>Кадры для промышленности
Двоякое впечатление произвело на всех присутствующих совещание, проведенное 21 марта с.г. в Дальневосточном федеральном университете.
Вроде бы и повестка дня более чем актуальная — координационное совещание на тему «Совершенствование системы подготовки инженерных кадров для промышленности Дальневосточного региона» и были заявлены первые лица края и университета, приглашены руководители ведущих промышленных предприятий края. Но, к сожалению, продуктивного разговора не получилось. Очередной раз не услышали друг друга власти края и представители промышленности. До перерыва выступали представители администрации края и университета, после перерыва — представители промышленных предприятий. Только после перерыва, по странному стечению обстоятельств, представители администрации края, кроме департамента промышленности и транспорта, покинули совещание. Но если заняты, зачем назначали на это время? И как сказал генеральный директор ОАО «Радиоприбор» Михаил Харченко: «Для чего мы здесь собрались? Где администрация края? Кто нас услышит?».
А услышать было что и было чему поучиться. Директора заводов и их представители, руководители общественных организаций и объединений работодателей (СоюзМаш России, Конгресс промышленников и предпринимателей, Альянс строителей Приморья, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта) подняли актуальные темы для обсуждения, высказали свое видение решения проблем, поделились опытом подготовки кадров высшей квалификации. Один только ОАО ААК «Прогресс» ежегодно планирует и реализует около 70 млн рублей на подготовку и переподготовку специалистов различной квалификации.
Закон стоит пересмотреть
Надо отметить, что вопросы совершенствования системы обеспечения кадрами предприятий промышленности края и региона регулярно рассматриваются на различных уровнях власти. Последнее совещание на эту тему прошло во Владивостоке под руководством помощника Президента РФ Андрея Фурсенко и губернатора Приморского края Владимира Миклушевского не далее как 12 и 13 февраля текущего года…
Согласно последним данным краевого департамента труда и социальной политики, потребность Приморья в трудовых ресурсах к 2016 году составит дополнительно 14 тысяч человек. По прогнозам, разработанным этим ведомством, более всего потребность в специалистах возникнет в сфере обрабатывающих производств, автомобиле— и судостроении, сфере услуг, включая коммунальные и социальные. Уже сегодня наблюдается дефицит сотрудников со знанием иностранных языков в секторе обслуживания — это гостиницы и рестораны. Владивосток медленно, но верно превращается в международный туристический центр Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом постоянно требуются рабочие руки в отраслях транспорта и связи. Поэтому известный лозунг времен Советского Союза «Кадры решают все!» в Приморье до сих пор актуален и, наверное, будет актуален еще долго.
Как известно, подготовка инженерных кадров нового поколения — это ключевой фактор создания отечественной инновационной экономики на основе технологий нового уклада и обеспечения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.
Решать кадровую проблему можно по-разному. Например, привлечением трудовых ресурсов как высшего, так и среднего звена, из других регионов страны, в том числе и за счет федеральной программы по переселению соотечественников. Также можно готовить специалистов в родных пенатах, в средних специальных и высших учебных заведениях. Или заняться переобучением подготовленных сотрудников на востребованные специальности.
Но, как подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович, чтобы готовить кадры, мы должны понимать, подо что их готовить. Это, во-первых. Во-вторых, по какому пути, и в каком направлении будет развиваться наша промышленность в ближайшие годы. По его словам, отсутствие дорожной карты развития промышленности региона и края — одна из главных проблем, тормозящих подготовку кадров в высшей школе для производства. Чтобы ее устранить, необходимо пересмотреть или внести изменения в закон Приморского края 2008 года «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», который уже морально устарел.
— Но перед этим надо провести рабочие встречи с руководителями компаний, госкорпораций, холдингов, концернов и советов директоров предприятий различных форм собственности, работающих в крае, и понять, что готовы сделать власти края для развития местной промышленности. Какие планы развития могут предложить, какие вложения в развитие предприятий и края готовы внести компании, — сказал в своём выступлении Михаил Колтович.
Гордиться заводами
Отсутствие законодательной базы по промышленной политике Приморского края – одна из проблем, мешающих развитию промышленности в регионе и соответственно привлечению на предприятия молодых дипломированных специалистов. Дело в том, что до сих пор не приняты Федеральный закон «О промышленной политике РФ» и краевой Закон «О промышленной политике Приморского края», давно, кстати, подготовленный. Для его реанимации надо лишь возобновить работу уже созданной рабочей группы по его доработке. На федеральном уровне с этим вопросом мог бы разобраться депутат Госдумы от Приморского края Виктор Пинский. Тем более, что принятие этого закона в интересах Федерации профсоюзов Приморья.
— У нас упал престиж не только инженера, но и вообще рабочего человека. Предприятия меняют форму собственности, объединяются, ликвидируются и, в конечном итоге, забываются. А ведь это наша история, наши достижения. Благодаря промышленным предприятиям, заводам и людям, работающим на них, росла и множилась слава Приморского края, укреплялись могущество и обороноспособность нашей страны. В свое время мы предлагали прежней краевой администрации создать во Владивостоке Аллею трудовой славы, где можно было бы поместить информацию о всех наших предприятиях, а также о работниках заводов, колхозов, членах экипажей кораблей и так далее, награжденных государственными наградами, государственными премиями и почетными званиями. Сегодня исчезли или переместились на внутреннюю территорию заводов Доски почета лучших работников. Мы просим губернатора Приморского края поручить рассмотреть этот вопрос специалистам соответствующих структур администрации края. И это должно быть сделано во всех муниципальных образованиях Приморья. Мы должны гордиться своим прошлым, своими родителями, близкими, знакомыми, своими заводами, — отметил в своей речи Михаил Колтович.
Для справки, сегодня в Приморье только звания «Заслуженный машиностроитель России» удостоены 46 человек.
Вернуть физику на госэкзамен
Не секрет, что в последние годы уровень подготовки абитуриентов, поступающих в технические вузы, заметно снизился. Во многом из-за исключения физики из ЕГЭ в средних школах как обязательного предмета. Но без знания физики невозможно подготовить хорошего инженера. Поэтому необходимо сделать государственный экзамен по этому предмету обязательным. Такую мысль высказывали некоторые представители промышленных предприятий.
Также выступающие подчеркивали в своих докладах, что для повышения социального престижа инженерной профессии и для закрепления инженерных кадров на промышленных предприятиях края необходимо ввести беспроцентную жилищную ипотеку для молодых специалистов. Кроме того, обеспечить всех желающих молодых специалистов участками земли для строительства доступного жилья эконом-класса на условиях долевого финансирования промышленными предприятиями. Решением этих задач должны заняться краевые и муниципальные власти. Иначе подготовленные кадры будут уезжать из Приморья.
Бывает и такое, что выпускники технических вузов из-за рассогласованности между рынком образовательных услуг и рынком труда не могут должным образом трудоустроиться по специальности. Чтобы этого не было, необходимо вернуть систему государственных заказов вузам на подготовку и распределение специалистов на промышленные предприятия. Система должна предусматривать оформление договора между предприятием и вузом, где бы оговаривалась компенсация затрат на обучение работой на предприятии по специальности в течение не менее трех лет, как это было во времена Советского Союза.
Практика на предприятии
По словам одного из выступающих на совещании, искать студенту работу на 4—5 курсе уже поздно. Профориентацию надо проводить на уровне первого курса. И тех, кто серьезно настроен связать свою жизнь с профессией, необходимо отбирать в отдельную группу, чтобы эти «избранные» проходили практику летом на промышленных предприятиях, чтобы почувствовали вкус к работе. Поэтому система профессионального обучения во время получения высшего образования очень важна. Тому пример взаимодействия филиала ДВФУ в городе Арсеньеве с авиакомпанией «Прогресс».
— Между филиалом ДВФУ, который расположен в Арсеньеве, и компанией «Прогресс» налажены тесные и плодотворные взаимоотношения. Они направлены на взаиморазвитие, на взаимокорректировку. У нас создан координационный совет, поэтому, все мероприятия, которые мы проводим ежегодно, только улучшают процесс обучения и подготовки студентов и работу предприятия в целом. Преподаватели филиала ДВФУ постоянно проходят у нас стажировку. Высококвалифицированные специалисты авиакомпании «Прогресс» участвуют в преподавательской деятельности, преподаватели филиала читают лекции на предприятии. Студентам предоставлена обширная производственная база для проведения практики, стажировки, написания научно-исследовательской работы и дипломных проектов. Наше предприятие – основной потребитель выпускников по специальности «самолетостроение» и «технология машиностроения». Мы в любой момент можем брать молодых специалистов, — рассказала Елена Абиева, начальник учебного центра ОАО «Прогресс».
В свою очередь Михаил Колтович предложил «разработать и законодательно утвердить специальную программу проведения практик на предприятиях, разработки курсовых и дипломных проектов по конкретным заданиям предприятий».
Решение по совещанию не принято
Участники совещания высказали мнение, что решение по проведенному совещанию необходимо доработать с учетом предложений, поступивших от работодателей. Доработку решения поручили Приморскому региональному отделению СоюзМаш России. Принятое решение мы осветим в нашей газете.