>Ка-62: из военных – в гражданские

Ростех готовится к запуску серийного производства многоцелевых вертолётов Ка‑62. В ноябре прошедшего года машина завершила большой этап своей истории – получила сертификат типа, а в 2022 году уже планируется запуск производства и дальнейшие поставки Ка‑62 заказчикам.

В числе основных сфер применения нового вертолёта – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Однако когда-то история Ка‑62 началась с разработки армейского вертолёта. О том, какая машина стала военным прототипом Ка‑62, как создавался вертолёт и какие его ждут перспективы, – в нашем материале.

Влететь в свободную нишу

Предыстория появления Ка‑62 началась в 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолёт для армейской авиации. Функции будущей машины постепенно расширялись – от разведки и целеуказания до борьбы с бронированной техникой и перевозки небольших групп десанта. При этом вертолёт, получивший сначала код В‑60, а затем К‑60, должен был развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу схемы с рулевым винтом.

Новый вертолёт был призван занять нишу между распространённым тогда Ми‑8 и более лёгкими вертолётами. К концу 1980-х годов многоцелевой Ми‑4, перевозивший грузы массой около 2 тонн, устарел и повсеместно подвергался списанию, а Ми‑8 для этих целей использовать было нецелесообразно.

В течение нескольких лет ТЗ на вертолёт менялось, Ка‑60 много раз дорабатывался, развивались различные модификации машины, при этом в работе применялись самые современные на тот момент технологии и материалы. К началу 1990-х годов в связи с ситуацией в стране поток госфинансирования конструкторских работ практически прекратился. Чтобы как-то продержаться на плаву, ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка‑60 под кодом Ка‑62.

В 1991 году макет нового вертолёта демонстрируется на первом Международном авиасалоне в Москве. Ка‑62 сохранил аэродинамическую модель и конструктивные особенности военного собрата. Впервые в российском вертолётостроении в нём были применены ЖК-дисплеи в кабине, также были увеличены показатели комфорта и безопасности. Макет в пассажирском и грузовом исполнении демонстрировался на всех возможных выставках, налаживались контакты с зарубежными производителями комплектующих и будущими заказчиками. Однако проблемы с финансированием не позволили проекту реализоваться в полной мере, и он фактически был заморожен. Военный Ка‑60 продолжал разрабатываться параллельно и даже совершил в 1997 году первый полёт, но тоже так и не был доведён до серийного производства.

Возрождение на новом витке

В 2010 году холдинг «Вертолёты России» возобновляет проект Ка‑62 с некоторыми изменениями. Премьера обновлённого макета состоялась на HeliRussia‑2012. Основные перемены затронули шасси и моторный отсек: вместо российских турбовальных двигателей РД‑600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.

Многоцелевой Ka‑62 спроектирован с применением последних мировых достижений авиационной промышленности и отвечает российским и международным нормам лётной годности. Он может применяться в пассажирском, грузопассажирском и грузовом вариантах, перевозя до 15 пассажиров или 2 тонны груза в кабине либо 2,5 тонны на внешней подвеске.

В Ка‑62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт в кольцевом канале. Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищённым от повреждений. При меньшем диаметре рулевой винт вращается на высоких оборотах и вызывает меньше вибраций.

Вертолёт может применяться в максимально широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от –50 до +50 градусов по Цельсию. Ка‑62 способен осуществлять полёты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения, возможна эксплуатация вертолёта с базовых аэродромов, нефтяных платформ, неподготовленных грунтовых площадок. Есть планы по созданию военной версии.

Вертолёт отличается высокой крейсерской скоростью (290 км/ч) и высокой долей композитов в конструкции (до 50 %). Ка‑62 оснащён колёсным шасси повышенной энергоёмкости, имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

Кроме того, Ка‑62 оснащён современным комплексом авионики. Новейшая система управления общевертолётным оборудованием позволила снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить её обслуживание.

Первый «безбумажный» двигатель

Как уже говорилось выше, первые серийные модели Ка‑62 будут оснащаться иностранными двигателями. Однако работа над российским аналогом уже идёт: в рамках реализации программы импортозамещения Объединённая двигателестроительная корпорация Ростеха создает вертолётный двигатель ВК‑1600В, который будет устанавливаться на Ка‑62 и другие машины взлётной массой 5-8 тонн. Новый двигатель создаётся максимально схожим с текущим, чтобы облегчить будущий переход и ускорить сертификацию.

Это первый в отечественной истории авиадвигатель, спроектированный исключительно с применением 3D-моделирования. При этом вся конструкторская документация для него выпущена в электронном виде. Цифровизация процессов уже ускорила и упростила многие этапы работы над силовой установкой и в будущем позволит более эффективно развивать и поддерживать проект.

Ещё одной особенностью будущего двигателя станет то, что детали для него будут изготавливаться методом 3D-печати. Соответствующее оборудование уже установлено в Центре аддитивных технологий Ростеха. В демонстраторе ВК‑1600В до 70 % литых деталей заменено на детали, «выращенные» на 3D-принтере.

Первый двигатель-демонстратор ВК‑1600В, созданный санкт-петербургским «ОДК-Климов», был представлен на авиакосмическом салоне МАКС‑2021, после чего отправился на первые испытания. В рамках программы импортозамещения планируется получить сертификат типа для редуктора, двигателя и трансмиссии, а в дальнейшем – и для топливной системы.

Многоцелевые перспективы

На данный момент построено три опытных Ка‑62, которые участвуют в программе лётных испытаний. Они созданы Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в Приморском крае. Здесь же организовано серийное производство, для которого на заводе уже заложен первый фюзеляж. Выпуск Ка‑62 является одним из ключевых проектов в развитии Приморья – власти рассчитывают на применение нового вертолёта для решения вопросов транспортной доступности в регионе.

Одним из стартовых эксплуатантов Ка‑62 станет Группа Газпромбанк Лизинг. Между лизинговой компанией и холдингом «Вертолёты России» в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС‑2021 был подписан договор, предполагающий взаимное сотрудничество сторон при организации поставки трёх вертолётов Ка‑62. Лизинговая компания согласовала возможность приобретения многоцелевой машины Ка‑62 для дальнейшей передачи эксплуатантам Дальнего Востока на условиях финансовой аренды.

30 ноября 2021 года Росавиация выдала сертификат типа для Ка‑62, позволяющий начать поставки вертолёта. Полномасштабное серийное производство и первые поставки заказчикам запланированы на 2022-2023 годы. Следующий шаг – сертификация по европейским нормам лётной годности в EASA. В дальнейшем «Вертолёты России» планируют расширять возможности Ка‑62 за счёт сертификации дополнительного оборудования, например, внешней грузовой подвески, грузовой лебёдки, медицинского модуля.

Первые серийные поставки Ка‑62 планируется начать при финансовой поддержке Фонда развития промышленности и коммерческих банков.

Вертолёт будет интересен широкому кругу заказчиков в России и за рубежом и сможет занять нишу вертолётов среднего класса с максимальной взлётной массой 4-7 тонн.

от admin