>Как стать культурным человеком?
В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры в Центральной библиотеке города Арсеньева состоялось мероприятие в формате круглого стола «Литература — копилка культуры, мудрости и опыта». К тому же 2015 год официально объявлен Годом литературы.
Этот вопрос оказался интересен как для депутата городской Думы Владимира Авгимяна, так и для представителя Арсеньевской епархии отца Германа. Также были приглашены представители общественности, педагоги школ города, сотрудники ОАО ААК «Прогресс» и учащиеся старших классов.
Вступительное слово взяла заместитель директора МБУК ЦБС Маргарита Отрощенко: «Согласно всем известной статистике, наша страна была самой читающей страной мира. Несмотря на отсутствие книг в широкой продаже, люди приобретали подписные издания, собирали многотомные сочинения классиков. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Мода на чтение ушла. И действительно, в интерьере сегодняшнего времени портрет нашего современника проще представить за монитором компьютера или с ноутбуком, чем с книгой в руках.
Книга — копилка культуры, опыта, мудрости, источник знаний, могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Прославлению книги посвящают свои вдохновенные строки многие мыслители, ученые, писатели, поэты».
На такой мажорной ноте продолжилась дискуссия собравшихся гостей. Очень бурно обсуждался вопрос, может ли человек, не читающий книг, быть успешным в профессии и в жизни?
«Многим нашим соотечественникам, когда они приезжают в другие страны, кажется, что это общество более культурно, чем наше. Но я совершенно уверен, что это никак не связано с огромной любовью к книге. Это не значит, что эти люди более начитаны. А русские всегда любили читать и любили литературу. В каждой стране есть свои классики и свои духовные ценности, и это уже зависит от воспитания и от среды, в которой развивается и растет человек», — высказал своё мнение Владимир Авгимян.
Также на повестке дня стоял вопрос о вечных ценностях и о моде на чтение книг.
В защиту классических произведений выступили старшеклассники. «Благодаря нашей учительнице литературы, которая привила нам любовь к чтению еще в младших классах, я зачитываюсь классикой. И считаю, что нечитающий человек может быть успешным в профессии, но не в жизни. Культура человека формируется под влиянием литературы», — сказала ученица 10 класса школы № 4 Анастасия Бочагова.
Её поддержала главный редактор газеты «Бизнес-Арс» Евгения Суриц: «Надо делать акцент на то, что привили тебе в школе и с тем ты идешь по жизни. Но, увы, не всем в этом везет. Здесь учитывается и авторитет учителя, и воспитание в семье. Классические произведения помогают и в жизненной ситуации, и для настроения. Они способствуют духовному развитию и размышлению над происходящим. И почти всегда эти произведения можно применить к любому времени, строю и обществу. Многое зависит и от самого человека — хочет ли он этого».
Далее беседа приобрела более современное направление, и речь пошла о цифровых книгах и традиционном чтении. В чем преимущество одних над другими?
«Почитайте Чехова, там всё есть, — отметила предприниматель Татьяна Полякова. — А нынешние обладатели планшетов и айфонов далеки не только от классики, но и от литературы вообще. Причем это личности, которые неплохо учатся в школе. Это совсем другое поколение. Изменилось общество, а с ним и ценности».
Во время дискуссии слово взял представитель «нового поколения», председатель Совета молодежи авиакомпании «Прогресс» Эдуард Шведченко: «Сейчас очень выручает современный кинематограф, который ставит классику и переснимает старые фильмы. Медиа-пространство заполнено настолько, что можно в любое время посмотреть любой старый или вышедший в прокат современный фильм по классическим произведениям. И я считаю, что этих эмоций достаточно. А вот почитать современную литературу может не каждый и не всегда. Мы недавно в «Антикафе» проводили вечер поэзии, все слушали стихи Есенина, цитировали наизусть. И не было человека, как это обычно бывает на мероприятиях, заглядывающего в телефон. Это было живое, очень интересное общение. Когда это занимательно, молодежь с удовольствием подхватывает идею и принимает участие. По поводу электронных носителей информации можно сказать, что здесь есть и свои плюсы, и минусы. Это огромное информационное поле, доступное каждому человеку, и не воспользуется его возможностями только ленивый. Но тут тоже нужен грамотный подход, нельзя читать все подряд».
«Дети должны чувствовать книгу, — включилась в разговор заслуженный учитель, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 7 Ирина Бердникова. — А с электронной версией особенно не поработаешь. Мои ученики быстро это поняли и сменили электронные книги на поход в библиотеку. И это правильно. Читать можно и электронные версии, а вот изучать — только в классическом напечатанном виде. И от нас, взрослых, очень многое зависит: научить ребят читать со смыслом, вдумываться, сопереживать героям. Работа с текстом дает образец высокодуховного поведения человека, а все православное воспитание ориентировано на образец».
«Конечно, все начинается в семье, — взял слово преподаватель русского языка школы № 5 Александр Иванович Покрашенко, — а школа дает огранку и направление. Большая роль принадлежит учителю литературы, его слову, его манере, его жесту, его интонации. Чтение литературы, в особенности хорошей, написанной хорошими авторами, прямым образом помогает развитию определенного, четкого, ясного и связного мышления и, соответственно, речи.
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек в высоком смысле слова становится таковым благодаря литературе. Все ценности он черпает из книг.
Книга — источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Сейчас, когда учителя русского языка и литературы завалены канцелярской работой и из обучающей программы убраны основополагающие постулаты, дети даже разучились писать сочинения, а по требованию на ОГЭ оно должно составлять не менее 70 слов. Как ребенок может раскрыть свою душу и поразмышлять? Таким образом и отбивается любовь к чтению. Сейчас школа поставлена в такие рамки, что тяжело не только учителю с опытом работы, но и самим ученикам».
«В основе классики лежат нравственные принципы, — высказал свое мнение отец Герман. — В Священном Писании тому масса примеров. Сейчас идет духовное возрождение. Мы стараемся возродить новую, грамотную Россию. Страна у нас пестрая, богатая, полна своих традиций, и интерес подрастающего поколения к книге не иссякает. Ведь маленькие дети всегда любят книжки с картинками и стихи любимых авторов. А вот когда они подрастают, привьем мы им любовь к книге или нет, — это зависит от семьи и учителей. Во все времена юное поколение интересовалось художественными произведениями. Влияние лучших образцов художественной литературы на эстетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении.
Русская художественная литература выполняет художественно-эстетические, нравственно-этические функции и является важным средством воспитания культуры поведения. Книжные герои живут своей жизнью, некоторые из них — не всегда положительные герои. Наблюдать их перевоспитание и изменение взглядов, проживать с ними события — это важно, для того чтобы ребенок понял, что такое хорошо и что такое плохо. Из книг можно почерпнуть прописные истины: помогать ближнему, не лгать, любит природу и беречь её».
Продолжил эту мысль ученик 10 класса школы № 4 Александр Соколовский: «В тенденциях современных профессий, которые направлены именно на общение с людьми и на какую-то социальную активность, не обойтись без художественной литературы, потому что большинство художественных произведений описывают те житейские ситуации, на которых можно учиться. Главные герои произведений показывают иногда, как нельзя поступать, — и ты стараешься не повторять их ошибок. Это помогает человеку в жизни».
По теме «Человек не может быть успешным, если не читает художественную литературу», подводя итоги диспута, директор «Арткафе» Алеся Федотова сказала: «Хочу отметить, что чем сложнее слог, тем более сложные связи формирует наш мозг, и человек может быть более успешным в жизни, просто читая художественную литературу. Такие вещи молодежь сейчас понимает, и какая разница, читают они книги в электронном виде или напечатанные классическим способом. Возможно, с возрастом молодое поколение придет к пониманию того, что литературу необходимо читать и никакой кинематограф её не заменит».
В заключение участники круглого стола обсудили, кто и что читает сегодня. Как выяснилось, многие перечитывают классиков.
Так давайте не будем забывать, что книга — это вечное, доброе, мудрое. И по возможности читать всегда и везде.