>Кадры — важное звено в команде

Как театр начинается с вешалки, так и работа любой организации начинается с кадровой службы. В этих кабинетах и коридорах начинается трудовой путь молодого специалиста на предприятии, а у некоторых продолжается очередной этап жизни. Быть может, кто-то скажет, что в неприметной работе кадровика нет ничего особенного и интересного: принимают, увольняют, переводят. Результаты его ежедневного труда не лежат на поверхности, не бросаются в глаза. Но успешная и качественная работа любого предприятия и сплоченность коллектива прежде всего зависят от грамотности специалиста, выбирающего эти кадры. Кадровая служба — важное звено в команде авиационной компании «Прогресс», которая выполняет главную роль в поборе персонала и обеспечивает «летающий» завод грамотными и квалифицированными специалистами.

19 декабря служба управления персоналом ПАО ААК «ПРОГРЕСС», лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, отметила свое 80-летие.

Свою историю кадровики завода отсчитывают с приказа № 5 начальника строительства и директора завода № 116 Владимира Григорьевича Ирьянова от 19.12.1936 года. Этим приказом была утверждена структура отдела кадров завода. Первым начальником и кадровиком в одном лице был Дмитрий Константинович Семачев. По мере прибытия первых поселенцев штат отдела кадров увеличивается, и в 1938 году образуются отдел по найму и увольнению и отдел по подготовке кадров. Особенно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров на стадии строительства авиационного гиганта. Так, в январе 1938 года требовалось не менее 5 тысяч различных специалистов. Управление завода в срочном порядке организовало ускоренные курсы каменщиков, плотников, маляров, арматурщиков и других необходимых на стройке специальностей, ведь первые кадры, пришедшие работать на строительство завода, состояли в основном из местных крестьян из сел Семёновка, Таёжка и Пухово.

Функции кадровой службы в Арсеньевской авиационной компании, даже в период ее становления, были гораздо шире, чем прием или увольнение работников. В современном промышленном производстве огромное значение приобретает человек труда. От его квалификации, знаний, опыта и человеческих качеств во многом зависят производственные и экономические успехи предприятия. Поэтому важнейшими задачами кадровой службы предприятия во все времена являлись обучение работников и повышение их квалификации. Очень острой стала кадровая проблема в годы войны. На фронт были призваны тысячи квалифицированных рабочих завода. На их место в цеха пришли подростки, которым явно не хватало опыта и знаний. Но система обучения, которая уже сложилась к тому времени на предприятии, позволила подготовить необходимый кадровый резерв. И вчерашние школьники с честью выдержали это испытание, постоянно наращивая объемы выпуска столь необходимых стране самолетов.

В послевоенное время в окончательном виде сложилась трехступенчатая (школа — училище — вуз) система подготовки кадров предприятия, которая во многом сохранилась и в современных экономических условиях. Сегодня, когда многие предприятия в стране вынуждены отказаться от поддержки «подшефных» школ, училищ и институтов, ПАО ААК «ПРОГРЕСС» сумело сохранить систему базовых профессиональных учебных заведений, сотни выпускников которых ежегодно приходят работать на завод.

Специалисты кадровой службы, принимая участие в проекте «Карьера», информируют школьников о востребованных профессиях на заводе и о целевом наборе в высшие учебные заведения. Главная идея проекта — создание четких требований, которые можно предъявить будущим выпускникам, дать им возможность определиться с выбором профессии и соответствовать критериям, которые предъявляет предприятие при трудоустройстве на работу. Компания сотрудничает прежде всего с филиалом ДВФУ, являющимся настоящей кузницей инженерных кадров для ПАО ААК «ПРОГРЕСС».

В авиационной компании разработана и действует система, позволяющая контролировать первые шаги молодых рабочих, чтобы обеспечить им максимально комфортную профессиональную, психологическую и социальную адаптацию в новых условиях. Для этого в цехах сегодня действуют советы мастеров, которые непосредственно на рабочем месте помогают молодежи освоить азы профессии. Важно отметить, что за стажировку молодых рабочих и инженеров отвечают начальники цехов. Важной ступенью отбора перспективных молодых работников являются конкурсы профессионального мастерства среди рабочих и ежегодные всероссийские конкурсы среди специалистов.

Так сложилось, что работа кадровика стала женской профессией. Ведь только наши внимательные, аккуратные, отзывчивые женщины способны ежедневно выполнять хлопотную и кропотливую кадровую работу.

Начальником службы управления персоналом является Елена Борисовна Лесникова. Курирует работу службы заместитель управляющего директора по управлению персоналом Евгений Викторович Макаров. Благодаря его деловым качествам и организаторским способностям кадровики славятся своим профессионализмом и новаторским подходом к делу.

«Сейчас на службу управления персоналом возлагается гораздо больше функций, чем это было раньше, — рассказывает Елена Борисовна. — Приоритетными направлениями являются подбор персонала для работы на новых производствах (механический цех, литейное производство, контрольно-испытательная и летно-испытательная станции), аттестация и оценка персонала, работа с резервом руководителей. А также рекрутинг — это привлечение квалифицированных специалистов на предприятие из числа выпускников профильных учебных заведений. В связи с некоторыми финансовыми трудностями в 2016 году рекрутинг проводился дистанционно, предлагались вакантные места выпускникам вузов по специальностям, востребованным на нашем предприятии.

Сегодня в наши обязанности входит внедрение и ведение на предприятии жилищной, пенсионной программ и программы дополнительного медицинского страхования. Осваиваем новое направление — внедрение профстандартов. Это требования к квалификации должности. Кадровики — пионеры в освоении, уже работаем по профессиональному стандарту. Сейчас наша профессия называется «специалист по управлению персоналом».

В 2016 году службой управления персоналом в ПАО ААК «ПРОГРЕСС» было принято на работу 950 человек, уволено 726 человек, в эти показатели вошли и работники, вышедшие на заслуженный отдых. В том числе 60 руководителей — это начальники бюро, руководители высшего звена и мастерский состав. Из числа руководителей принято на работу 35 человек. Численность работников предприятия на начало года составила 6200 человек, а на сегодняшний день — 6400 человек.

К сожалению, квалифицированными рабочими кадрами мы сегодня не можем обеспечить потребности основного производства. Чтобы решить эту проблему, принимаем на работу учеников, чтобы в будущем получить высококлассного работника. Процесс доведения работников от учеников до рабочих-разрядников осуществляют наши старшие товарищи и коллеги — специалисты Учебного центра.

По-прежнему дефицитными специальностями являются инженерные профессии — это технологи и конструкторы. В 2016 году трудоустроено 16 молодых специалистов. Это выпускники технических вузов г. Иркутска по специальностям авиационной направленности, а также выпускники Санкт-Петербургского университета — специалисты в литейном производстве. Молодые специалисты трудоустроены в отдел эксплуатации и сервисного обеспечения, летно-испытательную станцию и отдел главного металлурга.

Большую роль играет географическое положение нашего предприятия — ехать из центральной части России на самый ее край не каждый захочет. Мы помогаем молодым специалистам, заключая с ними дополнительное соглашение на оплату труда, и выплачиваем единовременное пособие в размере 15000 рублей. Предлагаем стать участниками жилищной программы.

О коллективе хочется сказать отдельно. Всего в службе работает 30 человек, в том числе один мужчина — наш программист Андрей Валентинович Береснев».

Кадровик в какой-то мере обязан быть психологом, которому под силу решить и социальную, и материальную, и психологическую проблему сотрудника. Ведь посетители не всегда приходят с благими вестями. Сотрудники службы прилагают максимум усилий, чтобы обстановка в коллективе оставалась здоровой и дружной, способствующей улучшению работы предприятия в целом, активно участвуют в общественной жизни. Здесь работают люди с добрыми сердцами.

Заслуженные работники — Лариса Петровна Бардокина и Галина Александровна Завгородняя. Их труд неоднократно отмечался благодарностями и почетными грамотами. Галина Александровна имеет почетное звание «Ветерана труда», к 100-летию со дня рождения знаменитого авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля награждены юбилейными медалями.

За последние годы коллектив «помолодел» и обновился. В дружную команду влились новые сотрудницы — все высокого уровня профессиональной подготовки.

Бюро личного стола, которое ведет рутинную и самую сложную кадровую работу, возглавляет профессионал своего дела Александра Николаевна Ночная. Александра Николаевна впервые пришла в кадры на период летних каникул, будучи еще студенткой. Сегодня эта девушка стоит на одной ступени с опытными ветеранами кадровой службы. Ее приобретенный опыт и знания не только в кадровом делопроизводстве, но и в трудовом законодательстве делают работу всей службы высококвалифицированной. Бюро подбора персонала возглавляет Анастасия Владимировна Попова. Несмотря на свой юный возраст, это специалист с высоким уровнем профессионализма. Самое ответственное направление — соответствие всей кадровой работы стандартам и системе менеджмента качества — обеспечивает правая рука руководителя, заместитель начальника службы Наталья Геннадьевна Дедок. Все работники службы очень ответственные и исполнительные специалисты.

Неутомимые помощницы заместителя управляющего директора по управлению персоналом и начальника службы управления персоналом секретари–референты Ольга Аркадьевна Крайнова и Екатерина Васильевна Потебня вносят достойный вклад в работу кадровой службы. Эти девушки всегда проявляют чуткость, заботу и внимание к людям.

Нельзя не отметить работу старшего инспектора по бронированию Натальи Ерёменко и инспектора Ирины Шугайло. Их рабочие кадры состоят сугубо из мужского контингента. Нет лучшей профессии для мужчины, чем служить Родине. И в учетном военном столе всегда царит порядок и свойственная им организованность.

От всей души поздравляем сотрудников службы управления персоналом с юбилеем! Пусть прекрасные чувства согревают ваши сердца и дарят окрыление для новых успехов в сфере, которой вы посвятили свои знания и талант. Желаем вам крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, творческих успехов в вашей ответственной работе, реализации всех намеченных планов и большого человеческого счастья.

Анжела Алексеенко, фото С. Макаренко

от admin