>«Когда часы двенадцать бьют!»
Новый год является наиболее древним из большинства праздников планеты Земля, который отмечают и сегодня. Такое долголетие вполне объяснимо: этот праздник отмечают практически во всех цивилизованных странах. Более того, он касается абсолютно всех.
Согласно записям, сделанным в Древней Месопотамии, шумеры имели обычай отмечать праздник нового года. Традиция существует более пяти тысяч лет, так как отсчитывается с третьего тысячелетия до нашей эры.
Следующий виток развития празднования Нового года произошёл в Древнем Риме. Здесь его отмечали в январе. Выбор месяца объяснялся тем, что посвящался римскому богу всех начал – Янусу.
В России, впрочем, Новый год не всегда отмечали с первого на второй зимний месяц. Дело в том, что праздник встречали по другому календарю. До 1492 года каждый год начинался 1 марта. С 1492 года и вплоть до начала ХVIII столетия новый год встречали 1 сентября. Тогда он назывался Первый день в году. Никакого протеста эта дата не вызывала, поскольку к этому времени новый год как праздник практически не отмечался. Для городского населения смысл сельскохозяйственного цикла был неактуален, а в деревнях весенний праздник постепенно слился в причудливый клубок с языческой Масленицей и христианской Пасхой. К тому же грамоте крестьяне были не обучены и календарей не ведали. В итоге переход на сентябрьский отсчёт был актуален лишь в приказном делопроизводстве да монастырском летописании. Царь, бояре и высшее духовенство стояли особую новогоднюю службу в Успенском соборе, но никакого народного гулянья с увеселениями не предусматривалось. Так продолжалось до 1699 года.
Новогодние торжества на Красной площади
Путешествуя с «великим посольством» по Европе, государь Пётр Алексеевич с удивлением узнал, что вести летоисчисление от сотворения мира уже не модно. Примерно как ходить в широких кафтанах, не носить парики или не брить бороду. Оказалось, что ещё в 1582 году при папе Григории XIII европейский календарь был обновлён, а отсчёт теперь повсеместно ведут от рождества Христова. В честь означенного папы-реформатора календарь этот именовали григорианским, и принят он был даже в западных православных странах. Но правившему на Руси Ивану Грозному Европа была не указ, и здесь продолжали жить по старому византийскому календарю, несмотря на то что сама Византия канула в Лету. И Пётр пришёл к выводу, что пора объединиться со всем миром, посему со свойственной ему решимостью издал указ, который был зачитан на всех площадях страны. Приводим его столичный (московский) вариант целиком:
«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: «Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».
Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем по велению Петра Великого. Традиции шумного празднования и массового употребления фейерверков, как следует из документа, заложил тоже он. Правда, принимая новый календарь, государь по непонятным доселе причинам не учёл или сознательно проигнорировал двухнедельную разницу в числах, оставшуюся с «юлианских» времён. Так и зависли мы между «григорианской» Европой и Византией, года отсчитывали на один манер, а числа – на другой. Эта путаница была устранена уже при советской власти в 1918 году, зато в стране появился уникальный и исключительно русский праздник – «старый Новый год». Кстати, и новый год по старому, византийскому, исчислению теперь наступает не 1-го, а 14-го сентября.
Петру мы должны быть благодарны и за самый главный новогодний атрибут – ёлку. Как следует из приведённого указа, царь в приказном порядке перенёс старую германскую и голландскую традицию на русскую почву. Ёлки под угрозой штрафа стали устанавливать в трактирах и кабаках, только не внутри, как сейчас, а снаружи. Но постепенно обычай прижился и стал доброй новогодней традицией. О существовании главных праздничных персонажей – Деда Мороза и Снегурочки – на Руси тогда даже не помышляли, они появились гораздо позже.
Дедушка Мороз и Снегурочка
Впервые Дед Мороз и Снегурочка появились менее 200 лет назад, ближе к середине XIX века, причём как литературный герои, совершенно не связанные с традицией празднования Нового года. Модными стали произведения в псевдонародном сказочном или былинном стиле. Тогда-то в «Сказках дедушки Иринея» Владимира Фёдоровича Одоевского (первое издание вышло в 1840 году) появился некий Мороз Иванович, а почти одновременно у Николая Некрасова – Мороз Красный нос. Конечно, это были ещё не законченные образы, а лишь их предтеча. Чуть позже появилась и Снегурочка – одноимённую пьесу Александр Николаевич Островский написал в 1873 году под влиянием работы историка и этнографа А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Знаменитый драматург использовал лишь имя, а сюжет придумал сам. Кстати, там Снегурочка предстаёт дочерью Деда Мороза и загадочной Весны-Красны. Через некоторое время появилась сказка Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка», а Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка». Пожалуй, именно она стала главной вехой в становлении образа Снегурочки. Оперу поставили в Большом театре, она имела неимоверный успех. На своих полотнах героиню изображали В. М. Васнецов, Н. К. Рерих и М. А. Врубель. Имена Деда Мороза и Снегурочки постепенно стали привычными и знакомыми.
«Ёлки» и «Голубой огонёк»
С начала ХХ века в России стали устраивать рождественские детские праздники, именуемые ёлками. Сначала их проводили благотворительные организации в сиротских приютах, но постепенно эта традиция ушла в народ. А вот в престижных учебных заведениях были распространены рождественские балы – без Дедов Морозов и Снегурочек, но с красиво украшенными ёлками. В годы Первой мировой и Гражданской войн было не до праздников, хотя в мемуарах многих жителей обеих столиц есть рассказы о том, что крупные города на Рождество были буквально завалены ёлками – крестьяне окрестных деревень привозили их в надежде продать или обменять. Пользовались отсутствием власти. После Гражданской войны ёлки как праздник объявили пережитком буржуазного прошлого, Дед Мороз и Снегурочка оказались вне закона. Всё изменилось 28 декабря 1935 года, когда газета «Правда» опубликовала открытое письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям «ёлку». Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению «ёлки», которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные «ёлки» для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская «ёлка»! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года «ёлку» для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической Родины. Организации детской новогодней «ёлки» наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская «ёлка» является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую «ёлку» во всех городах и колхозах».
Уже через три дня в харьковском Дворце пионеров состоялось первое представление. Далее по стране пошла волна «ёлок», одновременно стали создаваться новые атрибуты праздника. Вот тут-то и появилась эта неразлучная парочка – Дед Мороз и Снегурочка. Первое официальное явление то ли дочки, то ли внучки деда произошло в 1937 году в московском Доме Союзов. Кстати, это исключительно отечественное ноу-хау – у Санты, как известно, подруги нет, только олени.
Уже после войны начали формироваться ставшие привычными всем россиянам традиции советского отмечания Нового года. О Рождестве в атеистической стране как-то забыли – его отмечали лишь верующие, да и то неофициально. В 1947 году 1 января стало выходным, что придало празднику государственный статус. А в 1962-м состоялся первый «Голубой огонёк» и были показаны Кремлёвские куранты. Вся страна одновременно стала поднимать бокалы «Советского шампанского» и проводить часть новогодней ночи перед экранами.
В 1976-м Леонид Ильич Брежнев впервые выступил с телевизионным поздравлением, и это тоже стало практически новогодним обрядом. А вот традиции «31 декабря с друзьями ходить в баню» до фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» не существовало, её придумали создатели фильма Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Впрочем, этот фильм сам давно стал новогодней традицией. В новой России традиция праздновать широко и весело Новый год сохранилась, но теперь каникулы стали называть «рождественскими и новогодними» и длятся они больше недели. Стало хорошей традицией проводить всенародную акцию «Ёлка желаний», в которой активно участвует Президент России Владимир Путин, члены Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации.