>Легендарный Ми-24: 50 лет со дня первого подъёма

Многие бывшие и нынешние работники ПАО ААК «ПРОГРЕСС», сегодняшнего лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, до сих пор с теплотой и воодушевлением вспоминают те годы, когда завод ударными темпами выпускал легендарные вертолеты Ми‑24. Это неудивительно, ведь в период с 1970 по 1990 годы на «Прогрессе» было выпущено около 2500 вертолётов Ми‑24 различных модификаций, которые до сих пор состоят на вооружении более 40 стран мира, а само предприятие в то время сделало значительный экономический и технический шаг вперед.

За время своей службы вертолеты типа Ми‑24 приняли участие более чем в четырех десятках войн и вооруженных конфликтов по всему миру, заслужив репутацию надёжных воздушных бойцов и грозных противников. Один из самых значимых среди них – афганский. В сложном горном климате и тяжёлых боевых условиях винтокрылый штурмовик поддерживал своим огнём десантные Ми‑8, помогал с воздуха подразделениям сухопутных войск. И даже в наши дни, несмотря на солидный стаж, эта мощная боевая машина продолжает исправно нести службу и по-прежнему остается одной из лучших в мире.

Но сегодня мы вспоминаем об этом вертолёте не за его боевые качества, а потому, что ровно 50 лет назад, 5 ноября 1970 года, состоялся первый полёт вертолёта Ми‑24А с заводского аэродрома. Подробнее об этом значимом событии можно прочесть в книге Н. Т. Рыбака «История создания и развития авиакомпании «Прогресс» и в книге А. М. Борт­ника «Летать во сне и наяву».

6 мая 1968 года вышло постановление Совета министров СССР № 309-119 «О постановке на производство на заводе «Прогресс» вертолёта Ми‑24″. В рекордно короткие сроки на завод стала поступать конструкторская документация, а с 1969 года начинается производство первых в СССР транспортно-боевых вертолётов Ми‑24А. Тогда этот вертолет в документах называли «Изделие В‑24».

Работа была очень напряженной, приходилось трудиться в несколько смен. В архиве предприятия сохранился приказ директора, устанавливающий некоторые выходные дни рабочими, что помогло увеличить сроки работы. Численность цеха окончательной сборки в то время увеличилась до 300 человек, пришло много молодёжи. В процессе работы возникало множество вопросов, но на предприятии всегда находилась большая группа конструкторов из Конструкторского бюро имени М. Л. Миля во главе с заместителем главного конструктора В. С. Отделенцевым. Они тут же вносили конструктивные изменения. Решения принимались молниеносно, и порой, по словам современников, даже чертежи «набрасывали» тут же на оберточную бумагу да и вообще на все, что было под рукой. А вместо стола в спешке зачастую использовалось собственное колено.

Уже в конце октября 1970 года сборочный цех отрапортовал о готовности первой машины Ми‑24А для передачи ее на испытания. Таким образом, увеличенное количество рабочих дней, смен – все это и позволило директору уже 4 ноября начать подписывать приказы о премировании отдельных работников, выполнивших особо важные задания в сроки графика, с преамбулой: «за освоение и сдачу первого изделия В‑24».

Согласно приказам директора завода Н. И. Сазыкина, находящимся в заводском архиве, плановая дата первого подъема Ми‑24 была приурочена к празднику 7 ноября. В 1970 году страна готовилась отметить 53-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.

Первым лётчиком, поднявшим первый изготовленный на заводе вертолёт Ми‑24 в небо над Арсеньевом 5 ноября 1970 года, стал лётчик-испытатель ОКБ им. М. Л. Миля, чемпион СССР по вертолётному спорту Гурген Рубенович Карапетян – впоследствии Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель. Подъем проходил в волнующей атмосфере.

«Это был хороший ноябрьский день. Погода была не солнечная, но безветренная – в общем, благоприятная для полёта. Собралось много людей, весь аэродром был забит. Мы «повисели» немного, освоились и проверили машину, а затем выполнили полет по кругу на скорости 150 км/час. Выполнили посадку, обсудили технические моменты. Вроде ничего необычного, кроме невероятного воодушевления, которое чувствовалось от всех людей, собравшихся посмотреть, как впервые взлетает в небо машина, на которую было потрачено много их сил и энергии.

Но больше всего этот день мне запомнился тем, что ко мне тогда подошёл Николай Иванович Сазыкин и попросил сфотографироваться вместе. Я, естественно, отказался, но после полёта сам подошёл к нему и сказал: «А вот теперь давайте фотографироваться». Николай Иванович спросил, почему я сперва отказал ему? И я рассказал ему про поверье – перед полетом не фотографироваться. Тогда он быстро сменил гнев на милость.

Когда же мы облетали машину и вернулись в Москву, меня тут же вызвали в Министерство и сказали, что всю первую партию из пяти машин облетывать буду я. А уже после я передал машину заводским летчикам. Все они предварительно переобучились в школе лётчиков-испытателей на управление вертолётом, а на месте мы отработали программу, в том числе посадку с одним работающим двигателем», – поделился своими воспоминаниями Гурген Рубенович Карапетян.

Отметим, что позднее на вертолёте Ми‑24 Гурген Рубенович обнаружил такое явление, как не­управляемое вращение (вертолетный штопор) и «подхват». Однажды при проведении испытании он сам побывал в таком вращении – угловая скорость вертолета составляла 90 градусов в секунду, то есть вертолёт выполнял один оборот за 4 секунды, и все это происходило на высоте одного метра от земли. Только на 7-м витке ему удалось выйти из вращения. Так Гурген Рубенович стал первым лётчиком, который попал в «вертолетный штопор» и вышел из него. Были проведены соответствующие доработки, и впоследствии на вертолёте Ми‑24 и его модификациях это явление больше не встречалось.

Кроме того, на вертолете Ми‑24 Гурген Рубенович Карапетян 21 сентября 1978 года установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов – 368,4 км/ч, превысив на 13 км/ч рекорд скорости, установленный в 1970 году на американском скоростном вертолете S‑67. Так имя Гургена Рубеновича Карапетяна было впервые занесено в Книгу рекордов Гиннесса. По словам Гургена Рубеновича, изначально показатели Ми‑24 были значительно выше – около 380 км/час, но этот результат не был зафиксирован. Во втором проходе результат оказался ниже, в силу того что нанесенный на лопасти лак частично был поврежден. Также стоит отметить, что с вертолета было снято крыло для уменьшения вредного сопротивления. Рекорд Ми‑24 стал абсолютным рекордом скорости для вертолетов и продержался 11 лет. Лишь в 1989 году он был превзойден английским вертолетом «Супер Линкс».

А чуть ранее на вертолетах Ми‑24 было установлено ещё несколько мировых рекордов. В 1975 году экипаж летчиков-испытателей Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской установил восемь мировых рекордов по скорости и грузоподъемности.

Гурген Рубенович также рассказал, что в настоящий момент к выпуску готовится книга «Они были первыми», посвященная вертолёту Ми‑24. В эту книгу планируется включить информацию о лётчиках «Прогресса», которые первыми летали на Ми‑24. Взлет и испытательные полеты первых пяти вертолетов 245 (Ми‑24А) выполнял экипаж в составе летчика-испытателя Гургена Рубеновича Карапетяна, ведущего инженера по летным испытаниям летно-испытательной станции (ЛИС) Анатолия Адамовича Бланка и борт­инженера первого класса Эдуарда Александровича Белоусова.

На вооружение вертолет Ми‑24 приняли в 1976 году после разработки новых систем оружия. И каждый раз при совершенствовании вертолета заводчанам приходилось изменять производственные операции. При выявлении недостатков очередной модификации усовершенствовался производственный процесс. Люди работали с подъемом, творчески. На заводе впервые в Советском Союзе внедрили титановое литье в авиастроении, а также магниевое и кокильное литье, литье по выплавляемым моделям, что позволило изготавливать сложные детали для производства ракет и вертолетов.

Численность цеха окончательной сборки увеличилась до 500 человек. Машина была очень востребована, и в связи с боевыми действиями в Афганистане машин требовалось все больше и больше. Работали одновременно на пяти стендах потоком, в три смены. Работа шла бесперебойно. Часто в цех заглядывал сам Николай Иванович Сазыкин с проверкой и мелом на борту каждой машины ставил сроки сдачи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1977 года за заслуги в создании, испытании и освоении производства вертолёта Ми‑24 машиностроительный завод «Прогресс» был награжден орденом Трудового Красного Знамени, также были отмечены многие работники завода.

Конструкция вертолета Ми‑24 оказалась столь удачна, что послужила основой для создания современного многоцелевого транспортно-боевого вертолета Ми‑35М, который является глубокой модернизацией Ми‑24. Серийный выпуск Ми‑35М начался на «Роствертоле» в 2005 году. Сегодня Ми‑35М поставляется как Министерству обороны России, так и в другие страны. Примечательно, что и в Ростове-на-Дону, и в Арсеньеве вертолёту Ми‑24 установлены памятники.

от admin