной территории РСФСР возможности праздновать не только Рождество, но и семейный праздник — Новый год.

Однако жизнь брала свое — в обществе с ностальгией вспоминали и Рождество, и Новый год. Большевики были вынуждены исправлять ситуацию. В одном из декабрьских номеров газеты «Правда» за 1935 год Павел Постышев, руководитель областной парторганизации города Киева, обратился к читателям со статьей «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Заметим, что во время Гражданской войны Павел Петрович руководил на Дальнем Востоке Хабаровской большевистской партийной организацией и пользовался авторитетом среди товарищей. Автор, как было принято в то время, начал с идеологической составляющей: «в дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на красавицу, сверкающую разноцветными огнями, и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, в детских домах, во дворцах пионеров, детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!..».

В одночасье лесной елке вернули статус новогодней. Естественно, инициативу Постышева одобрили в столице, и дальше, как говорится, все пошло веселей. Все секретари районных комитетов получили телеграммы от Московского комитета комсомола, в которых рекомендовалось «устраивать под Новый год для пионеров и школьников елки, как в школах, так и в детских домах, клубах, кинотеатрах и на катках».

Важным стало то, что Московский областной исполком дал указание лесхозам, находящимся за пределами 50-километровой лесопарковой зоны, о заготовке елок. Предписывалось проводить порубку елок 15-20-летнего возраста под наблюдением специалистов. И работа закипела. Особое усердие проявили тогда комсомольцы…

Новый, 1936 год, в западных районах страны был встречен с размахом. Но только не на Дальнем Востоке. Здесь нововведение удалось осуществить через год. Приморский краевед Нелли Мизь пишет, что «новый, 1936 год, Приморье встречало на старый манер, но тоже неплохо… Образцово-показательный фруктово-кондитерский магазин по адресу: Ленинская, 5 (ныне ул. Светланская) был открыт 29 декабря. Он широко рекламировался как нечто необыкновенное. И действительно был таковым: не только по обилию представленных здесь фруктово-кондитерских товаров, виноградных шампанских и шампанских вин. Магазин просто потрясал посетителей свими интерьерами. Достаточно сказать, что прилавки и полки в нем были покрыты плюшем и бархатом».

«Во Владивостоке в декабре 1935 года, — продолжает автор, — работали один городской театр и четыре кинотеатра. В предновогодние дни в театре шел спектакль «Старый скрипач». Кинотеатры показывали следующую программу: «Уссури» — звуковой художественный фильм «Новая родина», «Арс» — французскую ленту «Отверженные» по роману В. Гюго, Тан-пин-ян (располагался на месте нынешнего торгового центра «Родина») — звуковой художественный фильм режиссера Довженко «Аэроград», «Комсомолец» — «Песнь о первой девушке».

Новый год во Владивостоке в 1935 году отмечался только в трех ресторанах, причем весьма скромно. «Челюскин» (ныне «Версаль), к примеру, сообщал, что 31 декабря, на встрече Нового года, будет джаз-концерт, бой конфетти и серпантина. Гостей готовы развозить дежурные автомашины».

Что ни говори, а возвращение елке статуса новогодней заметно оживило и разнообразило жизнь граждан большой страны, ступившей на путь индустриализации и электрификации. Независимо от политической обстановки, рабочие, колхозники, государственные служащие за многолетний период сделали елку главной героиней новогодних праздников, доставив таким образом радость не только себе и своим близким, но, в большей мере, детям, для которых Новый год и елка были единым целым. Но в те далекие 30-е годы прошлого века елка входила в дома советских людей постепенно. Если центральная часть страны «впустила» к себе елку в 1936 году, то в городе далеком, но нашенском она появилась накануне 1937 года. Газеты того времени сообщали, что во Владивостоке были установлены три зеленые красавицы: в Доме культуры Красной Армии и Флота (ныне Дом офицеров), на катке, залитом на площади Колхозного базара и последняя — на катке Добровольного спортивного общества профсоюза рыбников «Прибой». В Доме культуры, как сообщали газеты, помимо хороводов и танцев вокруг четырехметровой лесной красавицы, богато иллюминированной разноцветными лампочками, праздничная программа предусматривала выступление квартета московского художественного академического театра, костюмированный бал-маскарад. Как отмечает Нелли Мизь, «известно, что именно у этой елки (Добровольного спортивного общества профсоюзов «Прибой». — Ред.) 31 декабря в восемь часов вечера начался карнавал-маскарад и длился до двух часов ночи. За лучшие костюмы были предусмотрены призы».

Многое пришлось пережить нашей стране с той поры. Многие, кто праздновал тот Новый год, остались в памяти, сгинув в ГУЛАГе, пропав на фронтах Второй мировой войны, не выдержав испытание перестройкой, но елка, лесная красавица, осталась жить и радовать нас и наших детей своим присутствием на новогоднем празднике. Это относится и к тем производственникам, которые являются членами Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Для них елка, а сегодня и рождественские праздники — символ возрождения, тепла, домашнего уюта и исполнения желаний в новом году. И это видно невооруженным глазом — на улицах, площадях, стадионах, катках, хоккейных коробках, где за время каникул побывали жители нашего края, включая сюда и тех, кто работает на предприятиях, входящих в ПРО СМР. И если год начался на мажорной ноте — значит, быть ему и дальше таковым.

Подготовил Марк Сергунин

от admin